Урок литературного чтения в 4 классе: Л.Н.Толстой «Детство»

5
0
Материал опубликован 15 October 2021 в группе

Пояснительная записка к презентации


Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: Лев Николаевич Толстой « Детство».

Цель: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с главой из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к матери.

Задачи урока:

1.Образовательная:

совершенствовать навыки чтения;

работать над выразительностью;

обогащать словарь учащихся;

2.Развивающая:

развивать логическое мышление (умения сравнивать, делать выводы и обобщения);

память ;

3.Воспитательная:

воспитывать любовь к чтению;

воспитывать любовь и уважение к маме;

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

Учебник “Литературное чтение ”,4класс, часть 1.под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М. В. Головановой.

Мультимедийная презентация к уроку.

Карточки с заданиями.

портрет Л.Н.Толстого;

карточки для словарной работы,

Выставка книг с произведениями Л.Н.Толстого.

телевизор


План урока

1.Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний

3. Мотивация учебной деятельности

Введение в тему урока.

4.Работа над темой урока

5.Подготовка к восприятию текста. Словарная работа.

6.Физкульт. минутка.

7. Работа с текстом по учебнику.

8.Анализ произведения.

9.Гимнастика для глаз

10.Итог урока.

11. Рефлексия

10.Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие учителя

- Кто улыбкою жизнь встречает,

Кто улыбкою урок начинает.

Тот, как солнышко, всё согревает.

Тот улыбкою зло побеждает.

- Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки, гостям.

Пусть улыбка сопровождает вас сегодня на уроке.

-Одна китайская пословица гласит:

«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».

И так, что мы будем делать сегодня на уроке? ( Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать и читать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение).

- На уроке мы с вами будем работать в парах, группах . Давайте вспомним правила работы которые вы должны соблюдать при работе в группах, парах.

(« Не выкрикивай!», «Не перебивай!», «Уважай товарища!») Слайд 2

2. Актуализация опорных знаний

Проверка изученного материала.

- Давайте, ребята, вспомним название раздела, с произведениями которого мы знакомились на предыдущих уроках. (“Чудесный мир классики”.) Слайд 3

-Назовите авторов и произведения, с которыми мы уже познакомились в этом разделе. (П.П.Ершов «Конек –Горбунок», А.С.Пушкин «Туча», «Уж небо осенью дышало», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», М.Ю.Лермонтов «Ашик- Кериб» )

- Хорошо ли вы помните их содержание? Проверим.

- Сейчас вы выполните полученное задание.

- Вставьте пропущенные слова в знакомые вам тексты.

1. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь________________ (Магуль-Мегери)

2. Тут её тоска взяла, и царица умерла. Лишь её похоронили,______________ тотчас учинили (свадьбу)

3. Расступись, о старец - море, дай приют моей ___________ волне)

4. «То есть, это будет десять». Царь тотчас велел отвесить И, по милости своей, Дал в прибавок____________рублей. (пять)

5. Последняя ____________рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури (туча)

6. И жених сыскался ей,______________Елисей. (королевич)

7. Тогда Ашик взял комок ____________ из-за пазухи, развёл его водою и намазал матери глаза. (земли)

8. Унылая пора! Очей _________________

Приятна мне твоя прощальная краса ( очарованье)

А сейчас, каждый из вас почувствует себя в роли учителя.

( Взаимопроверка. Оценивание) Слайд 4

3. Мотивация учебной деятельности

-А теперь, ребята, приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись  английских букв и замените их на буквы русского алфавита. А сделайте это задание с помощью клавиатуры, которую мы с вами изготовили на уроке технологии.

-Что это за фамилия? Слайд 5

-Верно, ребята.

Во всем мире знаменит,

Литературный вклад его велик.

Он граф богатый, но простой

Лев Николаевич Толстой Слайд 6

Сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись на экране Слайд 8

1)продолжим знакомиться с творчеством __________________________

2) учиться правильно, выразительно читать и анализировать _______________, отвечать на _______________ .

3). отвечать на поставленные вопросы.

Слайд 9

Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Л.Н.Толстого; учиться правильно, выразительно читать рассказ, анализировать его отвечать на поставленные вопросы.

- В 1, во 2, 3 классах мы знакомились с вами с биографией и творчеством Толстого. Давайте вспомним.

(Рассказ ученика биографии Л.Н.Толстого.)

- В каком году родился Л.Н. Толстой? (1828)

-Умер? (1910 г)

- Давайте посчитаем сколько лет прожил Толстой?

(ученик выходит к доске и записывает пример -82 г.)

-Полное собрание сочинений Толстого составляет 90 томов. Конечно, 90 томов мы не прочли, но некоторые рассказы уже знаем. Давайте вспомним.

(Работа в группах)

1 группа: «Вспомни произведение»

Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?

1.« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». (Старый дед и внучек)

2. «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…(Акула)

3.« Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…» (Прыжок)

4.«…мальчик осмелился и сказал:

- Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!...
Учитель остановил его и сказал:
- Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.» (Филиппок)

5.«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…» (Лев и собачка) 9 слайд

2 группа:   «Угадай название».

Перед вами иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого. Вспомните их названия. Слайд 11

3 группа: «Найди пару». Соотнесите пословицу и произведение, к которому она подходит.

1.Крепкую дружбу и топором не разрубишь «Лев и собачка»

2.Кто родителей почитает, тот во век не погибает «Старый дед и внучек»

3.«Кто грамоте горазд, тому не пропасть» «Филиппок»

4 Гордится отец, что у него сын - храбрец. «Акула» Слайд 12

Ответы учащихся.

- Чему учат нас рассказы Л.Н.Толстого?

(Его произведения учат добру и справедливости, нравственности.)

4.Речевая разминка

Чистоговорка Слайд 13

Ок-ок-ок –продолжаем наш урок

Ать-ать-ать – будем повесть Толстого читать

Ять-ять-ять – будем знания свои применять

Ость-ость-ость - развивать выразительность

Ев-ев-ев – охарактеризуем новых героев

Ра-ра-ра – проведем урок добра

Игра «День и ночь» Слайды 14,15,16,17,18

На стихотворение дано 4 слайда:

1-й слайд: читаем, обсуждаем

2-й слайд: «ночь» - закрываются некоторые слова; день» –прочитать стихотворение, восстановив все слова

3-й слайд: «ночь» - еще закрываются слова; «день» - опять прочитать стихотворение, назвав правильно слова

4 -й слайд: «ночь», «день» - опять прочитать стихотворение, назвав правильно слова

У каждого есть в жизни «Берег детства»,

Где море сказок и волшебных снов.

На эту красоту не наглядеться…

Так хочется вернуться вновь и вновь

Игра «Потерялась буква» слайд 19

Прочитайте слова написанные на доске. Определите какие буквы потерялись?. Давайте допишем недостающие буквы и прочитаем слова. Из заглавных букв составьте слово.

(Дети по очереди выходят к доске и дописывают букву)

Добрые

Единственные

Теплые

Светлые

Таинственные

Важные

Оставшиеся …. (в памяти воспоминания Льва Николаевича Толстого)

5. Введение в тему урока

-Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома творческой жизни этого писателя и познакомимся с отрывком из повести “Детство”.

Слайд 20

- Это произведение является трилогией. Новый для вас жанр художественной литературы слайд 21

Трилогия - три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета (С.И.Ожегов).

- Мы почитаем лишь одну главу из трилогии Толстого  «Детство», «Отрочество», «Юность».

История появления повести "Детство”.

- Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман «Четыре эпохи развития»,( Эпоха- длительный промежуток времени, выделяемый по каким либо характерным особенностям и характеризующийся выдающимися событиями или явлениями) в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни; в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве недоверчивость; в юности красоту чувств.

На Кавказе написана первая часть задуманного рассказа «Детство»; позднее были созданы две другие – «Отрочество», и «Юность», а четвёртая часть «Молодость» так и осталась ненаписанной.

- Давайте немного остановимся на понятиях. Слайд 22

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от 11-14

Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

-Определите какой у вас возраст? (Детство)

-И сама трилогия необычная.

- Вы помните, что такое автобиография? Трилогия автобиографическая.

-Как вы думаете, о чём будет говориться в главе «Детство»? 

(ответы детей)

-Правильно, Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа,  повествование в котором ведётся от лица главного героя  Николеньки Иртеньева , который будет переживать все чувства Толстого, делиться с нами его воспоминаниями от своего имени.

- Прежде чем мы познакомимся с повестью «Детство», давайте прочитаем воспоминания внука Льва Толстого – Сергея Сергеевича Толстого.

Работа с учебником стр.114

Самостоятельное чтение

Работа по тексту «Вопрос-ответ»

1. Сколько лет было Сергею, когда он впервые увидел дедушку?

(Правильно, Сергею было 5 лет.)

2.У кого жил Серёжа в то время?

(Правильно, Серёжа жил у своего дедушки по материнской линии Рачинского Константина Александровича.)

3.Какой была обстановка в доме у Рачинского?

(Правильно, обстановка была богатая.)

4.На каком этаже располагалась квартира Рачинского? (Правильно, квартира Рачинского располагалась на втором этаже.)

5.Кто жил на первом этаже этого дома? (Правильно, на первом этаже жила прислуга.)

(Правильно, Лев Николаевич задержался на кухне, разговорился с кухаркой.)

6.Что бы вы сказали о писателе, как о человеке?

(Правильно, Лев Николаевич показал, что он считает кухарку таким же человеком, как и он.)

7.Как Сергей Толстой в этом эпизоде показал сравнение своих дедушек?

-(Правильно, Сергей Сергеевич Толстой рассказал о том, что его дед, хоть он был и из графской семьи, не считал себя выше простых крестьян. А дед по материнской линии – наоборот, не замечал в своём доме этих же людей.

-Мы смогли заглянуть в детство маленького мальчика Сережи Толстого

- А теперь знакомимся с отрывком из повести «Детство».

- Л.Н. Толстой работая в школе проводил игры со своими учениками

-Мы с вами немножко отдохнем и проведем физкультминутку

6.Физкультминутка.

7.Подготовка к восприятию текста.

Словарная работа. Слайд 23

-Как вы думаете, о чем будет говориться в главе “Детство”? (Предположения детей.)
- В тексте вам встретятся слова. Как вы понимаете их значение?

Лелеять воспоминания(нежить, заботливо ухаживать за кем, чем-нибудь).

Возвышают мою душу – (делают душу чище и лучше)

Лучшие наслаждения – (высшая степень удовольствия)

Отуманенными дремотой – (под властью сна)

Сладкие грезы – (счастливые воспоминания)

Ваточный халатец – (халат с подкладкой из ваты)

Добродетель(положительное, нравственное качество, высокая нравственность).

Подле меня – (возле меня)

8.Первичное восприятие текста

Чтение рассказа до слов «Воспоминания эти….»

- О чём рассказывает нам автор в самом начале?

- Что делают  с автором эти воспоминания о детстве? (освежают, возвышают душу и служат источником наслаждений).

Чтение до слова Маман.

-О каком из воспоминаний идёт речь? (о вечернем чае)

- А вам близки эти ощущения? Бывали ли  у вас такие случаи?

Чтение до конца рассказа.

9.Гимнастика для глаз

10.Работа с текстом после чтения Беседа по содержанию -Какие чувства вы испытали, прочитав эту главу? (нежности, любви, восхищения, восторга)

-Почему? (речь идёт о самом дорогом человеке – маме)

- Что чувствует Николенька впросонках? (Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы).

-Попробуйте обобщить прочитанное и ответить, какая была у Николеньки мама? (Ответы детей)

-А как вы думаете, любила ли мама своего сына? Какие выразительные слова – действия заставляют нас это почувствовать? Зачитайте.(Она молчит с минуту….)

- Обратите внимание на иллюстрацию, предложенную художником. Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует (…и над ухом звенит тихий знакомый голос). С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка с плеском воды).

-Что, по вашему мнению, хотел передать Л.Н.Толстой через чувства Николеньки? (Ответы детей) Этим произведением он признаётся маме в любви.

- А вас мамы называют ласковыми словами? - А вы часто говорите своим мамам, что вы их любите?

- С кого начинается всё в нашей жизни?

(Видеозапись «Притча Ангел и мама») Слайд 24

(демонстрация иконы Богородицы)

-Что это, ребята? Кто на ней изображён?

Это Богоматерь. Она тоже мать. Наша помощница и заступница. Тысячи матерей молятся ей и просят не за себя, а за кого? Да, за нас, своих детей, потому что нет для матери большего счастья, чем счастье её детей.

11. Итог урока.

- Чему учит нас повестьЛ.Н.Толстого?

(ответы детей)

- Мне сегодня понравилась наша совместная работа.

- А вы, ребята, довольны?

-Мне хочется посмотреть, как вы оцениваете свои действия, знания.

Перед вами 3 разноцветные карточки: зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я произнесу некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

Я вспомнил биографию писателя.

Я знаю, что такое трилогия.

На уроке у меня всё получилось.

Я сегодня узнал много интересного.

Я доволен своей работой на уроке.

-Молодцы!

12.Оценивание

11. Домашнее задание
- На дом я вам предлагаю творческую работу. Написать рассказ о своей маме и подготовить выразительное чтение отрывка.




Предварительный просмотр презентации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»   ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ИНТЕЛЛЕКТ»     Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме «Лев Николаевич Толстой « Детство».       подготовила Кочнева Светлана Ивановна, учитель начальных классов первой квалификационной категории   Луганск, 2021

«Не выкрикивай!» «Не перебивай!» «Уважай товарища!»

Раздел«Чудесный мир классики»

1.Магуль-Мегери 2. свадьбу 3.волне 4.пять 5. туча 6.королевич 7.земли 8. очарованье

k t d y b r j k f t d b x n j k c n j q

«Чуткому сердцу откроются тайны» «Чуткому сердцу откроются тайны» Л.Н. Толстой Годы жизни (1828 - 1910 гг.)

Цель урока 1)продолжим знакомиться с творчеством _________________________ 2)будем учиться правильно, выразительно читать и анализировать ______________, отвечать на _______________ .

Цель урока 1.Познакомиться с творчеством Л.Н.Толстого; 2.Учиться правильно, выразительно читать и анализировать рассказ, 3.Отвечать на поставленные вопросы.

1 группа 1.«Старый дед и внучек» 2.«Акула» 3.«Прыжок» 4.«Филиппок» 5.«Лев и собачка»

2 группа «Филиппок» «Прыжок» «Лев и собачка» «Старый дед и внучек» «Акула»

3 группа 1.Крепкую дружбу и топором не разрубишь «Лев и собачка» 2.Кто родителей почитает, тот во век не погибает «Старый дед и внучек» 3.«Кто грамоте горазд, тому не пропасть» «Филиппок» 4 Гордится отец, что у него сын - храбрец. «Акула»

Чистоговорка Ок-ок-ок – продолжаем наш урок Ать-ать-ать – будем повесть Толстого читать Ять-ять-ять – будем знания свои применять Ость-ость-ость - развивать выразительность Ев-ев-ев – охарактеризуем новых героев Ра-ра-ра – получим урок добра

Речевая разминка Детство У каждого есть в жизни «Берег детства», Где море сказок и волшебных снов. На эту красоту не наглядеться… Так хочется вернуться вновь и вновь…

У каждого есть в жизни «Берег детства», Где море сказок и волшебных снов. На эту красоту не наглядеться… Так хочется вернуться вновь и вновь…

У каждого есть в жизни «Берег детства», Где море сказок и волшебных снов. На эту красоту не наглядеться… Так хочется вернуться вновь и вновь…

У каждого есть в жизни «Берег детства», У каждого есть в жизни «Берег детства», Где море сказок и волшебных снов. На эту красоту не наглядеться… Так хочется вернуться вновь и вновь…

У каждого есть в жизни «Берег детства», У каждого есть в жизни «Берег детства», Где море сказок и волшебных снов. На эту красоту не наглядеться… Так хочется вернуться вновь и вновь…

Добрые Единственные Теплые Светлые Таинственные Важные Оставшиеся ….

Л.Н.Толстой «Детство»

Трилогия - это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.

Детство – это возраст от рождения до 10 лет. Отрочество – это подростковый возраст от 11-14 лет Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

лелеять наслаждение добродетели умиление Нежить, заботливо ухаживать. Нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным. Положительное, нравственное качество. Высшая степень удовольствия

Рефлексия Я вспомнил биографию писателя. Я знаю, что такое трилогия. На уроке у меня всё получилось. Я сегодня узнал много интересного. Я доволен своей работой на уроке.

Домашнее задание 1.Написать рассказ о своей маме 2. Подготовить выразительное чтение отрывка. Стр.115-118  

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.