12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власенко Марина Ивановна7639
Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст. Стародеревянковская
3

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: «Котенок. Л.Н. Толстой»

Л.Н. Толстой «Котенок»

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Котенок», способствовать развитию умения выражать свои мысли и чувства.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

познакомятся с произведением Л. Н. Толстого «Котенок»; научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте

Личностные
результаты

осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

познавательные: предлагают вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

Основное содержание темы

Рассказ, поступок, герой.

Образовательные
ресурсы

учебник, рабочие тетради, интерактивная доска, таблица уровня усвоения учебного материала (для самооценки)

 

Сценарий урока

Этапы
урока

методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые
действия

формируемые
УУД

I. Организация
начала урока

 

Фронтальная, индивидуальная

Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради, учебника)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Познавательные УУД: - выделять существенную информацию из текста; - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц. Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

II. Первичное синтез

1. Речевая разминка (скороговорка)

Чтение согласных букв.

БПВФГНЦЖ

Читаем стоя, глубоко вдыхаем и читаем. В обратном порядке.

Кот Василий пред мышами

хвалился силой своей и усами.

Прочитаем все вместе, в пол голоса скороговорку. О ком говорится в этой скороговорке? (о коте) Кот — это какое животное – домашнее или дикое? (домашнее) А теперь прочитайте шёпотом. Прочитайте так, чтобы вас слышал только ваш сосед. А теперь совсем тихо. Теперь попробуйте прочитать быстро. Еще быстрее.

Читают скороговорку, обсуждают ее. Тренируют технику чтения. Внимательно следуют указаниям учителя. Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - формулировать проблему; - структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; - определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 

2. Вхождение в тему урока

 

 

Посмотрите внимательно на выставку книг. Кто изображен на обложках произведений? (животные: птицы, звери) а для кого написаны эти книги? (для нас – детей) Каких детских писателей вы знаете? (Толстой, Асеева, Барто и др).

Рассматривают обложки книг. Дают оценочные суждения обложкам книг. Отвечают на вопросы

 

3. Рассказ об авторе

Посмотрите внимательно на портрет и скажите, с творчеством какого писателя вы сегодня познакомитесь? А теперь проверим, что вы знаете об этом великом писателе:

Л.Н.Толстой родился в имении …… Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы.

Писатель написал для детей учебник….. «Азбука».

Толстой учил … детей.

Рассматривают иллюстрацию.

 

4. Создание проблемной ситуации

У нас сегодня на уроке будет необычный гость. Чтобы узнать, кто же это, отгадайте загадку.

Все я тапки вам порвал,

А вот папа и не знал.

Я играть готов спросонок -

Милый, маленький ... (котенок)

 

Дети, кто же наш гость? (Котенок)

А как вы думаете, как вы должны относится к котятам и к животным вообще? (бережно, с любовью и нежностью) Должны ли мы заботиться? (конечно, ведь они маленькие)

Подумайте и скажите, о ком пойдет речь в произведении, с которым вы познакомитесь? (о котенке)

А теперь закройте глаза и представьте себе, вы вышли с своим любимым питомцем на прогулку, а ваш питомец выпрыгнул из ваших рук, и вы видите, как на вашего питомца бегут собаки. Что бы вы сделали? Узнаем, как поступил ваш товарищ в подобной ситуации.

Прочитайте название произведения, с которым будете работать на уроке.

Слушают загадку. Отгадывают ее. Осуществляют постановку темы и целей урока. Совместно

с учителем формулируют учебную задачу

III. Анализ

1. Чтение учителем и подготовленными учащимися (чтение с остановками)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Эмоционально-оценочная беседа

 

 

 

3. Деление текста на части прием «Заголовок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Выборочное чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Составление синквейна

 

 

 

Прежде, чем вы познакомитесь с произведением, обсудим. С какими жанрами литературы вы уже знакомы? (басня, сказка, быль, рассказ, стихотворение). А как вы думаете, какой жанр будет у этого произведения? (разные мнения) Что нужно сделать, чтобы узнать, кто прав? (Прочитать произведение) Сядьте правильно, пододвиньте стульчики.

 

Читать мы с вами будем вместе. Я замолкаю, вы продолжаете.

 

 

Мы с вами прочитали рассказ. Поднимите красный квадратик, если вам не понравилось произведение и зеленый, если понравилось. Какое настроение у вас? Какие эмоции вызвало это произведение?

 

А теперь ребята вам предстоит почувствовать себя в роли художников и показать нашему гостю, как мы умеем работать с иллюстрациями. У нашего текста есть три части и вам предстоит их найти. К каждой части я подготовила название, и ваша задача сначала пересказать эту часть, а затем найти ее в учебнике.

1. Кошка.

Кто герои этого произведения? (Катя и Вася) Скажите, какое событие произошло весной? (Кошка родила котят) Что сделали дети, когда нашли котят? (они спустили ящик и стали ухаживать за ними).

Л.Н. Толстой жил двести лет назад и его речь отличалась от нашей с вами. Найдите слова, которые сейчас не используются в речи. (амбар, подле).

Подберите синонимы к каждому слову.

Амбар – сарай

Подле – возле

2. Котенок.

Всех ли котят оставили себе дети? (нет, оставили только одного). Опишите того котенка, которого оставили дети. (с серым пятнышком на мордочке и белой лапкой)

3. Урок.

Что за несчастье произошло с котенком? (его испугали собаки) Кто проявил себя как герой? (Вася)

Почему он спас котенка? (Потому что это было его друг и больший обязан защищать меньших). Автор использовал выражение «пустился что было духу к котенку», как вы его понимаете? (побежал быстро-быстро). Как автор отнесся к этому событию? Переживал ли он за котенка?

Как вы думаете, какой самый главный момент в этой были? (что мальчик спас котенка), а какой момент должен быть в начале? (кошка привела котят).

А что было дальше? (котенок остался жив). Какой момент вы читали с особым волнением? Какие чувства вы испытывали при прочтении этого момента?

А как вы думаете, правильно ли поступили дети, оставив котенка одного? (нет, котенок маленький, беззащитный) Докажите свое мнение. Что могло бы произойти с котенком, если бы Вася не успел защитить его? (Его могли поранить собаки). Что бы вы посоветовали Кате и Васе?

 

Определите, события, которые описал Л.Н. Толстой могут ли происходить в жизни или нет? (могут) Определите жанр этого произведения. (Это быль, так как события могут происходить в жизни).

 

 

А сейчас вы будете работать в парах. Положите учебник на середину парты, второй отодвиньте в сторону. Я буду задавать вам вопрос и указывать страницу, а ваша цель работая вместе, найти ответ на мой вопрос.

С. 117 Кто жил у Васи и Кати?

Сколько было котят?

Что мама сделала с котятами, когда они выросли?

Куда пошли играть дети вместе с котенком?

С. 118 Что сделала Катя, когда увидела собак?

А что сделал Вася, когда увидел собак?

 

Какие действующие лица вы встретили в произведении? (Вася, Катя, котенок). А как вы думаете, кто главный герой? (Вася). Какой Вася? СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА. Составим синквейн для персонажа.

Вася

Смелый, решительный

Взял, ушел, защитил.
Мы в ответе за тех, кого приручили.

 

Какая Катя? Какой котенок? Чем отличается поведение Кати от Васи? На кого бы вы хотели быть похожи? Почему?

Вступают в беседу с учителем. Читают вместе с учителем.

 

 

 

Выполняют анализ развития действий произведения, анализируют, отстаивают свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

Работают со структурой теста. Анализируют.

 

 

 

Осуществляют поиск, анализ и классификацию информации по заданным требованиям

 

 

 

Выполняют проблемный анализ. Анализируют поступки героя, их качества.

 

Выполняют художественный анализ образов. Составляют синквейн

 

 

 

 

Выполняют языковой анализ текста, работают со словами.

 

Познавательные УУД: - ориентироваться в содержании предмета; - использовать информацию для решения учебной задачи; - систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - формировать элементарные навыки работы с приборами. Коммуникативные УУД: - высказывать суждения по результатам сравнения; - аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД: - организовать выполнение заданий учителя; - делать выводы по результатам работы; Познавательные УУД: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи; - обобщать на уровне формулирования правила, закона и др.; - обобщать и классифицировать по признакам; - выдвигать гипотезы (предположения); - анализировать, сравнивать, группировать; - извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач; - применять знания в нестандартной ситуации; - формировать умения смыслового чтения; - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; - осуществлять решение учебной задачи самостоятельно с опорой на предложенный план; - находить в тексте ответы на вопросы (находить и выделять необходимую информацию); - систематизировать, обобщать изученное. Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; - осуществлять работу в паре (в группе). Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - планировать своё действие; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию; - самостоятельно (или с помощью учителя) планировать свою деятельность по решению учебного задания; - действовать по алгоритму; - ориентироваться в содержании предмета; - самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своих действий; - контролировать и корректировать свою деятельность; - контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и способу действия.

IV. Вторичный синтез

1. Обобщение полученных знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Творческий пересказ

 

3. Рабата над планом произведений (в парах)

Откройте учебник и посмотрите на иллюстрацию Найдите в тексте слова, которому можно было подписать эту картину. Посмотрите внимательно на слайд и скажите, какое отрицательное качество показал автор в этом произведении? (трусость). Как вы понимаете это качество? А какое качество ему противоположное? (храбрость). Дети, чему нас хотел научить автор в были «Котенок?» (что нужно ответственно относиться к животным). А как можно заботиться о животных?

А сейчас вы побудете в роли писателей. Вспомните, чем закончилась быль? (мальчик взял котенка и отнес домой). Предлагаю вам закончить быль так, как бы вы хотели.

У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы эпизоды произведения. Ваша цель правильно расположить их на парте и пронумеровать. Проверим, какая пара сделала верно.

Делают выводы и обобщения по содержанию текста

Выполняют творческий пересказ

 

Работают в парах, составляют план произведения

Познавательные УУД: - формировать навык поисковой деятельности; - осуществлять поиск информации в тексте; - выделять главную информацию в тексте; - заполнять таблицу (схему) на основе текста; - анализировать и синтезировать информацию. Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Регулятивные УУД: - самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - осуществлять самоконтроль; - осуществлять взаимный контроль в парах; - осуществлять анализ учебного материала.

V. Подведение итогов. Рефлексия

1. Обобщающая беседа

 

 

 

2. Самооценка деятельности

Подошел к концу наш урок.

С творчеством какого автора вы работали сегодня на уроке?

Какое произведение прочитали? Какой жанр у этого произведения?

Почему вам нужно прочитать это произведение?

 

А сейчас вы попробуете оценить действия и умения. У нас с вами в классе растет древо знаний и вам нужно повесть листик, цвет которых обозначает ваше настроение.

Зеленый – урок был интересным, я много чего узнал, я отлично работал.

Желтый – урок был скучным, я мало узнал нового, я мало работал.

Красный – урок был не интересный, я ничего нового не узнал.

Делают выводы и обобщения по всему уроку

 

 

Производят самооценку деятельности

Регулятивные УУД: - оценивать правильность выполненных действий; - анализировать и оценивать результаты своей деятельности Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; - осуществлять работу в паре (в группе).

VI. Д.з.

1. Инструктаж о дз.

Вам необходимо подготовить пересказ от лица Васи. Или подготовить сообщение о своем домашнем питомце

Слушают инструктаж, делают соответствующие записи в дневнике

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.