Конспект урока по чтению в 3 классе по теме «Л.Н.Толстой «Прыжок»
Конспект урока по чтению по теме «Л.Н.Толстой «Прыжок» (урок 1-й)
Класс: 3 «А».
Учитель: Картунен С.А. Дата проведения: 29.11.2017г.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, комбинированный
Цель: создание условий на уроке для знакомства с творчеством Л.Н.Толстого, его былью «Прыжок».
Задачи предметные: способствовать развитию выразительности чтения и рассказывания, творческих способностей учащихся; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; содействовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников; развивать эмоции и познавательный интерес, расширить словарный запас учащихся, продолжить развитие техники чтения, расширить кругозор учащихся.
формированию личностных УУД – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; воспитывать интерес к поэзии и культуре общения; пополнять жизненный опыт учащихся.
метапредметные – содействовать формированию УУД:
а) регулятивных – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий
б) познавательных – искать информацию, представлять найденную информацию; проводить аналогии между изученным материалом и собственным опытом
в) коммуникативных – выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; выражать свои мысли в устной форме.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, интерактивная доска, карточки для учащихся.
Форма проблемно-эвристического урока: урок-диалог
Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, работа в группе с руководителем
Использование технологии РКМПЧ
Ход урока:
Этапы урока. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент. Установка на работу. |
Ребята, обернитесь, к нам на урок пришли гости, поприветствуем их. Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. А теперь тихонько сели и на доску посмотрели |
Готовятся к уроку |
Актуализация опорных знаний. |
Что вы слышите? (звуки моря) Что вы видите? (парусный корабль) Как осуществляется движение парусного корабля? (Движение парусного корабля осуществляется при помощи парусов. В безветренную погоду приходилось грести вёслами ) Где мы можем увидеть такие корабли? (В наше время парусники используют в виде прогулочных судов для туристов, а также их можно встретить в музеях кораблестроения.) Как вы думаете, почему на доске иллюстрация предмета, связанного с морем? (сегодня на уроке будет произведение, связанное с морем) |
Сообщения ребят |
Проверка домашнего задания «Сундук сокровищ» |
Работа в парах «Литературный конструктор» 1 ученик у доски (указать стрелочкой жанр произведения) «Старый дед и внучек» БАСНЯ «Филипок» РАССКАЗ художественный «Два товарища» СКАЗКА «Мальчик с пальчик» БАСНЯ «Куда девается вода из моря?» БЫЛЬ «Мартышка и очки» РАССКАЗ научно-популярный Проверка. - Какое произведение лишнее, почему? («Мартышка и очки» - И.Крылов, а остальные произведения написал Л.Н. Толстой.) Давайте вспомним некоторые факты из его биографии. Для этого у меня есть «Сундук сокровищ» Пираты бывают на море? Это очень отважные и мужественные люди и образованные. Они отправили вам этот сундук, чтобы узнать, а справитесь ли вы с их заданиями. Оказывается, они тоже знают и любят Льва Николаевича Толстого. Я буду вынимать карточки, а вы мне будете говорить, как связан данный материал с писателем? Ясная Поляна – в этой деревне Лев Николаевич провел свое детство. 5 – В семье Толстых было 5 детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Мария. Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости. Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе. Война и мир Мама 90 - Полное собрание сочинений составляет 90 томов! Муравьиное братство.«Муравьиное братство» - игра Л. Толстого и его братьев в детстве • Почему автор так назвал его? • Чем интересны эти насекомые? (масса 1-2 мг, поднимает груз массой большей в 50 раз) • Когда говорят, трудится, как муравей? (трудолюбие, совместный труд, взаимовыручка) • Чему человек может учиться у этих насекомых? • А как мы можем работать? (дружно, как муравьи, заботясь друг о друге) Мы только начинаем знакомиться с творчеством Толстого, поэтому я приготовила для вас выставку книг из школьной библиотеки, которые вы всегда можете взять и прочитать. Писатель во многих своих произведениях старался рассказать детям о том, как нужно поступать в разных жизненных ситуациях. Кто хочет ещё что-нибудь дополнить из биографии Л.Н.Толстого? |
Работа в четвёрках Ученики вспоминают, остальные – слушают, обсуждают ответы. Жетон за правильный ответ- наклейка с парусником |
Логопедическая морская гимнастика в музыкальном сопровождении
Речевая разминка. Практикум проговаривания. |
Моряки должны быть сильными, выносливыми, чтобы не смог их напугать ни один шторм. А для этого нужно обязательно делать зарядку. Матросы на палубе делают упражнения: • "морские брызги". Дети стряхивают "морские брызги" – похлопывают тело от ног до плеч. • "бескозырка". Поправляют "ленточки бескозырки"– поглаживают лоб с отводом рук в сторону затылка. • "поцелуй морского ветра". Теплый ветер ласкает лицо, касается губ, на которых ощущается соль моря – поглаживают лицо. • "горизонт". Дети наклоняются и смотрят в стороны, руки у глаз – в "бинокль" они рассматривают горизонт. • "яблочко". Дети становятся в круг, держатся за плечи, покачиваются, улыбаются- Новый рассказ связан с морем. Представим, что мы плаваем в море. Сначала брассом, затем кролем. - Проведем речевую разминку. Для чего она нужна? индив. зад (Любе, Феде, Даше, Тиме)- «Образуй из слогов слова» + что они обозначают, показать палубу, мачту, каюту на плакате на доске «Составь пословицу» + все – скороговорка - Что значит, лавировали? - Дать ответы на интересующие нас вопросы помогут наши друзья – словари. Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова для того, чтобы понять значения слова «лавировать». (О парусном судне, лодке: двигаться против ветра по ломаной линии. В перен.: двигаться не прямо, искусно обходя препятствия.) Практикум проговаривания. - Проговорите про себя. А затем хором и вслух индивидуально. |
Выполняют движения под звуки моря Ответы детей. Хором читают чистоговорки. |
Подготовка к восприятию нового материала. Стратегия предтекстовой деятельности. Стратегия «Мозговой штурм» |
- Какой темой можно связать скороговорку, загадку, пословицы и образованные слова? Исходя из названия рассказа слов можете ли вы предположить, о чём он? (высказывают предположения) -Какова цель нашего урока? |
Читают, объясняют значение слов. познакомиться с произведением Л.Н.Толстого «Прыжок» |
Знакомство с произведением. |
Открыли учебники на с.156-159, следим глазками. Грамзапись, читает актёр, местами- учитель и ученики. |
Слушают, следят по тексту.. |
Стратегия «Дневник двойных записей» Анализ текста, конкретных ситуаций. Физминутка (эмоционально-ролевая) Приём «Синквейн». Работа в группах Заключительная беседа. Домашнее задание. Рефлексия Итог урока. |
– Ребята, угадали ли мы о чём этот рассказ? – Не совсем верно. – Где происходит действие рассказа? – На корабле. – Почему на корабле держали обезьяну? – Для забавы. Путешествие было долгим, и матросам хотелось отдохнуть, наблюдая за её проделками. Итак, с рассказом мы познакомились. Наверное, на каждого он произвел какие-то впечатления, которые сразу трудно сформулировать. Разделите тетрадь на две части. В левой части запишите моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких- то фактах, вызвали какие-либо ассоциации, в правой – написать лаконичный комментарий: почему этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул Краткий пересказ 1 абзаца. - Какая смысловая часть текста? (вступление) - Почему весь народ был на палубе? (Погода была тихая). - О каких персонажах говорит здесь автор? (Обезьяна, народ – матросы) -Как вела себя обезьянка? (Дети зачитывают «ключевые» слова: обезьяна «вертелась», «забавлялась», «корчилась», «передразнивала», «еще больше расходилась»; люди «забавляются»). - Интересно, что могло бы быть дальше? 2 абзац. Ответ детей - завязка. - Что сделала обезьяна? Каковы действия мальчика? Как ведут себя люди? (Дети находят «ключевые» слова: обезьяна «прыгнула», «сорвала шляпу», «надела», «живо забралась на мачту»; мальчик «не знал, смеяться… или плакать»; люди «засмеялись») - Как отреагировал мальчик на выходку обезьянки и смех людей? (он растерялся , обиделся на смех матросов) - Как вы думаете, для чего автор указал, что мальчик – сын капитана корабля? ( его отец был главным на корабле и мальчик гордился этим) Итак составим « дерево предсказаний» ( работа в группах) Стратегия «Дерево предсказаний» 1.Что могло бы быть дальше? 2.Чем мог закончиться рассказ? 3.Как будут развиваться события после финала? 3 абзац. Смысловая часть – развитие действий. - Что происходит с обезьяной, мальчиком и матросами? абзац. - Что происходит дальше с персонажами рассказа? -Каково происхождение слова «аршин»? Дать ответ на этот вопрос нам поможет «Этимологический словарь». Слайд 4. Аршин – старинная мера длины, равная 71 см. (в 30м приблизительно 40 аршин). 5 абзац.Кульминация. - Что происходит с мальчиком? Как ведут себя матросы? Встаньте, «схватитесь» руками за воображаемую мачту, закройте глаза и представьте, что это вы находитесь на месте мальчика. Какое же чувство испытал каждый из вас? А теперь расставьте руки в стороны и попытайтесь сделать несколько шагов по воображаемой перекладине. - Легко ли это сделать, если, упав с такой высоты, можно разбиться вдребезги?) -Кто виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации? (обезьянка лишь повод в конфликте между матросами и мальчиком) 6 абзац. - От чего мальчик опомнился? Какими словами автор передает угрозу жизни мальчика? - В чём состояла опасность для мальчика? 7 абзац.Продолжение действий. Вопросы: - Какой новый персонаж появляется в 7 абзаце? Слайд 5. Зачем он вышел из каюты? - Прочитайте, какие слова передают мгновенное изменение в намерениях капитана и мгновенно принятое решение? Что сделал капитан, увидев сына на мачте? Что происходит с мальчиком? (Капитан «вышел…, чтобы стрелять чаек», «увидел сына», «прицелился», «закричал: «Прыгай …в воду! Застрелю!»; мальчик «шатался, но не понимал». - Что заставило мальчика прыгнуть вниз? (Крик отца: «Прыгай, или застрелю! Раз, два, три!»; мальчик «размахнулся головой вниз и прыгнул») 8 абзац.Развязка. - Что случилось с мальчиком? Как ведут себя матросы? (Мальчик – «точно пушечное ядро, шлёпнулось тело мальчика в море» (объяснить, что это сравнение – одно из средств образной выразительности) дети объясняют, что это сравнение помогает представить быстроту прыжка мальчика; «секунд через сорок … вынырнуло тело мальчика» (дети думают и объясняют, почему эти сорок секунд показались всем долгими – все очень переживали за жизнь мальчика); «у него изо рта и из носа полилась вода», «стал дышать»; матросы - «двадцать молодцов матросов прыгнули в море», «схватили (мальчика) и вытащили на корабль»). 9 абзац.Заключение. - Что произошло с капитаном, когда он все это увидел? Почему капитан плакал? («вдруг закричал, как будто его что-то душило» (Что же могло «душить» капитана? - Итак, абзац за абзацем мы проанализировали рассказ «Прыжок», не просто прочитали, а, работая с текстом рассказа, отразили все самое важное. Понятно ли вам, почему капитан грозил застрелить сына? Было ли у него время подумать, как иначе спасти сына? (Времени на раздумья совсем не было – надо было быстро принимать решение.) - Можно ли винить обезьяну, в том, что с мальчиком чуть ли не произошло несчастье? (Пожалуй, нет, ведь она не человек, и для неё все это было лишь «игрой» с мальчиком.) -Какой момент (смысловая часть) самый напряжённый? - Какова же идея рассказа, его основная мысль? Ради чего автор рассказывает эту историю нам? В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он бы упал на палубу и разбился.) -Как вы думаете, почему рассказ назван «Прыжок»? - Какая пословица подходит к этому рассказу? (Храбрый в трудный час победит). - Похож ли мальчик на отца капитана? – Понравился вам рассказ? – Да. – Попробуем передать свои впечатления, сочиняя синквейн (вид творческого письма, нерифмованное стихотворение из пяти строк) . - Вы уже знакомы с этой стихотворной формой. Вспомним, из каких слов состоит каждая строка. 1 строка – тема – состоит из одного слова – имени существительного. 2 строка – описание темы – состоит из двух слов – прилагательных. 3 строка – описание действия в рамках темы – состоит из трёх слов – глаголов. 4 строка – отношение к теме – фраза из четырёх слов. 5 строка – синоним к названию темы – одно существительное Темы: обезьяна, капитан, мальчик. - На эту работу вам даётся 3 мин. Посмотрим, чья команда справится с заданием не только быстро, но и творчески. Дети объединены в группы по 6 учеников, выбирают руководителя. Затем, рассуждая, сочиняют синквейны и читают получившиеся стихотворные строки. - Какой синквейн, по вашему мнению, получился наиболее удачным, точным? Почему? - Что бы могло произойти, если бы отец не вышел на палубу? - Как вы думаете, как поведет себя мальчик, после того, как очнется? - Как бы вы поступили на месте мальчика? Отца? Оценка знаний обучающихся. – Приготовьте выразительное чтение самого интересного на ваш взгляд отрывка или пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок». - Создать обложку к рассказу Л.Н.Толстого «Прыжок». -Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу. - Мне захотелось… - Я задумался… - Я понял (а)… - Я почувствовал (а)… - Я бы поставил (а)… - А сейчас сами оцените свою работу на уроке: Отлично работал, и многое понял – зелёный парус. Хорошо работал – жёлтый парус. Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красный парус. (На партах лежат листочки с нарисованными корабликами, раскрасить парус) – Спасибо за урок. Нам всем было очень интересно на уроке. -Вот опять звенит звонок Пора заканчивать урок. Вам спасибо, молодцы! Все вы были мудрецы. |
Учащиеся выполняют ( «ключевые» слова: обезьяна «сняла шляпу», «стала рвать», «дразнила», «делала рожи», «взобралась еще выше»; мальчик «погрозил ей», «крикнул», «покраснел», «скинул куртку», «бросился за обезьяной», «взобрался по веревке»; матросы «громче стали смеяться»). (Обезьяна «поманила», «полезла выше», «корчилась», «показывала зубы», «радовалась», «повесила шляпу на край перекладины»; мальчик - «разобрал задор», «он не отставал», «раззадорился», «ступил на перекладину, покачивая руками»; матросы «замерли от страха»). (Мальчик может «разбиться в дребезги»; матросы «молча смотрели… и ждали, что будет»). Учащиеся выполняют (Матросы – «кто-то ахнул от страха»; мальчик «от… крика опомнился, глянул вниз и зашатался»). (Надо было выпустить из рук верёвку и мачту на огромной высоте, чтобы достать шляпу) ( Увидел сына ,прицелился и закричал) Дети отвечают, что это чувство тревоги за сына); «убежал в каюту», «плачет». Дети рассуждают, что отец мог убить сына. Он плакал от потрясения и от счастья, что сын остался жив). (Этот рассказ учит не делать необдуманных поступков, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья–то жизнь.) (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.) Зачитывают, оценивают |
Литература.
1.Бойкина М.В.Технологические карты уроков. Поурочные разработки уроков по литературному чтению для 3 класса. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / М.В. Бойкина, Н.И. Роговцева, Е.Ю. Федотова. – М.: СПб.: Просвещение, 2013.
2. Крылова. О.Н. Работа с текстом. Чтение. 3 класс. / Составитель О.Н. Крылова. – 8-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
3. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению для 3 класса к УМК Климановой Л.Ф. и др. / Автор– М.: ВАКО, 2012.
4. Панкова О. Б. Проверочные работы по литературному чтению: 3 класс/ Составитель Панкова О. Б. - Рекомендовано Российской Академией Образования. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/07/21/konspekt-uroka-po-chteniyu-dlya-3-klassa-lev-tolstoy-pryzhok http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/09/12/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-l-n-tolstoy-pryzhok http://uchitelya.com/literatura/6961-konspekt-uroka-ln-tolstoy-pryzhok-3-klass.htm
Ильина Оксана Геннадьевна
Картунен Светлана Андреевна