Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Логические головоломки» (3–4 класс)

8
0
Материал опубликован 10 August 2020 в группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Логические головоломки» для 3-4 классов составлена на основе программы «Математика. Примерная рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.И. Моро и др. – М.: Просвещение, 2019».

Цель программы:

развивать математический образ мышления

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

учить применять математическую терминологию;

развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Направление программы по ФГОС - общеинтеллектуальное.

Актуальность выбора курса «Логические головоломки» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у школьников слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Выбор данной программы обусловлен тем, что отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана на один год обучения. На проведение занятий в учебном плане выделено 68 часов в год (2 часа в неделю).

Продолжительность занятий – 45 минут.

Формы и методы организации образовательного процесса

по количеству детей, участвующих на занятии: коллективная, групповая;

по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

решение занимательных задач;

неделя математики;

участие в математической олимпиаде,

самостоятельная работа; работа в парах,

Применяются следующие методы работы:

- словесные,

- наглядные,

- практические.

Планируемый уровень подготовки выпускников

В результате изучения курса «Логические головоломки» обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

соблюдать нормы этики и этикета;

овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

учиться аргументировать, доказывать;

учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД:

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы, явления;

обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления, предметы;

определять последовательность событий;

судить о противоположных явлениях;

давать определения тем или иным понятиям;

определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;

выявлять функциональные отношения между понятиями;

выявлять закономерности и проводить аналогии.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


1. Вводное занятие (1 ч)

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления.


2. Текстовые задачи повышенной трудности (12 ч).

Решение задач разными способами.

Решение старинных задач, задач повышенной трудности.


3. Геометрические фигуры (10 ч).

Знакомство с геометрическими фигурами, их построения, свойства, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических фигур.


4. Логика. Головоломки (18 ч)

Совершенствование воображения, развитие быстроты реакции. Развитие умения решать нестандартные задачи. Магические квадраты. Знакомство с разделами математики, которые широко используются в области компьютерного моделирования


5. Логические задачи (20 ч)

Знакомство с разделами математики, которые широко используются в области компьютерного моделирования.


6. Математические игры (7 ч.)

Игры с таблицей умножения. Игра «Кто хочет стать миллионером?» Математические игры и тренажёры. Игра «Сто к одному». Подведение итогов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема раздела

Кол-во часов

1

Вводное занятие.

1

2

Текстовые задачи повышенной трудности.

12

3

Геометрические фигуры.

10

4

Логика. Головоломки.

18

5

Логические задачи.

20

6

Математические игры.

7


итого:

68



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Дата проведения

в году

в теме

по плану

по факту

Вводное занятие

1

1

Тест на выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

02.09



Текстовые задачи

2

1

Виды текстовых задач.

06.09


3

2

Составление и решение простых занимательных задач. Развитие быстроты реакции при решении задач.

09.09


4

3

Правильное условие – половина решения.

13.09


5

4

Х – это неизвестное. Решение задач с помощью уравнений.

16.09


6

5

Задачи с одинаковыми цифрами.

20.09


7

6

Старинные задачи. Решение старинных задач.

23.09


8

7

Арифметическое и алгебраическое решение задач.

27.09


9

8

Схемы и алгоритмы решения задач.

30.09


10

9

Задачи повышенной трудности.

04.10


11

10

Задачи повышенной трудности.

07.10


12

11

Олимпиадные задачи.

11.10


13

12

Олимпиадные задачи.

14.10


Геометрические фигуры

14

1

Старинные меры измерений.

18.10


15

2

Длина. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа «38 попугаев»

21.10


16

3

Геометрические фигуры. Все виды.

25.10


17

4

Преобразование геометрических фигур на плоскости.

08.11


18

5

Китайская головоломка «Танграм»

11.11


19

6

Виды треугольников по сторонам.

15.11


20

7

Виды треугольников по углам.

18.11


21

8

Периметр многоугольника.

22.11


22

9

Площадь. Единицы площади.

25.11


23

10

Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей.

29.11


Логика. Головоломки.

24

1

Решение простых головоломок. Совершенствование воображения.

02.12


25

2

Истина и ложь. Таблицы истинности. Предикаты.

06.12


26

3

Логические операции И, ИЛИ, НЕ

09.12


27

4

Способы решения логических головоломок.

13.12


28

5

Решение логических головоломок. Развиваем память.

16.12


29

6

Решение логических головоломок. Развиваем внимательность.

20.12


30

7

Решение логических головоломок. Развиваем воображение.

23.12


31

8

Решение логических головоломок. Развиваем мышление.

27.12



32

9


Задания по поиску закономерностей.

10.01


33

10

Алгоритм. Составление алгоритмов. Выполнение действий по алгоритму.

13.01


34

11

Логические цепочки.

17.01


35

12

Решение задач, требующих построения цепочки логических рассуждений.

20.01


36

13

Головоломки со спичками.

24.01


37

14

Логические ошибки в проводимых рассуждениях.

27.01


38

15

Магические квадраты.

31.01


39

16

Магические квадраты.

03.02


40

17

Японские кроссворды.

07.02


41

18

Логические математические загадки.

10.02


Логические задачи

42

1

Множество. Число элементов множества.

14.02


43

2

Подмножество.

17.02


44

3

Элементы, не принадлежащие множеству.

21.02


45

4

Пересечение и объединение множеств. Слова «НЕ», «И», «ИЛИ».

28.02


46

5

Истинность высказывания. Отрицание.

02.03


47

6

Истинность высказывания со словом «НЕ».

06.03


48

7

Истинность высказывания со словом «И», «ИЛИ».

13.03


49

8

Граф. Вершины и рёбра графа.

16.03


50

9

Граф с направленными рёбрами.

20.03


51

10

Аналогия.

30.03


52

11

Закономерность в логических задачах.

03.04


53

12

Аналогическая закономерность в логических задачах.

06.04


54

13

Решение логических задач повышенной трудности.

10.04


55

14

Решение логических задач повышенной трудности.

13.04


56

15

Решение логических задач повышенной трудности.

15.04


57

16

Математические олимпиады – онлайн

17.04


58

17

Математические олимпиады - онлайн

20.04


59

18

Математические олимпиады - онлайн

24.04


60

19

Математические олимпиады - онлайн

27.04


61

20

Математические олимпиады - онлайн

30.04


Математические игры

62

1

Математические игры с таблицей умножения.

08.05


63

2

Числовые головоломки.

15.05


64

3

Математическая игра « Кто хочет стать миллионером?»

18.05


65

4

Математические ребусы, кроссворды.

20.05


66

5

Математическая игра «Сто к одному»

22.05


67

6

Математический КВН

25.05


68

7

Математические игры и тренажёры.

29.05



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения курса «Логические головоломки» будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, достигнут необходимый уровень их математического развития:

Осознание возможностей и роли математики в познании окружающей действительности, понимание математики как части общечеловеческой культуры.

Способность проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность, соотношение частей и пр.).

Применение анализа, сравнения, обобщения, классификации для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения различных моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма действия.

Моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл арифметических действий, математических отношений и зависимостей, характеризующих реальные процессы (движение, работа и т.д.).

Выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с реальными и математическими объектами.

Прогнозирование результата математической деятельности, контроль и оценка действий с математическими объектами, обнаружение и исправление ошибок.

Осуществление поиска необходимой математической информации, целесообразное ее использование и обобщение.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ


1. Средство обеспечение на печатной основе

М.Ю. Демидова Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч.- М.: Просвещение, 2015

О.Ю. Нежинская Занимательные материалы для развития логического мышления – Волгоград, 2016

И.Л. Никольская Гимнастика для ума - М.: Экзамен, 2016


2. Оборудование

Доска

Проектор

Экран

Компьютер

Обучающие и развивающие компакт-диски

Название

Изд-во

Год изд.

1

Математика. Мультимедийное сопровождение занятий по логике.

«Учитель»

2010 г.

2

Математика Демонстрационные таблицы

«Учитель»

2010 г.

3

Математика Мультимедийный тренажёр

«Экзамен»

2012 г

4

Академия младшего школьника Программно-методический комплекс

ООО «Новый диск»

2012 г.

5

Математика. Порядок действий (наглядное пособие)

ООО Экзамен-Медиа»

2012 г.

6

Математика. Математические таблицы (наглядное пособие)

ООО Экзамен-Медиа»

2012 г.

7

Математика (наглядное пособие)

ООО Экзамен-Медиа»

2012 г.

8

Математика. Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100 (наглядное пособие)

ООО Экзамен-Медиа»

2012 г.

9

Математика. Геометрические фигуры и величины (наглядное пособие)

ООО Экзамен-Медиа»

2012 г.

10

Математика. Простые задачи (наглядное пособие)

ООО Экзамен-Медиа»

2012 г.

11

Математика. Умножение и деление (наглядное пособие)

ООО Экзамен-Медиа»

2012 г.


Таблицы

Название

Кол-во

1

Таблицы по математике. «Однозначные и многозначные числа»

7 шт

2

Таблицы по математике «Порядок действий»

3 шт

3

Таблицы по математике «Геометрические фигуры и величины»

9 шт

4

Комплект таблиц по математике «Геометрические фигуры и величины»

9 шт

5

Комплект таблиц по математике «Умножение и деление»

8 шт

6

Комплект таблиц по математике «Порядок действий»

3 шт

7

Комплект таблиц по математике «Однозначные и многозначные числа»

7 шт

8

Комплект таблиц по математике

8 шт

9

Комплект таблиц «Математика для начальной школы»

9 таб.

10

Комплект таблиц «Геометрические фигуры и величины»

9 таб.

11

Комплект таблиц «Математика»

8 таб.

12

Комплект таблиц «Математика»

8 таб.

13

Комплект таблиц «Порядок действий»

3 таб.

14

Комплект таблиц «Простые задачи»

2 таб.

15

Комплект таблиц «Умножение и деление»

8 таб.

16

Комплект таблиц Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»

4 таб.


Демонстрационный материал

Название

Кол-во

1

Раздаточный и наглядный материал (грибы, цветы, бабочки, кружки разных цветов, груши, яблоки)

15 шт.

2

Лабораторный набор для изготовления моделей по математике

15 шт.

3

Модель «Числовая прямая»

1 шт.

4

Модель часов большая

1 шт.

5

Циферблат часов учебный

15 шт.

6

Набор «Части целого. Простые дроби»

1 шт.


Раздаточный материал

Наименование

Тема

Кол-во

1

Карточки по математике

Внетабличное умножение и деление в пределах 100

20 шт.

2

Карточки по математике

Умножение и деление в пределах 1000

14 шт.

3

Карточки по математике

Таблица умножения

14 шт.

4

Карточки по математике

Сложение и вычитание в пределах 1000

11 шт.

5

Карточки по математике

Действия с многозначными числами

12 шт.

6

Дидактические раздаточные материалы

математика

15 шт.

7

Дидактические раздаточные материалы

математика

15 шт.


Интернет-ресурсы:


Электронные тренажёры

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://igraemsami.ru/matematika.html - математические игры онлайн

https://www.matific.com/rus/ru/home - задания по математике 1-4 класс


1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.

7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия

8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации