Презентация по информатике «Логические схемы» (10–11 классы)
Логические схемы Информатика, 10 класс профильный уровень
Цели урока: Образовательные: закрепить у учащихся представление об устройствах элементной базы компьютера; закрепить навыки построения логических схем. Развивающие: формировать развитие алгоритмического мышления; развить конструкторские умения; продолжать способствовать развитию ИКТ - компетентности; Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету информатика; воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, аккуратность в работе
Конъюнкция (логическое умножение) Дизъюнкция (логическое сложение) Отрицание и 1 0 0 и 0 1 0 и 0 0 0 и 1 1 1 или 1 0 1 или 0 1 1 или 0 0 0 или 1 1 1 не 1 0 не 0 1
А В А В И ИЛИ НЕ Логические схемы
Построение логических схем Определить число логических переменных. Определить количество базовых логических операций и их порядок. Изобразить для каждой логической операции соответствующий вентиль. Соединить вентили в порядке выполнения логических операций.
Х Y & v 1 0 0 1 1 Пример 1 Пусть X = истина, Y = ложь. Составить логическую схему для следующего логического выражения: F = X v Y & X. Две переменные - X и Y. Две логические операции: X v Y & X. Ответ: 1v 0 & 1 = 1.
Пример 2. Представить в виде логической схемы логическую формулу: НЕ (А И (В ИЛИ С) И D) Логическая схема будет выглядеть так: Теперь с помощью схемы рассчитаем значение формулы при А=С=D=1, B=0 В результате получится логический ноль, т.е. "ложно".
Пример 3 Нарисовать схему для логического выражения: 1 ИЛИ 0 и 1. Читать эту схему надо слева направо. Первой выполняется операция И (что наглядно видно на схеме), затем ИЛИ. Теперь в порядке слева направо припишем к выходящим линиям результаты операций: В результате получилась 1, т.е. "истина".
Пример 4 Составить логические выражения по схемам: Ответы а) НЕ((В И С) ИЛИ НЕ(А)) б) (А И В) ИЛИ НЕ В) ИЛИ НЕ (А ИЛИ В)
и или или 1 1 0 0 и или 1 0 1 не ? ?
или и и не 0 1 1 1 1 1 1 0
1 0 1 0 1 0 0 & v ¬ v 0
№1 Составьте таблицы истинности для следующих логических выражений: F=(X&Y)vZ. F=X&YvZ. F= ¬ (XvY) & (YvX). F= ¬ ((XvY) & (ZvX)) & (ZvY). F= A&B&C&D. F= (AvB) & (BvAvB). №3 Постройте логическое выражение по логической схеме: А В С 1 & В ¬¬ ¬ & 1 & А В ¬ ¬
№4 Постройте логическую схему, соответствующую логическому выражению, и найдите значение логического выражения: F = AvB& C, если А = 1, В=1, С=1 (1). F = ¬ (AvB&C), если А=0, В=1, С=1 (1). F = AvB&C, если А=1, В=0, С=1 (0). F = (AvB) & (CvB), если А=0, В=1, С=0 (1). F = ¬ (А&В&С), если А=0, В=0, С=1 (1). F = ¬ (A&B&C) v (B & C vA), если А=1, В=1, С=0 (1). F = B&AvB&A, если А=0, В=0 (0).
Домашняя работа I. Упростите логические выражения: F = Av (A&B). F = A& (AvB). F = (AvB) & (BvA) & (CvB). F = (1V (AvB)) V ((AvC) &1). ¬ & & & ¬ ¬ V V A B C II. Дана следующая логическая схема. Упростите ее, используя минимальное количество вентилей. III. Как составить расписание. При составлении расписания учителя высказали следующие пожелания: учитель физики хочет иметь первый и второй урок; учитель химии - первый или третий; учитель информатики — второй или третий. Предложите возможные варианты расписания.