Программа по информатике (10-11 класс)
Оглавление
- Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов
- Содержание обучения.
- 10 класс
- Календарно-тематическое планирование
- 10 класс
- 11 класс
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен знать/понимать:
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначение и функции операционных систем.
уметь:
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):
- способность к самосовершенствованию;
- коммуникативная, социально – трудовая компетенция;
- информационно – технологическая компетенция;
- ценностно – смысловая компетенция;
- ценностно-рефлексивная компетенция;
- информационно-технологическая компетенция;
- коммуникативная компетенция;
- учебно-познавательная компетенция;
- общекультурная компетенция.
Содержание обучения.
В этом разделе содержится примерное тематическое планирование и перечень итогов изучения отдельных тем учебного курса. Приводится два варианта планирования занятий. Первый вариант рассчитан на минимальный учебный план объемом 69 учебных часов за два года обучения (35ч. + 34 ч.). Второй вариант рассчитан на расширенный учебный план объемом 138 учебных часов (70ч. +68ч.)
10 класс
Общее число часов — 35 ч.
1. Информация
Структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики, требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Учащиеся должны знать:
три философские концепции информации
понятие информации в разных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
Учащиеся должны уметь:
решать задачи на измерение информации, количество информации,
оперировать различными видами информационных объектов, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах
Информационные процессы в системах.
Введение в теорию систем Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки.
Процессы хранения и передачи информации Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.
Учащиеся должны знать:
понятия «кодирование» и «декодирование» информации,
основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема; основные свойства систем, что такое «системный подход» в науке и практике, состав и структуру систем управления
историю развития носителей информации, современные типы носителей информации и их основные характеристики
основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
основные типы задач обработки информации, понятие исполнителя обработки информации, понятие алгоритма обработки информации
что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов, устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
алгоритмы последовательного поиска, поиска половинным делением
какая информация требует защиты, виды угроз информации, физические и программные средства защиты информации, что такое криптография, цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.), анализировать состав и структуру систем, различать связи материальные и информационные
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях, осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
применять меры защиты личной информации на ПК
Информационные модели
Информационное моделирование как метод познания. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Информационные модели и структуры данных.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Моделирование и формализация задач из различных предметных областей. Исследование моделей
Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления.
Практические работы: Создание табличных моделей. Создание графических моделей. Исследование моделей.
Учащиеся должны знать:
определение модели, информационной модели
этапы информационного моделирования на компьютере
что такое граф, дерево, сеть
структура таблицы; основные типы табличных моделей, многотабличная модель данных
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться в граф-моделях, - строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
строить табличные модели по вербальному описанию системы
Программно-технические системы реализации информационных процессов
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Дискретные модели данных в компьютере Представление чисел в компьютере Системы счисления. Представление текста, графики и звука. Векторная и растровая графика. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации
Многопроцессорые системы и сети.
Учащиеся должны знать:
архитектуру персонального компьютера, принцип открытой архитектуры ПК
структуру программное обеспечение ПК
принципы представления данных в памяти компьютера
представление целых чисел, принципы представления вещественных чисел
представление текста, изображения; цветовые модели
в чем различие растровой и векторной графики
дискретное (цифровое) представление звука
что такое многопроцессорные вычислительные комплексы
топологии локальных сетей, технические средства компьютерных сетей, систему адресации в Интернете , принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
Учащиеся должны уметь:
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения,
получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Практические работы: работа в Интернете
11 класс.
Общее количество часов 34 (68 – расширенный курс)
Технология использования и разработки информационных систем
Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Компьютерный текстовый документ как структура данных. Использование оглавлений и указателей в текстовом редакторе. Использование закладок и гиперссылок. Гипертекст.
Интернет как информационная система Работа с электронной почтой. Работа с информационными службами Интернета. World Wide Web – Всемирная паутина. Средства поиска данных в Интернете. Поиск данных в Интернете. Web-сайт – гиперструктура данных. Создание сайта с помощью HTML.
Геоинформационные системы. Работа в ГИС.
База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Сортировка в базах данных. Создание межтабличных связей. Запросы как приложения информационной системы. Формирование запросов в базах данных. Логические условия выбора данных. Поиск в базе данных. Применение фильтров.
Учащиеся должны знать
назначение информационных систем, состав информационных систем
что такое гипертекст, гиперссылка, средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой
назначение коммуникационных, информационных служб Интернета
основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
средства для создания web-страниц, в чем состоит проектирование web-сайта, что значит опубликовать web-сайт
что такое ГИС, области приложения, приемы навигации в ГИС
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
определение и назначение СУБД, этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
структуру команды запроса на выборку данных из БД
Учащиеся должны уметь:
автоматически создавать оглавление документа, организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
работать с электронной почтой, извлекать данные из файловых архивов, осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
создать web-сайт на языке HTML
осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
реализовывать запросы со сложными условиями выборки, создавать отчеты
Технология информационного моделирования.
Понятие модели. Виды моделей. Моделирование зависимостей между величинами. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование Модели статистического прогнозирования.
Корреляционное моделирование. Моделирование корреляционных зависимостей.
Оптимальное планирование. Модели оптимального планирования.
Учащиеся должны знать
понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины, формы представления зависимостей между величинами
что такое математическая модель
что такое регрессионная модель, прогнозирование по регрессионной модели
что такое корреляционная зависимость, коэффициент корреляции
что такое оптимальное планирование
что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
Учащиеся должны уметь:
используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов, осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (MS Excel)
решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)
Основы социальной информатики
Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере.
Учащиеся должны знать
что такое информационные ресурсы общества, информационные услуги
основные черты информационного общества
основные законодательные акты в информационной сфере, информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
Повторение
Календарно-тематическое планирование
10 класс
Номер урока |
Тема (раздел учебника) |
Дата |
||
план |
факт |
|||
|
Введение. Структура информатики. |
|||
|
ИНФОРМАЦИЯ 11 ч. Информация. Понятие информации. |
|||
|
Представление информации, языки, кодирование |
|||
|
Пр. раб. 1.1 «Шифрование данных» |
|||
|
Измерение информации. Алфавитный подход |
|||
|
Измерение информации. Содержательный подход |
|||
|
Пр. раб. 1.2 «Измерение информации» |
|||
|
Представление чисел в компьютере |
|||
|
Пр. раб. 1.3 «Представление чисел» |
|||
|
Представление текста в компьютере |
|||
|
Пр. раб. 1.4 «Представление текстов. Сжатие текстов» |
|||
|
Представление изображения и звука в компьютере. Пр. раб. 1.5 «Представление изображения и звука» |
|||
|
Информационные процессы 5 ч. Хранение и передача информации |
|||
|
Обработка информации и алгоритмы. Пр. раб. 2.1 «Управление алгоритмическим исполнителем» |
|||
|
Автоматическая обработка информации |
|||
|
Пр. раб. 2.2 «Автоматическая обработка данных» |
|||
|
Информационные процессы в компьютере |
|||
Проект для самостоятельного выполнения Работа 2.3. «Выбор конфигурации компьютера» Работа 2.4. «Настройка BIOS» |
||||
|
ПРОГРАММИРОВАНИЕ 18 ч. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование |
|||
|
Программирование линейных алгоритмов |
|||
|
Пр. раб. 3.1 «Программирование линейных алгоритмов» |
|||
|
Логические величины и выражения, программирование ветвлений |
|||
|
Пр. раб. 3.2 «Программирование логических выражений» |
|||
|
Пр. раб. 3.3 «Программирование ветвящихся алгоритмов» |
|||
|
Программирование циклов |
|||
|
Пр. раб. 3.4 «Программирование циклических алгоритмов» |
|||
|
Пр. раб. 3.4 «Программирование циклических алгоритмов» |
|||
|
Подпрограммы |
|||
|
Пр. раб. 3.5 «Программирование с использованием программ» |
|||
|
Работа с массивами (§24, 26) |
|||
|
Организация ввода и вывода данных с использованием файлов |
|||
|
Пр. раб. 3.6 «Программирование обработки одномерных массивов» |
|||
|
Пр. раб. 3.7 «Программирование обработки двумерных массивов» |
|||
|
Работа с символьной информацией |
|||
|
Пр. раб. 3.8 «Программирование обработки строк символов» |
|||
|
Пр. раб. 3.9 «Программирование обработки записей» |
11 класс
Номер урока |
Тема (раздел учебника) |
Дата |
|
факт |
план |
||
|
Информационные системы и базы данных 10 ч. Системный анализ |
5.09 |
|
|
Пр. раб. 1.1 «Модели систем» |
12.09 |
|
|
Информационные системы. Пр. раб. 1.2 «Проектное задание по системологии» |
19.09 |
|
|
Базы данных. Пр. раб. 1.3 «Знакомство с СУБД» |
||
|
Проектирование многотабличной БД. |
||
|
Создание БД. Пр. раб. 1.4 «Создание БД «Приемная комиссия» |
||
|
Пр. раб. 1.6 «Реализация простых запросов в режиме конструктора» |
||
|
Пр. раб. 1.7 «Расширение БД «Приемная комиссия». Работа с формой» |
||
|
Логические условия выбора |
||
|
Пр. раб. 1.8 «Реализация сложных запросов к БД «Приемная комиссия» |
||
Проекты для самостоятельного выполнения: Пр. раб. 1.2 «Проектные задания по системологии». Пр. раб.1.5 «Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных» |
|||
|
Интернет 10 ч. Организация глобальных сетей |
||
|
Интернет как глобальная информационная система |
||
|
Пр. раб. 2.1 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями» |
||
|
Пр. раб. 2.2 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр Web-страниц» |
||
|
Пр. раб. 2.3, 2.4 «Интернет. Сохранение загруженных web-страниц. Работа с поисковыми системами» |
||
|
Инструменты для разработки web-сайтов |
||
|
Пр. раб. 2.5 «Разработка сайта «Моя семья» |
||
|
Пр. раб. 2.6 «Разработка сайта «Животный мир» |
||
|
Создание таблиц и списков на web-страницах |
||
|
Пр. раб. 2.7 «Разработка сайта «Наш класс» |
||
Проекты для самостоятельного выполнения: Пр. раб. 2.8. Проектные задания на разработку сайтов |
|||
|
Информационное моделирование 12 ч. Компьютерное информационное моделирование |
||
|
Моделирование зависимостей между величинами |
||
|
Пр. раб. 3.1 «Получение регрессионных моделей» |
||
|
Модели статистического прогнозирования |
||
|
Пр. раб. 3.2 «Прогнозирование» |
||
|
Пр. раб. 3.2 «Прогнозирование» |
||
|
Моделирование корреляционных зависимостей |
||
|
Пр. раб. 3.4 «Расчет корреляционных зависимостей» |
||
|
Решение задач о корреляционной зависимости величин |
||
|
Модели оптимального планирования |
||
|
Пр. раб. 3.6 «Решение задачи оптимального планирования» |
||
Проекты для самостоятельного выполнения: Пр. раб. 3.3 «Проектные задания на получение регрессионных зависимостей». Пр. раб. 3.5 «Корреляционные зависимости». Пр. раб. 3.7 «Оптимальное планирование» |
|||
|
Социальная информатика 3 Ч. Информационные ресурсы. Информационное общество |
||
|
Информационное право |
||
|
Информационная безопасность |
10