Логопедическая настольная игра «Нужный звук найди, картинку собери»

0
0
Материал опубликован 19 April 2020

Логопедическое пособие.

«Нужный звук найди, картинку собери»

Пояснительная записка

Необходимым условием гармоничного развития психики ребёнка является полноценность речевой деятельности. Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи. В картине недоразвития на первый план выступает несформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения), а также незаконченность процесса формирования фонематического восприятия (звукоразличения). Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в собственной и чужой речи, а в дальнейшем проявляется в трудностях овладения звуковым анализом и синтезом. Логопеду в своей работе особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Данное пособие предназначено, для решения локальных коррекционно-педагогических задач. Игра дает возможность педагогу избежать формального подхода в коррекционной практике. Может использоваться на этапе закрепления материала, а также в рамках комбинированного занятия для актуализации знаний.

Цель пособия: развитие слухового внимание и фонематического восприятия, формирование слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков С – Ц.

Задачи:

Закреплять умение определять наличие звука в слове.

Упражнять в определении позиции звука в слове.

Закреплять навык произносительной дифференциации звуков С-Ц в словах

и предложениях.

Развивать образное и логическое мышление.

Правила:

Правила игры основаны на навыках элементарного звукового анализа.

Первый вариант игры.

Удобнее всего начать тренировку фонематического восприятия с предъявления так называемых предметных картинок, то есть картинок, на которых изображены те или иные предметы, в названии которых есть искомый звук.

Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинки и назвать те в которых есть звук С или звук Ц. Ребёнок берёт картинку и называет её, выделяя дифференцируемый звук, и ставит под соответствующей картинкой символом.

Второй вариант игры.

Нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова). На этом этапе умственное действие ребёнка переходит в речевой план. Условие: нужно назвать слово и определить место звука, утрированно его выделяя. Соотнести с соответствующей схемой.

Третий вариант игры.

Направлен на дифференциацию звуков во фразовой речи.

При работе на втором этапе, над определением позиции звука в слове, у ребёнка, картинки разделились на три группы. Педагог предлагает перевернуть картинки одной из групп и составить пазл, на котором изображено действие с предметами (сюжетная картинка) на дифференцируемые звуки. Педагог зачитывает стихотворение, скороговорку или рассказ, насыщенный отрабатываемым звуком или просит ребёнка самостоятельно придумать предложения по картинке.

Аудитория: дети с речевыми нарушениями.

Материалы: прессованный картон.

Источники информации:

Косткина М. А., Богатырева А. В. Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 58-63. ​​​​​​​

w1587323431.jpg
t1587323398.jpg
t1587323374.jpg
p1587323350.jpg

Речевой материал к игре.

Цапля сторожем в болоте

На одной ноге стоит.

- Цыц! Куда вы в грязь идёте?-

всем зверёнышам кричит.

 А. Пудваль.


Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву «Ц»:

- Подойди, цыплёнок Цып!

Повторяй-ка: цып-цып-цып!

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок!

 Г.Сапгир.

 

В цветнике две овцы

Целый день пасутся.

У крыльца без конца

Киска ест из блюдца.

Из цветов, наконец,

Прогоните овец!


Цыплёнок.

Из  яйца,  как  из  пелёнок,                     

Вышел  маленький  цыплёнок.               

Поглядел на  белый  свет                        

И  сказал  цыплёнок: «Нет,                      

Я  обратно  не ходок— 

Солнце  ярче,  чем  желток!                     

Для  меня,  для  молодца,                        

Белый  свет  белей  яйца!»                         

В. Левановский


Сквозь высокую осоку
Видно сойке, как высоко
Сорок соколов летят,
С сосен совушки следят!
Спрячет сойка свой носок,
Смолкнет сойкин голосок..


Слон раССелСя за Столом,
Съел Салат С большим трудом.
Вдруг достал он СакСофон,
Стал играть Сонату Слон.
Р. Горенбургова


Свинка соседей своих созвала.
Ставит на стол сухари и салат,
сахар, смородину, сок, пастилу.
Гости, скорее садитесь к столу!
С. Маршак






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.