Логопедическая настольная игра «Нужный звук найди, картинку собери»
Логопедическое пособие.
«Нужный звук найди, картинку собери»
Пояснительная записка
Необходимым условием гармоничного развития психики ребёнка является полноценность речевой деятельности. Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи. В картине недоразвития на первый план выступает несформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения), а также незаконченность процесса формирования фонематического восприятия (звукоразличения). Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в собственной и чужой речи, а в дальнейшем проявляется в трудностях овладения звуковым анализом и синтезом. Логопеду в своей работе особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав.
Данное пособие предназначено, для решения локальных коррекционно-педагогических задач. Игра дает возможность педагогу избежать формального подхода в коррекционной практике. Может использоваться на этапе закрепления материала, а также в рамках комбинированного занятия для актуализации знаний.
Цель пособия: развитие слухового внимание и фонематического восприятия, формирование слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков С – Ц.
Задачи:
Закреплять умение определять наличие звука в слове.
Упражнять в определении позиции звука в слове.
Закреплять навык произносительной дифференциации звуков С-Ц в словах
и предложениях.
Развивать образное и логическое мышление.
Правила:
Правила игры основаны на навыках элементарного звукового анализа.
Первый вариант игры.
Удобнее всего начать тренировку фонематического восприятия с предъявления так называемых предметных картинок, то есть картинок, на которых изображены те или иные предметы, в названии которых есть искомый звук.
Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинки и назвать те в которых есть звук С или звук Ц. Ребёнок берёт картинку и называет её, выделяя дифференцируемый звук, и ставит под соответствующей картинкой символом.
Второй вариант игры.
Нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова). На этом этапе умственное действие ребёнка переходит в речевой план. Условие: нужно назвать слово и определить место звука, утрированно его выделяя. Соотнести с соответствующей схемой.
Третий вариант игры.
Направлен на дифференциацию звуков во фразовой речи.
При работе на втором этапе, над определением позиции звука в слове, у ребёнка, картинки разделились на три группы. Педагог предлагает перевернуть картинки одной из групп и составить пазл, на котором изображено действие с предметами (сюжетная картинка) на дифференцируемые звуки. Педагог зачитывает стихотворение, скороговорку или рассказ, насыщенный отрабатываемым звуком или просит ребёнка самостоятельно придумать предложения по картинке.
Аудитория: дети с речевыми нарушениями.
Материалы: прессованный картон.
Источники информации:
Косткина М. А., Богатырева А. В. Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 58-63.
Речевой материал к игре.
Цапля сторожем в болоте
На одной ноге стоит.
- Цыц! Куда вы в грязь идёте?-
всем зверёнышам кричит.
А. Пудваль.
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву «Ц»:
- Подойди, цыплёнок Цып!
Повторяй-ка: цып-цып-цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок!
Г.Сапгир.
В цветнике две овцы
Целый день пасутся.
У крыльца без конца
Киска ест из блюдца.
Из цветов, наконец,
Прогоните овец!
Цыплёнок.
Из яйца, как из пелёнок,
Вышел маленький цыплёнок.
Поглядел на белый свет
И сказал цыплёнок: «Нет,
Я обратно не ходок—
Солнце ярче, чем желток!
Для меня, для молодца,
Белый свет белей яйца!»
В. Левановский
Сквозь высокую осоку
Видно сойке, как высоко
Сорок соколов летят,
С сосен совушки следят!
Спрячет сойка свой носок,
Смолкнет сойкин голосок..
Слон раССелСя за Столом,
Съел Салат С большим трудом.
Вдруг достал он СакСофон,
Стал играть Сонату Слон.
Р. Горенбургова
Свинка соседей своих созвала.
Ставит на стол сухари и салат,
сахар, смородину, сок, пастилу.
Гости, скорее садитесь к столу!
С. Маршак