Логопедический квест для 2 класса «Полёт на Луну»
В педагогической практике существуют приёмы, которые способствуют не только хорошему усвоению учебного материала, но ещё и тому, что у детей рождается желание не просто что-то сделать, а сделать хорошо, то есть эти приёмы повышают мотивацию. Квест-это игра, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, решать головоломки и т. д. Задачи приемов логопедического квеста: активизировать познавательный интерес, вызвать эмоциональный подъём, способствовать развитию творчества, связной речи, воспитывать чувство команды, взаимовыручки, умение договариваться. Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию.
Логопедический квест для учеников 2 класса «Полёт на Луну».
Цель: обобщение и систематизация знаний детей, полученных на логопедических занятиях по теме «Безударные гласные».
Задачи образовательного аспекта:
обучить комплексу специальных упражнений, которые способствуют формированию межполушарных взаимодействий, улучшению процессов памяти и внимания;
закрепить приобретённые детьми умения и навыки в употреблении слов с безударной гласной в корне;
научить детей читать схемы, выполнять словесные инструкции,
закреплять ориентировку в пространстве (лево-право). Учить объяснять направление.
Задачи развивающего аспекта:
развить вербально-логическое и творческое мышление детей;
развить слуховое и зрительное внимание, память;
развивать коммуникации.
Задачи воспитательного аспекта:
воспитать умение работать в коллективе;
воспитать самоконтроль за своей речью, самостоятельность и активность;
воспитать стойкий интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование:
схема класса
карта маршрута
карточки с загадками
карточки со словами на правило «Безударные гласные в корне слова»
записки «Письмо наоборот»
школьная доска, мел
Планируемые результаты:
совершенствование навыка работы по правилу;
совершенствование навыка работы со сверстниками, ответов на вопросы;
развитие диалогической формы речи;
выполнение взаимосвязанных ролевых действий, понимание и называние своей роли (капитан команды…);
совершенствование выразительности речи.
Ход занятия:
Космическая разминка.
Комплекс специальных упражнений, которые способствуют формированию межполушарных взаимодействий, улучшению процессов памяти и внимания.
А. Друбачевская. «Избавимся от двоек». Москва, 1997.
Упражнение 1.
Инструкция: «У нас на теле есть такие “кнопочки”, на которые нажимаешь и “включаешь” мозг. две из них находятся в ямках под ключицами. вначале массируем мягкими круговыми движениями двумя пальцами правой руки ту, что под правой ключицей, а левую руку держим на животе в области пупка. Затем нужно поменять руки».
Упражнения 2 и 3 готовят части тела к общей работе.
Упражнение 2.
Инструкция: «Сними обувь, сядь на стул. Поставь правую ногу на пол, а левую положи на неё так, чтобы щиколотка лежала на колене. Руки скрести. Положи правую ладонь на щиколотку левой ноги, а левую – на ступню. Ты сидишь в позе восьмерки. Посиди так одну минуту с закрытыми глазами. А теперь посмотри на рисунок, у тебя все получилось. Молодец».
Упражнение 3.
Инструкция: «А теперь нужно еще минуту посидеть с закрытыми глазами ровно, соединив кончики пальцев перед собой. Рот приоткрой, язык прижми к нёбу. дыши ровно и глубоко. Минута прошла, посмотри на картинку. отлично, у тебя все получилось».
Упражнение 4. «Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем по следовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке (от указательного пальца к мизинцу), а затем в обратном (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение 5. «Лезгинка».
Левую руку ребенок складывает в кулак, большой палец отставляет в сторону, а кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук. Необходимо менять положение рук 6–8 раз и добиваться высокой скорости выполнения.
Упражнение 6. «Ухо–нос».
Левой рукой ребенок берется за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. одновременно от пуская ухо и нос, хлопает в ладоши. Затем положение рук следует поменять «с точностью до наоборот».
Упражнение 8. «Змейка».
Ребенок скрещивает руки ладонями друг к другу, пальцы сцепляет в замок и выворачивает руки к себе. Затем он двигает тем пальцем, на который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Продолжительность занятий – 8–10 мин.
«Потерянная карта».
Ведущий заранее прячет карту и предлагает детям найти её по определённой схеме. Поиски сопровождаются подсказками ведущего. Пример: пять шагов налево, поднять глаза наверх, руку протянуть вправо, опустить глаза вниз, повернуться назад, сделать шаг правой ногой вперёд, наклониться и взять обьект (карту).
Рассматривание маршрута космического полёта, распределение ролей: капитан корабля, штурман, пилоты.
Чтобы запустить двигатель ракеты, следует действовать по алгоритму:
• прочитай слово-отгадку
• поставь ударение
• выдели корень
• определи безударную гласную
• подбери проверочное слово
Отгадать загадки (10 слов), привести проверочные слова к отгадкам:
-Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто такая? (В…да)
-Чем больше колец, тем старше жилец (Дер…во)
-На носу зверь носит рог и зовётся…(Н….сорог)
-Длинный хвостище, рыжие волосища, сама хитрища (Л…са)
-Принялась она за дело, завизжала и запела, ела-ела дуб-дуб, поломала зуб-зуб (П…ла)
-Снег на полях, лёд на реках. Ветер гуляет. Когда это бывает? (З….мой)
-Белая звёздочка с неба упала, мне на ладошку легла – и пропала. (Сн…жинка.)
-Пощипать её готовы и телята, и коровы. (Тр…ва)
-Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень? (Ч…сы.)
-Всю ночь летает –мышей добывает. А станет светло –спать летит в дупло. (С…ва)
Старт (отделение ступеней ракеты, 30 слов).
1 ступень. -В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?
В …сна, м…тель
К…тёнок, с…ды
Л..теть, в…кзал
С…бака, укр…шать.
-В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
З…ма, л…сник
В…сьмой, см..треть
Р..ка, гр..бной
2 ступень - Укажите строчку, включающую все слова с проверяемой гласной в корне.
Ст...рик, б...хрома.
К...лач, ув...дать.
Л...терея, ст...пной.
Исп...рение, з...леноватый
-Укажите строку с непроверяемыми безударными гласными в корне.
Бри..гада, пош..л.
Уд...вление , к..пуста
Кр...пива, к...рова.
Х...дьба, д...ржать.
Метеоритный дождь (на «объектах» слова, с пропущенной буквой).
Задание: подбери проверочное слово (20 слов).
Н..чёвка, цв…ток, б…гун, л…сточек, прох…дить, д….ла, разд…лять, оч..рование, п..тно, д…лёкий, пож…леть, м…рской, гр….бок, т…..желый, вр…ги, д…ждевой, в…лосок, р…са, в…лчица. м…довый.
Записка- шифровка с Земли (письмо наоборот).
унуЛ ан, дёрепВ (Вперёд, на Луну!) (облегчённый вариант)
«дёрепв кочакс йикстнагиг – автсечеволеч огесв ялд он, гаш йикьнелам отэ – акеволеч огондо ялД» (усложнённый вариант)
«Для одного человека — это маленький шаг, но для всего человечества — гигантский скачок вперёд» Нил Армстрон.
Посадка завершена. «Придумать слово на каждую букву «ЛУНА».
Л лёгкая
У уникальная
Н необыкновенная
А абсолютно нежилая
Подведение итогов игры: - Благодаря игре повторили правило написания безударной гласной в корне, используя 60 слов.
Литература:
Брувер М.М. Место работы, должность: МБОУ СОШ №31 г. Шахты учитель русского языка и литературы. «Безударные гласные – загадки или отгадки?»
А. Друбачевская. «Избавимся от двоек». Москва, 1997.Комплекс специальных упражнений, которые способствуют формированию межполушарных взаимодействий, улучшению процессов памяти и внимания.
А. Е. Соболева, Е.Н. Емельянова «Пишу без ошибок». Русский язык с нейропсихологом. 2009г.
Е.А. Нефёдова, О. В. Узорова «Правила и упражнения по русскому языку» для начальной и средней школы. 1996г.
Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина «1000 загадок» популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 1997 г.
Ольга Владимировна
Вершинина Лариса Александровна
Дёмшина Ирина Петровна