Дидактическое пособие
Логопедический лэпбук для детей с нарушениями речи
«Будем говорить правильно»
Актуальность. В условиях модернизации образования каждый педагог заинтересован во внедрении инновационных технологий в педагогическую деятельность, в поиске новых методов и приёмов обучения.
Лэпбук – раскладушка или самодельная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.
В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на закрепление (при необходимости на обучение, ознакомление) всех разделов и понятий по подготовке к обучению грамоте.
Лэпбук соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много
информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Как показывает практика, схематизация, моделирование, игровые приёмы позволяют максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя интерес к процессу подготовки к обучению грамоте. Дети получают возможность не только слышать свою или обращённую речь, но и видеть её элементы.
Все материалы лэпбука несут в себе познавательную и развивающую функции, помогают видеть главное, систематизировать полученные знания, облегчают и ускоряют процесс запоминания. Его структура и содержание доступны ребенку, обеспечивают игровую, исследовательскую и творческую активность.
Материал в лэпбуке можно менять и добавлять. Данное дидактическое пособие может быть использовано воспитателями и воспитанниками старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности.
Цель: активизация и развитие речи детей; закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
Образовательные:
- проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях; - учить применять их в практической деятельности – игре.
Коррекционно-развивающие задачи:
- расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к речевым играм ;
- воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками.
Предполагаемые результаты:
В результате использования лэпбука у детей формируется:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Содержание лэпбука:
Карточки «Артикуляционная гимнастика»
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.
Упражнение «Повтори чистоговорки»
Цель: автоматизация звуков в связной речи; развитие чувства ритма и рифмы, интонации, памяти.
Ребенок повторяет чистоговорки, четко произносит заданный звук.
Лото «Мои игрушки»
Цель: учить детей составлять описание игрушек, упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе. Активизировать в речи детей прилагательные; закреплять правильное произношение звуков.
Игра «Кто как говорит? Что как звучит?»
Цель: овладение речевыми навыками; развитие познавательного интереса.
Задачи:
1. Расширять понимание речи взрослых.
2. Активизировать речевое подражание.
3. Развивать интонационную сторону речи.
4. Развивать фонетический слух.
5. Развивать речевое дыхание.
6. Отрабатывать четкость произношения.
7. Формировать познавательный интерес ребенка в игровой деятельности.
8. Формировать активный словарь ребенка.
Игра «Помоги Улитке назвать предметы»
Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звуков.
Ребенку нужно назвать предметы, в словах которых есть заданный звук.
Игра «Кто? Что? Что делает?»
Цель: развитие умения детей самостоятельно подбирать подходящие слова-действия к предметам; овладение речевыми навыками; развитие познавательного интереса.
Упражнение «Обведи, нарисуй и раскрась».
Цель: автоматизация звуков в связной речи; развитие мелкой моторики; формирование умения обводить предметы по контуру, начиная от заданной точки.
Дидактическая игра «По порядку становись!»
Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыка полного звукового анализа слова.
Игра «Лабиринт»
Цель: обогащение сенсорного опыта детей в разных видах детской деятельности.
Задачи:
- Закреплять умение детей ориентироваться на плоскости.
- Способствовать развитию мелкой моторики, координации движений.
- Закреплять у детей восприятие цвета, величины, форм предметов.
-Развивать понимание речи. Учить детей согласовывать существительные и местоимения с глаголами, использовать в речи предлоги ( в, на, за, под. около, над, у).
- Побуждать детей слушать речь взрослого, способствовать развитию взаимодействия и общения ребёнка с взрослым и сверстниками.
- Развивать у детей память, мышление, внимание.
- Поощрять стремление детей к дидактическим играм, вызывать желание играть в них.
Заключение
Результатом использования учебно-дидактического пособия является развитие всех компонентов устной речи. При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность выполнения заданий в дидактических играх.
Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способ подачи имеющийся информации в компактной форме.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что работа с лэпбуком оказывает положительное воздействие на речевое развитие детей. Такая интерактивная папка позволяет:
- обогащать словарный запас детей;
- формировать грамматические категории;
- развивать связную речь;
- совершенствовать мелкую моторику;
- развивать желание выполнять совместное игровое задание.
Язенина Ольга Анатольевна
Кияйкина Наталья Федоровна