Логопедическое занятие для старшего дошкольного возраста «На лесной полянке»
Логопедическое занятие
для старшего дошкольного возраста
«На лесной полянке».
Задачи: 1. Коррекционно-образовательные
-
Способствовать правильному звукопроизношению:
-
уточнение артикуляционых позиций для коррегирующих звуков;
-
Автоматизация в слогах, словах.
2.Коррекционно-развивающие
-
Развитие мелкой моторики руки;
-
Развитие дыхания, голоса;
-
Развитие артикуляционной моторики;
-
Развитие общей моторики;
-
Кинезиологическое развитие;
-
Развитие мыслительных операций: внимания, памяти, мышления;
-
Развитие следующих сторон речи:
-
-лексико-грамматической;
-
- связного строя речи;
-
- обогащения словаря: существительными уменьшительно-ласкательными суффиксами;; - закреплять формирование навыка подбора антонимов.
3.Коррекционно-воспитательные
-
Воспитание интереса к логопедическим занятиям через применение игровых приемов.
Форма организации: индивидуальное занятие
Методы и приемы: словестные, практические, демонстрационные, игровые ситуации, игровые упражнения.
При организации занятия соблюдалась структура индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения:
-
пальчиковая гимнастика, артикуляционая, дыхательная гимнастика, работа над звукопроизношением, работа над развитием психических процессов.
Использование на занятие следующих анализаторов:
зрительный, слуховой, тактильно-мышечный, мотивационный.
Сценарий занятия:
-
«Сегодня, наше занятие мы будим необычным, отправимся на прогулку, в лес. Сделать это проще простого, стоит только очень захотеть и представить, что мы с тобой на лесной полянке. Для этого нужно закрыть глаза, досчитать до трех, ну и конечно сделать волшебные движения.
-
Кинезиологическое упражнение «Кулак, ребро, ладонь».
-
Упражнение для снятия напряжения:«-Вот мы и на лесной полянке. Давай осмотримся вокруг, что же мы здесь увидем: В одну сторону посмотрели, что увидели? (дерево, ягоды);в другую сторону: (бабочки летают, птички поют); вперед посмотрели (трава, цветы растут), на верх посмотрели (облачко, солнышко).
-
Упражнение «Угадай, чего нестало?»
-
Для развития мелкой моторики: «- Пока мы играли, к нам на полянку прилетело одно насекомое. Оно умеет летать и у него есть черные точки. Кто это? («божья коровка»): 1. «Пройдись пальчиками по точкам божьей коровки».
2. «Пройдись пальчиками по линиям».
3. «Порисуй на песке».
-
Для развития силы голоса: «Что на картинке делает девочка? (она заблудилась и кричит -АУ-)Что бы нам незаблудиться в лесу, мы тоже поучимся кричать -АУ.
-
Упражнение на развитие силы голоса «Тихо-громко».
-
Для развития дыхания:«-Пока мы играли с божьей коровкой, налетела тучка и пошел дождик»:1. Игра на дыхание «Веселый дождик».
-
«Подул сильный ветер и унес тучку. Ветер был таким сильным, что трава склонилась». 2. Игра «Кто прячется в траве?» (гусеница)
-
«Ветер прекратился и выглянуло вновь солнышко. Самое время поиграть нам с язычком».
-
Артикуляционная гимнастика: ( с использованием зеркала) 1. «Улыбка». (улыбнулись солнышку)
2. «Заборчик», 3. «Трубочка», 4. По очередно: «Заборчик»-»Трубочка»; 5. «Лопаточка»- «Иголочка»; 6. «Качели» - «Часики»; 7. «Лошадка».
-
Вспомним, где должен находиться язычок для звука -Р- 8. «Машинка»; 9. «Чашечка», с силой язык давит на небо и произносим -д-; 10. «Балалайка».
-
Автоматизация звука в слогах и словах:«Пока мы играли с язычком, к нам на полянку прибежал какой то зверек. Угадай, кто это? Серый. С длинными ушами, с коротким хвостом. (заяц)
-
Упражнение «Заяц любит прыгать с пенька на пенек». На каждом пеньке есть слог, который нужно произнести, а на последнем пеньке слово. Итак зайка прыгает. (-Ра- ра-ра- рак; ро-ро-ро-рот; ру-ру-ру-рука; Ша-ша-ша-шар; шу-шу-шу-шуба; ши-ши-ши-шина).
-
Упражнение «Змейка».
Для развития общей моторики: логоритмическая игра «У жирафа пятна...»
-
«На нашу полянку вышел еще один зверек. Небольшой, но взять в руки его невозможно, он колючий. Кто это? (ежик)
Для обогощения словаря:
-
Игра «Назови ласково», с помощью массажного колючего мячика. «Я называю слово и отправляю тебе мяч, ты отправляешь мне мяч назад и слово это называешь ласково». Слова: поляна-полянка; лес- лесок; облако- облачко; ягода-ягодка; трава-травушка; воробей-воробушек.
-
«Я еще вижу одного зверька на нашей поляне. Пушистый рыжий хвост, любит прыгать с ветки на ветку.(белка) Задание от белки:
-
Игра «Скажи наоборот» (антонимы), слова: дерево — высокое, а куст-низкий; муха-маленькая, а ворона-большая; дорога-широкая, а тропинка-узкая; у зайца хвост -короткий, а уши-длинные; пух-легкий, а камень тяжелый.
Вот наша прогулка подходит к концу. И нам пора возвращаться в кабинет. Для этого мы делаем «волшебное движение»: «Колечки», закрываем глаза и считаем до трех. Вот мы и в детском саду. Давай вспомним, кого мы встречали на лесной полянке и что там делали. А ты когда то раньше была в лесу, что тебе там понравилось и что запомнилась.
На этом наше занятие закончилось.