Коррекционно - развивающее логопедическое занятие «На лесной полянке» (Закрепление темы «Дикие животные»)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Катайгинская средняя общеобразовательная школа"
Верхнекетского района, Томской области
Коррекционно - развивающее логопедическое занятие
"На лесной полянке"
(закрепление темы "Дикие животные")
Составитель:
учитель-логопед
Катайга, 2022 г
Конспект коррекционного - развивающего логопедического занятия
"На лесной полянке"
Цель: Развитие речевых навыков и умений правильно отвечать на вопросы и строить предложения путем обобщения знаний о диких животных.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, пальчиковую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Совершенствование лексико - грамматических категорий.
- Расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные";
- Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.
- Образование простого предложения.Планируемые результаты: Ребенок хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей. Развита крупная и мелкая моторика. Умеет подчиняться правилам, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: шарики Су-Джок, презентация на тему "Дикие животные", "Чей хвост", конспект занятия, цветные карандаши, зашумлённые картинки, ноутбук, экран, аудиоколонки, логоритмические песни.
Занятие рассчитано на детей подготовительной группы, по структуре речевого нарушения: ОНР III уровня.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Здравствуйте. Мы пришли сегодня на занятие, давайте поздороваемся.
Коммуникативная игра "Поздороваемся"
Цель: раскрепостить детей, положительно настроить на занятие.
Основная часть
Логопед: Давайте сядем за столы. Смотрите, что же это лежит на столе? (Ответы детей) Сегодня мы с вами будем разговаривать о диких животных. Каких животных вы знаете? Нужно назвать животного и показать на экране. (Ответы детей). Смотрите, у меня в руках массажный мячик, на какого дикого животного он похож? (Ответы детей). У ёжика есть друзья, давайте вместе с ёжиком отправимся к ним в гости.
СКАЗКА «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик (зажать шарик в ладошке). Выглянул ёжик из своего домика (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Захотелось сходить ёжику к своим друзьям. Подумал - подумал ёжик к кому идти первому и пошёл (катят шарик к большому пальцу)...
Логопед: А к кому ёжик ходил в гости мы сейчас и узнаем.
Рыжая плутовка, хитрая головка,
Хвост пушистый, краса.
А зовут ее … (лиса)
(прокатить шариком по большому пальцу, массажировать круговыми движениями)
Дидактическая игра "Собери животного" (лиса)
(дети собирают из частей целую картинку)
Логопед: Попрощался ёжик с лисой, вернулся обратно на полянку (прокатить шариком по большому пальцу на середину ладошки). Скучно стало, решил сходить в гости к ...
Летом серый, а зимой белый.(заяц)
(прокатить шарик по указательному пальцу на середину ладошки).
Логопед: А там зайчики танцевали. Они приглашают нас, потанцуем?
Дидактическая игра "Собери животного" (заяц)
(дети собирают из частей целую картинку)
Логопед: Попрощался ёжик с зайцем, вернулся обратно на полянку (прокатить шариком по указательному пальцу на середину ладошки)Скучно стало, решил сходить в гости к ...
Серый, злой, зубастый
По лесу рыщет, добычу ищет. (волк)
(прокатить шарик по среднему пальцу на середину ладошки).
Игра "Собери животного" (волк)
(дети собирают из частей целую картинку)
Логопед: Скучно стало, решил сходить в гости к ...
Рыжий, маленький зверек
По деревьям скок-поскок. (белка)
(прокатить шарик по безымянному пальцу на середину ладошки). Скучно стало, решил сходить в гости к ...
Игра "Собери животного" (белка)
(дети собирают из частей целую картинку)
Дыхательное упражнение «Снежинки»
Дети дуют каждый на свою снежинку из бумаги на ниточке, развивая долгий выдох. Взрослый следит , что бы ребёнок вдыхал через нос - выдыхал через рот.
Логопед: Скучно стало, решил сходить в гости к ...
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной. (медведь)
(прокатить шарик по мизинцу на середину ладошки).
Игра "Собери животного" (медведь)
(дети собирают из частей целую картинку)
Логопед: Вот и сходил ёжик в гости к своим друзьям. Когда ёжик был дома ему пришло письмо (показать письмо, открыть).
Физкультминутка
музыкальная игра "Дикие животные"
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Дидактическая игра "Чей хвост"
(дети по хвосту определяют какое это животное)
Дидактическая игра «Где, чьи уши?»
(дети по голове животного подбирают уши)
Дидактическая игра "Дикие животные леса"
Логопед: Где живут дикие животные? (в лесу) Поочередно отвечайте мне полным предложением на мои вопросы.
Где живет белка? (Белка живёт в дупле)
Значит это чье дупло? (Это беличье дупло)
Где живет волк? (Волк живёт в логове)
Значит это чье логово? (Это волчье логово)
Где живет лиса? (Лиса живёт в норе)
Значит, это чья нора? (Это лисья нора)
Дидактическая игра «Назови, чья голова?»
Это беличья голова.
Это волчья голова.
Это заячья
Заключительная часть. Рефлексия
Беседа о диких животных
Логопед: Почему белку, лису, волка, медведя, зайца, ежа называют дикими животными? (Они живут в лесу, сами добывают себе корм, сами о себе заботятся)
Логопед: Чем дикие животные отличаются друг от друга?
(Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т.д. Мех у них разного цвета и т.д.)
Логопед: Чем они похожи?(Они живут в лесу, сами себе добывают корм. У них у всех есть туловище, голова, глаза и т.д. Их тела покрыты мехом. А у ежа тело покрыто иглами)
Упражнение «Животные».
Логопед: Закрасьте животных, которых вы видите на картинке (дети выполняют). На этом наше занятие закончено, до свиданья !
Литература
- Васильева С. А. Тематический словарь в картинках: Мир животных: В 4 кн. Кн. 1. Домашние и дикие животные средней полосы. (Программа "Я - человек". / С.А. Васильева, В. И. Мирясова. - М.: Школьная пресса, 2012 г. - 32 с, ил.
- Обучающая игра "Дикие животные"
- Обучающая игра "Чью уши?"
- Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М.:"Просвещение", Р-на-Д, 2014 г
- В. В Коноваленко, С. В. Коноваленко "Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР", - М.: "Просвещение", 2014 г
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов, - М.: "Феликс", 2009 г