Логопедическое занятие "Один день из жизни братцев кроликов"
Филиал МАДОУ «ДС № 5» - «Детский сад № 10»
Конспект подгруппового занятия
по автоматизации звука [Р] с детьми дошкольного возраста
в старшей группе
«Один день из жизни братцев кроликов»
Составитель:
Дюкова Ольга Вячеславовна
Учитель-логопед
г. Первоуральск
2025 г.
Цель: Автоматизация звука [Р] в стечении согласных на материале слов, словосочетаний, предложений.
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные:
- закрепить представление о правильной артикуляции звука [Р] изолированно, в словах, словосочетаниях, предложениях;
- совершенствовать грамматический строй речи: образовывать формы родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе; согласовывать числительные с существительным;
- формировать фонематическое восприятие: учить определять позицию звука [Р] в слове;
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- развивать мелкую моторику;
- развивать речевое дыхание;
- развивать пространственное мышление;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать графомоторные навыки;
- развивать конструктивный праксис;
- развивать логическое мышление;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
3. Коррекционно - воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью;
- формировать умение работать в группе.
Материалы и оборудование:
- мягкая игрушка Кролик;
- дидактическая настольная игра «Огород» (автор Дюкова О.В.);
- обруч – 3 шт.;
- магнитная доска с маркером;
- тренажер для формирования направленной воздушной струи «Аэробол»– 4 шт.;
- блоки Дьенеша (красные прямоугольники одного размера – 22 шт.);
- сундучок с кольцами «Су-Джок» - 5шт.;
- карточка "Забор из красного кирпича" (для конструирования);
- стол – 1 шт, стулья – 5 шт.
Предварительная работа: знакомство с настольной игрой «Огород».
Форма работы: подгрупповая (для 4 человек).
Ход занятия:
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня братец Кролик пригласил меня к себе в гости. А Вы бы хотели пойти со мной? Тогда, чтобы попасть в его маленький домик, нам придётся превратиться в кроликов. Согласны? Заодно мы узнаем, как же проходит день у братцев кроликов. Я сейчас произнесу волшебные слова, а вам нужно правильно повторить за мной все движения.
1. Артикуляционная гимнастика. (Дети стоят полукругом)
Братцы кролики проснулись,
(Потирают глаза кулачками)
Потянулись,
(Делают потягивающие движения руками)
Улыбнулись.
(Улыбаются друг другу)
Чай из чашечки попили.
(Арт. упр. «Чашечка»)
Раз - попили, два - попили.
(Удерживают «Чашечку»)
И варенье положили.
(Арт. упр. «Вкусное варенье»)
Дядю Дятла услыхали:
«Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д»,
(Арт. упр. «Дятел»)
И немного поболтали!
(Арт. упр. «Болтушка»)
2. Логографическое упражнение. (Развитие мелкой моторики, автоматизация звука [Р] в словах, координация речи с движением).
Логопед: Ребята, братец Кролик просит нас о помощи, ему нужно построить домики для других кроликов. Да и нам с вами хватит жить в кустах, да прятаться в траве. Пора приниматься за работу! А строить мы будем так: «Горка – норка».
Логопед рисует на доске с одновременным проговариванием, затем дети поочередно рисуют свои «домики» со словами: «Горка-норка».
3. Логоконструирование (Конструирование из блоков Дьенеша; автоматизация звука [Р] в словосочетаниях; согласование прилагательного с существительным; координация речи с движением).
Логопед: Какие замечательные норки мы с Вами построили. А чтобы никто чужой не смог проникнуть в наши домики, давайте поставим забор. Мы будем строить забор из красного кирпича по образцу (на карточке). Берем по одному кирпичу, кладем и говорим: «Красный кирпич».
Дети строят забор из красного кирпича с проговариванием.
Логопед: Молодцы, братцы-кролики! Хорошо поработали! Устали? А пойдемте сейчас на крылечко, отдохнём.
4. Су-Джок терапия (массаж пальцев рук).
Логопед:
Вышли братцы на крылечко
И нашли они колечки.
(логопед открывает сундучок с колечками «Су-Джок»)
То колечки не простые,
То колечки золотые.
Логопед раздает детям колечки. Дети надевают колечки поочередно на каждый пальчик и проговаривают за логопедом:
Братец - кролик, где ты был?
(надевают кольцо Су-Джок на большой палец)
С этим братцем в лес ходил,
(надевают кольцо Су-Джок на указательный палец)
С этим братцем щи варил,
(надевают кольцо Су-Джок на средний палец)
С этим братцем кашу ел,
(надевают кольцо Су-Джок на безымянный палец)
С этим братцем песни пел.
(надевают кольцо Су-Джок на мизинец)
Упражнение выполняется на каждой руке.
Логопед: Ну а сейчас пришло время поиграть. Давайте отправимся на полянку. А поедем мы на мотоцикле!
5. Упражнение «Мотоцикл» (изолированное произнесение звука [Р]).
Дети садятся на воображаемый мотоцикл и произносят «РРРРРРРРР…» Едут на горку – с горки (на горку – интонация вверх, с горки – вниз).
Логопед: А на полянке нас ждут волшебные шары.
6. Дыхательный тренажер «Аэробол» (формирование длительной направленной воздушной струи).
Дети берут тренажеры, делают глубокий вдох и дуют таким образом (плавно, не раздувая щеки), чтобы шар удержался в воздухе как можно дольше.
7. Подвижная игра «Норка» (формирование фонематического восприятия: определение позиции звука [Р] в слове).
На полу - 3 обруча (норки).
Логопед: Предлагаю вам ещё поиграть в прятки. Перед Вами 3 норки. Сейчас я буду произносить слова. Если вы услышите звук [Р] в начале слова, то нужно быстро спрятаться в первую норку (запрыгнуть в обруч), если – в середине слова, то – во вторую, если же звук стоит в конце слова – то в третью норку.
Слова: ракета, корона, рак, мотор, светофор, морковь, краб, брат ….
Дети играют.
Логопед: Отлично! Вот мы с Вами и поработали, и поиграли, не пора ли нам подкрепиться? Как Вы думаете, куда мы сейчас с Вами отправимся?
Дети: В огород!
8. Настольная игра «Огород»
Все садятся за стол, выбирают себе кроликов и вспоминают правила игры.
Игра «Огород»
Цель:
1. Автоматизация [Р] в стечении согласных на материале слов и предложений.
2. Закрепление обобщающего понятия «Овощи».
3. Совершенствование грамматического строя:
- образование формы родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе;
- согласование числительных с существительным.
4. Развитие пространственного мышления.
5. Развитие логического мышления.
Материалы и оборудование: Игровое поле – огород (фетр): сверху – забор, внизу – пруд, на огороде грядки с помидорами и огурцами, а также цветочные клумбы.
Фигурки кроликов – 4шт., морковка – 10 шт., кубик игральный.
Возраст: старший дошкольный
Форма работы: групповая (2-4 человека)
Описание и ход игры: Перед началом игры логопед раскладывает морковку на огороде. Выигрывает тот, кто соберет большее количество морковок.
Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на игровое поле и ответьте одним словом, что же растет в огороде?
Дети: Овощи.
Игра начинается с того, что каждый игрок ставит своего кролика в угол игрового поля (огорода) на подсолнух и произносит:
Кролик прыгнет в огород,
Всю морковку он сгрызет.
Игрок кидает кубик и определяет, в каком направлении будет двигаться кролик.
Если вверх, то игрок произносит: Кролик прыгает в сторону забора.
Если вниз, то игрок произносит: Кролик прыгает в сторону пруда.
Если влево, то игрок произносит: Кролик прыгает в сторону помидоров.
Если вправо, то игрок произносит: Кролик прыгает в сторону огурцов.
Игрок делает столько ходов, сколько выпало на кубике со словами: «1 прыг, 2 прыг, 3 прыг, 4 прыг…», по пути собирает морковь. Игроки поочередно бросают кубик. Ходить можно только по прямой. Заходить на цветочные клумбы нельзя. Перед клумбой, забором, прудом и грядками игрок останавливается и ходит на одном месте. В конце игры игроки подсчитывают количество собранной моркови: «Одна морковка, две морковки, три морковки…», и определяется победитель.
9. Итог занятия. Рефлексия.
Логопед: А теперь братцы-кролики, пора ложиться спать (дети кладут ручки под щечку).
За день мы устали очень.
Скажем дружно:
дети хором произносят:
«Доброй ночи».
Ну вот вы снова выросли и стали детьми. Мы были большие молодцы! Как Вы думаете, трудный был день у братцев кроликов? А что было самое трудное? А что легче всего получилось? А самое интересное?
_________________________________________________________
На занятии использованы приемы и логографические упражнения из сборника Лебедевой И.Л. «Рисую и говорю».
7