Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка на тему «Космос»
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка на тему «Космос»
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи детей.
Задачи:
Обучающие:
Рассказать детям о космосе, о космических кораблях, о первых полетах в космос.
Показать фотографии и рассказать детям о первых космонавтах: о Юрии Гагарине, Валентине Терешковой.
Коррекционные:
Расширить и активизировать словарный запас;
Провести работу по коррекции грамматического строя речи
Развивающие:
Развивать стремление к получению новых знаний
Развивать детское воображение, память, внимание, логическое мышление.
Оборудование: планшет, предметные картинки
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Ребята, отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить?:
Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты (космос)
- Верно, мы сегодня будем говорить о космосе.
2. Артикуляционная гимнастика «Язычок наш космонавт».
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Подбородок разотрем,
Дружно губки пожуем.
Там живет наш язычок,
Пусть погреется дружок!
Сосчитать непросто
В темном небе звезды (уколы языком в небо)
Чтоб их ближе рассмотреть,
Нужно в космос полететь. (язык тянется к носу)
Язычок летит в ракете, (упражнение «Иголочка»)
Видит яркую комету. (упражнение «Горка»)
У кометы длинный хвост. (упражнение «Расческа»)
Рядом великан Юпитер (надуть щеки Удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10.)
Язычок его увидел (язык упирается поочередно в левую и правую щеки)
Вокруг шара облетел (облизать губы круговым движением)
И на землю прилетел!
Космонавты обрадовались, когда приземлились на Марс. Видят к ракете идут непонятные существа, удивились: неужели это марсиане? Марсиане сначала были сердиты на незваных гостей. Космонавты успокоили жителей планеты Марс, улыбнулись им.
3. Беседа по теме занятия, просмотр видеоролика о космосе.
Мы сегодня будем говорить о космосе. А что такое космос?
Космос – это пространство, в котором находятся планеты, созвездия звезд, метеориты, астероиды и кометы.)
Скоро наша страна будет отмечать праздник День космонавтики. Это праздник всех людей, а особенно космонавтов и людей которые участвуют в создании космических ракет.
- Как называют людей летающих в космос? (космонавты, астронавты)
- Как вы думаете, каким должен быть космонавт? Послушайте стихотворение и назовите эти качества:
Только сильных звездолет
Может взять с собой в полет
Космонавтом хочешь стать –
Должен много – много знать
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
(здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым)
- Ребята вы любите смотреть на небо ночью? (Да)
- Что можно увидеть на небе ночью? (Звезды, луну)
Чтобы наблюдать за звёздами ученые придумали специальные приборы – телескопы. Ученые узнали, что в космосе много разных планет.
Первым человеком, который побывал в космосе был наш соотечественник Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года.
- Какие планеты вы знаете? (Земля, Луна, Солнце, Марс). Сколько планет в солнечной системе? Назовите их!
По порядку все планеты
Назовет любой из нас!
Раз – Меркурий, Два – Венера,
Три – Земля, Четыре – Марс,
Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн,
Семь – Уран, За ним – Нептун,
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже потом и девятая планета,
Называется Плутон.
4. Дидактическая игра «Поймай космическое слово»
Логопед называет слова, голосом выделяя звук «С». Дети должны хлопком дать сигнал о том, что в данном слове есть звук «С»
космос, планета, мир, солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, луна, спутник, антенна, ракета, космонавт, скафандр, космодром, телескоп.
5. Упражнение «Скажи наоборот».
Взлететь – приземлиться
Ярко – тускло
Темно - светло
Прилететь - улететь
Далеко - близко
Высоко - низко
Медленно – быстро
6. Физкультминутка
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
7. Дидактическая игра «Что лишнее?»
Ракета, Спутник, Луноход, самокат
Меркурий, Марс, Сатурн, Арктика
Метеорит, комета, звезда, молния
Скафандр, астронавт, спутник, поезд
Солнце, Луна, звезда, лампа
Марс, Земля, ракета, Сатурн
8. Работа с загадками.
Человек сидит в ракете,
Смело в небо он летит.
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит (космонавт)
В черном небе до зари
Тускло светят фонари
Фонари – фонарики
Меньше, чем комарики. (звезды)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все… (Солнце)
Блин в окошке виден нам
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел
Поделиться не хотел. (Луна)
Есть специальная труба,
В ней вселенная видна
Видно звёзд калейдоскоп
Что же это… (Телескоп)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя
И называется…. (Земля)
Специальный космический есть аппарат
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд
И как одинокий путник
Летит по орбите (спутник)
Кто смотрит всегда в телескоп,
С космосом близко знаком
Обнаруживает черные дыры,
Любуется созвездием Лиры? (астроном)
Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд. (ракета)
9. Игра «Один – много»
- Следующее задание для вас это игра с метеоритом (мяч). Я буду передавать вам метеорит и называть один предмет, а вы передавать метеорит обратно и называть много предметов.
Слова: звезда, космонавт, спутник, ракета, комета, планета, орбита, станция, метеорит, телескоп, астроном.
10. Игра «Сосчитай-ка»
Один большой метеорит, два больших метеорита, пять больших метеоритов, много больших метеоритов.
Одна яркая звезда..
Одна быстрая ракета..
Один смелый космонавт..
Одна далёкая планета..
Одна быстрая комета…
Один космический корабль..
11. Упражнение «Где, какой?»
На Земле – земной
На Луне –
На Солнце-
На планете-
Между звёзд – ( межзвёздный)
Между планет -..
12. Работа с чистоговорками
Тром — тром — тром – рано утром мы встаём.
Дром — дром — дром – мы идём на космодром.
Отр — отр — отр – делаем осмотр.
Ра — ра — ра – в космос нам лететь пора.
ЕТА-ЕТА-ЕТА – СТАРТУЕТ РАКЕТА
АВТ-АВТ-АВТ – В РАКЕТЕ КОСМОНАВТ
НУ-НУ-НУ – ВИЖУ Я ЛУНУ
ОНЦЕ-ОНЦЕ-ОНЦЕ – ГРЕЕТ ЗЕМЛЮ ГОРЯЧЕЕ СОЛНЦЕ
АРС-АРС-АРС – ПОЛЕЧУ НА МАРС
АНЕ-АНЕ-АНЕ – СМЕШНЫЕ МАРСИАНЕ
ИТ-ИТ-ИТ – БЫСТРЫЙ МЕТЕОРИТ
ОИД-ОИД-ОИД – ГРОМАДНЫЙ АСТЕРОИД
ЕТА-ЕТА-ЕТА – ЯРКАЯ КОМЕТА
13. Пальчиковая гимнастика
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел учет.
Меркурий – раз,
Венера – два
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон.
14. Подведение итогов занятия.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Какие задания вызвали затруднения?
Дополнительный материал:
Игра «Чего много в космосе?»
В космосе много…(ракет, комет, звезд, космонавтов, планет, спутников, метеоритов).
Игра «Раздели слова на слоги»
Слова: планета, космонавт, марс, луна, солнце, спутник, звезда, метеорит.