12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга37
1

Логопедическое занятие «Путешествие на остров Веселой грамматики»

Конспект логопедического занятия

"Путешествие на остров Веселой грамматики»"

Цель занятия: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о гласных звуках и буквах, научить применять полученные знания на практике.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- упражнять в умении выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.

- учить дифференцировать гласные и согласные звуки;

- способствовать развитию навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов;

- упражнять в построении графических схем предложения и слов.

- формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Коррекционно-развивающие задачи:

Создать условия для развития слухового и зрительного внимания, смысловой и зрительной памяти, словесно-логического мышления; стимулирование мыслительной и речевой активности учащихся; развитие речевого дыхания, снятие напряжения глаз.

Коррекционно-воспитательные задачи:

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

содействовать формированию положительной мотивации к занятиям через использование игровых и занимательных упражнений.

Планируемые результаты (предметные):

- Научаться- выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных):

Регулятивные: осознают и формулируют тему и цели занятия, принимают и сохраняют учебную задачу, контролируют и оценивают свою деятельность на занятии.

Познавательные – умеют строить устные высказывания, проводят сравнение и обобщение, осознают и формулируют проблему.

Коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера, доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Личностные - осознают смысл своих учебных действий, свои возможности в учении, способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Форма занятия: занятие – путешествие.

Оборудование: карта с изображением моря звуков и букв и острова “Веселая грамматика”; индивидуальные тетради в клетку и косую линейку; цветовые символы звуков (квадраты красного, синего и зеленого цвета); карточки с печатными гласными буквами из бархатной бумаги (А, О, У, И, Ы); гласные буквы (А, О, У, И, Ы) на каждого ученика; картинки с изображением животных (волк, рысь, кит, морж, слон, лук, кот, сыр, рак); карточки со словами НОРА, БАНКА, КАМЫШ, фонарик, магнитофон.

Ход занятия

1.Организационный момент

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

а)Приветствие. «Здороваемся необычно»

- Сегодня у нас необычное занятие, поэтому я предлагаю вам нетрадиционные приветствия. Давайте поздороваемся тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п. Хорошо, вот мы и поздоровались с вами. Теперь нам нужно настроиться на рабочий лад. Встанем в круг, возьмемся за руки и представим, что мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце». Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Хорошо!

б) Настрой на работу

Чтоб занятие наше стало светлее, 
Мы поделимся добром. 
Вы ладони протяните, 
В них любовь свою вложите, 
Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь. 

Все готовы к началу занятия?

Займите свои места, включите внимание и слушайте.

II. Этап актуализации знаний

- Ребята, внимательно послушайте утверждения. Если утверждение – верное, то поднимите зелёный сигнал, если неверное – то красный.

- Звуки мы пишем и читаем. (красный сигнал)

- Буквы мы пишем и читаем. (зелёный сигнал)

- Звуки делятся на гласные и согласные. (зелёный сигнал)

- Гласные звуки не поются и при произнесении гласных звуков воздух встречает преграду. (красный сигнал)

- Гласные звуки бывают звонкие и глухие. (красный сигнал)

- Если в слове два гласных звука, значит в нем два слога. (зелёный сигнал)

Введение в тему, постановка цели и задач занятия.

Цель: формировать умение обобщать признаки и делать выводы, определять тему занятия и его цели.

- Кто догадался, какая тема нашего занятия?

-Для нас это новая тема?

- Как вы думаете, какие задачи будут стоять перед нами сегодня? (учиться различать и выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами на письме, оценивать свою работу).

- Да, ребята, сегодня мы закрепим с вами тему «Гласные звуки и буквы” и отправимся в путешествие на остров «Веселой грамматики».

Выставляется глобус

III. Основная часть.

1) Графический диктант

Цель: закреплять умение располагать рисунок на листе бумаги, ориентироваться в пространстве, развивать мелкую мускулатуру кистей рук.

Ребята, мы сегодня совершим путешествие, а на чём можно отправиться в путешествие? (можно отправиться на поезде или пешком)

- На каком транспорте ещё можно путешествовать? (на корабле, самолёте)

- А на каком транспорте будем путешествовать мы, вы узнаете, если правильно выполните следующее задание.

(детям раздаются тетради в клетку)

- Открыли тетради, нашли точку и выполняем следующее задание:

1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 2 клетки вправо, 1клетку вверх, 1 клетку влево, 6 клеток вниз, 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 5 клеток влево, 1 клетку вверх, 1 клетку влево,1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх,7 клеток вправо.

- Я думаю, что вы догадались, на чём мы с вами отправимся искать приключения. (на лодке с парусами, на яхте с парусами)

2) Дыхательная гимнастика.

Цель: развивать речевое дыхание.

- Но парус наш повис, и мы стоим на месте. Как вы думаете, почему? (наш парус повис, потому что нет ветра)

- Чтобы появился ветер необходимо выполнить дыхательные упражнения.

- Наша яхта поплыла, и помог нам ветер.

3) Звуковой анализ слова “ВЕТЕР”.

Цель: развивать фонематический слух, закреплять навык звукового анализа слов.

- Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (квадраты красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте звуковую схему слова “ветер”.

(Уч-ся выполняют задание самостоятельно, затем один ребенок выкладывает это слово у доски, все дети проверяют)

- Сколько гласных в слове? Сколько слогов в слове “ветер”? Как узнали? (2 слога. Сколько в слове гласных столько и слогов)

- На какой слог падает ударение? Позовите ветер. (Ве-е-етер. Ударение падает на 1 слог)

- Назовите первый звук в слове “ветер”, охарактеризуйте его. (Первый звук [в’], он согласный, мягкий, звонкий)

- А какой последний звук в этом слове, охарактеризуйте его. (Последний звук [р], он согласный, твердый, звонкий)

-Скажите, а какой третий звук в слове “ветер”. (Третий звук [т’], он согласный, мягкий, глухой)

- Молодцы.

4) Игра «Эхо»

Цель: развивать слуховую память и внимание.

- Ребята, вы слышите, ветер доносит какие-то звуки? Кто-то зовет нас на помощь.

- Повторите, что вы услышите с той же интонацией: АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ (логопед произносит звуки с разной интонацией и голосом)

- Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

5) Игра “Узнай букву на ощупь”

Цель: развивать память, внимание и тактильное восприятие

- Дети, вы видите кого-нибудь? (Нет)

- На море сильный туман и придется спасать на ощупь. Ребята, а спасать кого-нибудь или прийти на помощь – это благородное дело.

(Уч – ся на ощупь узнают буквы в мешочке А, О, У, И, Ы, Э)

- Кого ты спас? (Я спас гласную букву А)

- Кому ты пришел на помощь? (Я пришел на помощь букве О)

- Кому помог ты? (Я помог гласной У)

- Кому оказал ты помощь? (Я оказал помощь букве Ы) и т.д.

- Дети кого вы спасли? (Гласные буквы)

6) Игра “Разведчики”

Цель: упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.

- Гласные буквы попали в беду и просят помочь им добраться домой на остров “Веселая грамматика”. Поможем?

- Но, чтобы дорога показалась короче, я предлагаю вам поиграть с гласными буквами (уч-ся раздаются гласные буквы: А, У, О, И, Ы, Э).

- Я называю слова, а вы показываете ту гласную букву, которая есть в этом слове: ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, НОС.

- Теперь задание усложним: я показываю вам картинку, а вы кладете перед собой ту гласную букву, которая есть в названии этой картинки.

Картинки: ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, ЭМУ

- Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

(На доске вывешивается правильный образец: О И О Ы Э. Дети выполняют самопроверку)

- Поаплодируйте себе, кто выполнил задание без ошибок.

7) Динамическая пауза - «Веселые человечки» (логопед)

- Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть, чтобы набраться сил и дальше отправиться в путь.

8) Игра “Кто лишний?”

Цель: развивать логическое и образное мышление, память и речь

- Ребята, вспомните и назовите по порядку названия картинок, которые я вам показывала. А помогут вам гласные буквы, которые вы выкладывали.

Картинки: волк, кит, морж, рысь, эму.

(Дети называют названия животных, а психолог вывешивает эти картинки).

- Как можно назвать, одним словом, тех, кто изображен на этих картинках? (Животные)

- Подумайте и скажите кто лишний и почему? (Я думаю, что лишний слон, потому что он живет в Африке. Мне кажется, что лишний кит, потому что это самое большое животное. Здесь лишняя рысь, потому что только рысь охотится на добычу, прыгая с дерев.)

9) Развитие слогового анализа и синтеза слов

Работать будете в парах. (раздаются карточки со словами: БАНКА, КАМЫШ, РАНО).

- Послушайте внимательно задание: прочитайте слово, разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите новое слово (пары встают)

- Запишите эти слова графически, поставьте ударение.

(Дети выполняют задание поочередно у доски и в тетради: бан|ка – ка|бан - а `а и т.д).

Звучит веселая музыка.

10) Зрительная и пальчиковая гимнастика

Цель: укреплять глазодвигательные мышцы, развивать гибкость и подвижность пальцев.

- Дети, вы слышите веселую музыку? Мы приближаемся к острову “Веселая грамматика”. На этом острове есть маяк, который покажет нам дорогу. Следим глазами за маяком. /Дети выполняют ее, стоя. /

На доску наводится фонарик, дети следят глазами за перемещающейся светящейся точкой: влево – вправо, вверх – вниз, горизонтальная восьмерка и т д.

- Чтобы попасть на остров, надо показать гласные буквы руками.

Дети конструируют гласные буквы руками.

11). Развитие звукобуквенного анализа и синтеза

- Ну, вот мы и на острове. Гласные буквы приготовили для вас задание.

- Вам необходимо вернуть гласные на место, записать получившиеся слова. Выделить гласные (обвести красным цветом).

На доску вывешиваются картинки, внизу напечатано название картинки с закрытой гласной буквой:

ЛУК – Л _ К, СЫР – С _ Р, РАК – Р _ К, ЛИСА – Л_С_, КОТЫ – К_Т_

(выполняют взаимопроверку - проверяют выполненное задание, открывая закрытые окошки).

12) Игра “Сложи гору” (работа в группе)

Цель: развивать восприятие, пространственное представление и логическое мышление.

- На острове есть волшебная гора, на которой написан девиз.

(уч -ся дается 4 части горы, на которых написано по одному слову)

- Сложите из данных частей гору и прочитайте девиз жителей острова.

Сделал дело, гуляй смело.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Дети высказывают свое мнение).

Ребята, я хочу, чтобы и вы следовали этому девизу.

- Сколько слов в этом предложении? (Четыре).

- Запишите это предложение графически.

|_____ ____, ____ _____.

- Что обозначает вертикальная черта? (Начало предложения пишется с заглавной буквы)

- Как узнать, что предложение закончилось? (В конце предложения ставится точка)

IV. Итог занятия. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Много было испытаний на нашем пути. Вы помогли гласным буквам добраться до острова “Веселая грамматика».

- Давайте вспомним, как звучала тема сегодняшнего занятия?

- Какую цель мы ставили в начале занятия. Удалось ли ее решить?

- Ребята, давайте оценим нашу работу на занятии. Для этого закончите пожалуйста мое предложение – «если бы я был волшебником я бы исправил…, добавил…, похвалил… .


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.