Занятие для детей старшей группы «Путешествие на таинственный остров»
Конспект образовательной ситуации по ФЭМП
«Путешествие на таинственный остров» для детей старшей группы.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное».
Цель: обобщение и систематизация знаний по формированию у детей элементарных математических представлений.
Обучающие задачи:
Продолжать учить считать в пределах 6 и 7, знакомить с порядковым значением чисел 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже... самый низкий (и наоборот).
Закреплять умение определять пространственное направление относительно себя: слева, справа.
Закрепить знание частей суток.
Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность; любознательность, сообразительность, желание играть друг с другом, умение слышать и слушать друг друга.
Предварительная работа: дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами, индивидуальная работа.
Методы и приёмы:
игровой (использование сюрпризных моментов).
наглядный (использование иллюстрации).
словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Материалы: магнитная доска, цифры, счетные палочки, рыбки, модель суток; раздаточный материал- полоски разной длинны, геометрические фигуры; бубен, бутылка с письмом, бинокль, сундук, мяч, магнитофон.
Ход образовательной ситуации:
1. Вводная часть.
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по сказочному морю, и на пути нас ждут удивительные приключения.
- Я – капитан корабля, а вы мои матросы. Прежде чем мы отправимся в путешествие, моя команда должна построиться.
- Алиса встань первой. Затем детям предлагается повернуться лицом к воспитателю, назвать, кто и где стоит слева и справа.
2. Основная часть.
- Так как я –капитан корабля. Мы будем путешествовать в разное время суток. Мне нужно убедится в том, что вы знаете части суток. Только самые лучшие матросы могут справиться с таким сложным заданием. Ребята, назовите последовательность частей суток.
У нас есть модель суток, и мы можем с ней поиграть. Каждый цвет соответствует определенной части суток. Внимательно слушайте стихотворение, определяйте о какой части суток я говорю, и по сигналу бубна подойдите к нужному цвету.
Утро наступает,
солнышко встает,
Всех ребяток будит,
в детский сад зовет.
В какую часть суток вы пришли?
- Молодцы. Выстраивайтесь опять в шеренгу и слушайте внимательно.
Устали глазки.
Тихо, тихо полежу.
Пусть во сне
Приснятся сказки.
Я сестре их расскажу.
В какую часть суток вы пришли?
- Молодцы. Выстраивайтесь опять в шеренгу и слушайте внимательно.
Мы гулять, играть идем,
Много дел бывает днем !
В какую часть суток вы пришли?
- Молодцы. Выстраивайтесь опять в шеренгу и слушайте внимательно.
Начал вечер наступать,
Сам решай во что играть.
- Молодцы, с заданием справились успешно! Построились за Алисой.
- Моя верная команда, давайте представим, что наши столы – это красивый, большой корабль. Итак, приглашаю вас на борт нашего корабля. У каждого матроса есть свое место на корабле. Оно обозначено цифрой. Сосчитайте точки на карточке и найдите нужное число, которое соответствует количеству точек. Все заняли места. Мы готовы к отплытию. (шум моря)
- Ребята, справа по борту вижу странный предмет. Это бутылка, а в ней письмо. Это морская почта.
- Прочитаем письмо “ Здравствуйте! Если вы добрые, смелые, сильные, дружные и умелые ребята, то вы обязательно должны плыть к таинственному острову и найти там сокровища”. Ну, что плывём к таинственному острову? Мы же с вами тогда разбогатеем! (Да). Полный вперед!
- Смотрите, в море плывет стая разноцветных рыбок. Как же узнать сколько плывет рыбок? (7 шт.) А как нужно посчитать, чтобы узнать на каком месте находится та или иная рыбка? (По порядку) На котором месте красная рыбка? Которая по счету зеленая рыбка? И т. д.
- Ребята, на нашем пути пираты. (смотрю в бинокль) Они в беде - их корабль налетел на рифы и произошло кораблекрушение. Поможем пиратам спасти корабль? Мы ведь добрые, смелые, сильные ребята. Сначала надо разложить дощечки по порядку начиная от самой высокой заканчивая самой низкой. (6 шт.) Что можно сказать о ширине дощечек? (она одинаковая) Что можно сказать о длине дощечек? (она разная) (1 ребенок работает у доски) Какой прием вы будете использовать для сравнения дощечек?
- Пираты нам благодарны и подарили нам сундук. А в нем счетные палочки. Мы с ними поиграем. Постройте пиратам новый корабль по схеме.
- Ребята, слева по борту вижу мяч. Поиграем? Я бросаю вам мяч и называю какое-нибудь число. Вы должны поймать мяч и бросить мне его назад, назвав число следующие за названным. Будьте внимательны. 4-5; 6-7; 3-4; 7-8; 2-3, 5-6.
- Вы слышите, как кричат чайки? Значит скоро берег. Впереди вижу таинственный остров.
Обезьянка очень любит разноцветные печенья, но не может разобраться, какие ей съесть на завтрак, а какие на обед, а какие на ужин. На завтрак ей надо съесть только овальные, не желтые, маленькие. На обед не квадратные, красные, большие, а на ужин прямоугольные, не красные, большие. (Дети отбирают геометрические фигуры). Сколько печений съела обезьянка на завтрак? (семь) Сколько печений съела обезьянка на обед? (семь). На ужин? (Семь). Обезьянка вам говорит спасибо.
3. Заключительная часть.
- Смотрите, летит попугай. Попугай просит сделать 7 раз хлопнуть в ладоши, 7 раз подпрыгнуть и мы найдём сокровища. (Открываем мешок и достаём игру). Чтобы быть богатым не обязательно иметь много денег. Можно быть богатым умом, знаниями, добротой, силой. А нам пора отправляться в обратный путь.
Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите,
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старания,
Память, логика, внимание!
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? А с кем вам понравилось играть больше всего? А какое задание показалось сложным? А какое было легким? Мне тоже понравилось наше путешествие, вы много знаете и умеете. А с новой игрой, которую мы отыскали на острове, поиграем в группе.