Локальный форум как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в компьютерном классе
Локальный форум как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в компьютерном классе.
Локальный форум-это публичное средство для общения пользователей сети. На форуме можно задавать свои вопросы, обеспечиваться ответом, комментировать вопросы и ответы других пользователей, делать замечания. К своим вопросам так же можно «прикреплять» ссылки на объекты, например ссылки на конкретный документ, элемент справочника и т.д.
Для того что бы организовать процесс обучения с помощью локального форума сначала его необходимо создать. Для этого нужно установить веб-сервер и поддержку, например, веб-сервер Apache, и язык программирования PHP, который обеспечивает выполнение скриптов на сервере. Затем необходимо установить движок форума, авторский скрипт обеспечивающий необходимую функциональность нашему форуму. После этого нам просто необходимо зайти на форум через браузер по необходимому ip-
адресу.
Рис. 1 Локальный форум
Локальный форум был организован на отдельном компьютере с операционной системой Windows Server 2008 R2. На сервере для поддержки форума потребовалось установить дополнительные службы ролей обеспечивающих его функционирование: файловые службы, веб-сервер(IIS). За основу форума был выбран авторский скрипт RonForum v30 на PHP Р.П.Квасникова. Скрипт обеспечивает размещение сообщений на форуме, одновременный доступ на форум всех участников класса, Структурирование информации согласно постам, поиск нужной информации. Для каждого класса был создан свой отдельный форум. Для размещения информации на форуме не требуется регистрация, но учащийся оставляет записи под своей фамилией. Преподаватель тоже может оставлять комментарии по соответствующим разделам форума. Форум можно использовать во время проведения урока для целенаправленного общения или с целью сохранения наработок хорошо успевающих учеников для более слабых.
Использование форумов в профессиональной деятельности студентов колледжа является одним из значимых объективных качеств, которыми обязан владеть современный выпускник. Масса сложных вопросов, встречающаяся по роду профессиональной деятельности, находят свои разрешения именно на тематических форумах. Использование локального форума в процессе обучения поможет в дальнейшем использовать информационные ресурсы форумов Интернет, а так же применять различные форумы как средства информационного взаимодействия между людьми с общими профессиональными интересами.
На текущем этапе разработки и внедрения локального форума в учебный процесс был подготовлен и проведен урок-игра по информатике. Суть урока заключалась в следующем: посредством форума капитаны обеспечивали сетевое информационное взаимодействие с командами. Они ставили задачи всем участникам своих команд, которые в свою очередь выполняли задания по изучаемой предметной области. Рассмотрим конспект этого урока:
Тема урока: Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях посредством игры « Управляй деятельностью форумчан»
Цели:
1. Образовательная: продолжить формирование у студентов знаний, умений и практических навыков использования локальной сети в своей профессиональной деятельности (обмен мнениями, передача информации, сохранение файлов в общих папках).
2. Развивающая: формировать, развивать и углублять у учащихся теоретический, творческий и операционный стили мышления, направленные на развитие умений и навыков работы в локальной сети и Интернет.
3. Воспитательная: воспитать у студентов этику и эстетику, связанную с поиском и передачей информации в локальной сети и Интернет.
Задачи:
1. Закрепить теоретические знания и практические умения путём выполнения соревновательных заданий в процессе игры.
2. Проверить уровень усвоенного студентами материала по последним, ранее изученным темам посредством проведения игровой соревновательной деятельности.
3. Развить у учеников навыки работы в локальной сети и навыки использования форумов в своей профессиональной деятельности.
Тип урока: урок-игра.
Методы обучения: Проблемное обучение, игровое обучение.
Средства обучения: класс компьютеров объединенных между собой в локальную сеть, локальный форум, сетевой диск.
План урока:
1. Организационный момент (2 - 3 мин).
2. Повторение теоретического материала (5 мин).
3. Выбор (капитанов) координаторов и деление на команды (5 мин)
4. Объяснение задания игры (3 - 5 мин).
5. Игра (25 мин).
6. Подведение итогов (2-3 мин).
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих, постановка целей урока, организация учащихся на работу.
2. Устный опрос теоретического материала.
Ученикам раздаются карточки с определениями и понятиями(общий доступ, сетевая папка, атрибут, администратор и др. ). В течение нескольких секунд(в качестве отчетного механизма использовалась игрушечная бомба со случайным таймером) студенты объясняли понятия и связывали их значение с деятельностью в локальной сети.
3. Выбираются сильные студенты на усмотрение преподавателя, можно с учетом работы в устном опросе. Капитаны набирают команды из присутствующих студентов поочередно.
4. Объяснение правил игры.
За урок ученикам необходимо будет выполнить ряд заданий связанных с ранее изученными темами. Количество заданий превышает количество участников команды. Координаторы посредством локального форума организуют выполнение предложенных заданий. Общение в «живую» во время игры запрещено. Каждый компьютер учащегося огражден виртуальной невидимой стеной, которая не позволяет общаться друг с другом. Координаторы размещают полученные задания для каждого участника на сетевом диске. Информацию о размещении данных оставляют на форуме. Здесь же на форуме участники команд находят для себя задания и выполняют их. После выполнения задания посредством локальной сети и форума передаются капитанам. Капитаны «держат» отчет перед преподавателем. Команда, выполнившая большее количество заданий считается победителем.
Учитель напоминает ученикам что:
• Необходимо соблюдать нормы и правила культуры общения на локальном форуме.
• При заполнении регистрационных данных нужно обязательно указывать свою фамилию.
• В рамках игры использовать только один топик созданный капитаном.
5. Ход игры.
Ученики рассаживаются за компьютеры и выполняют задания, которые им указывает координатор:
1) Перевести 15 строк русскоязычного текста представленного картинкой на английский и немецкий языки. Ответ представить в текстовом документе.
2) Набрать страницу текста представленного картинкой. Ответ представить в текстовом документе.
3) С помощью поисковой системы найти ответ на следующие вопросы: Этот человек работал в вычислительном центре Академии наук СССР. В середине 80-х годов XX века он придумал нечто такое, что быстро стало популярным во все мире, и широко известно до сих пор. Но сам он на своем изобретении заработал очень мало. Зато хорошо заработали такие фирмы, как Nintendo, Atari, Sega. Кто этот человек и что он придумал?
4) Создать рисунок аквариум с рыбками в векторном графическом редакторе WORD оценивается и качество рисунка.
5) Выполнить действия над числами в калькуляторе Windows. Ответ получить в десятичной системе счисления:7128 + 1D16 - 100111112 + 14010
6) Решить задачу: Скорость вращения гибкого диска - 300 оборотов в минуту. За 1 оборот диска считывается информация, хранящаяся на 1-ой дорожке дискеты. За сколько оборотов диска общим объемом 720 Кб можно считать текстовый файл объемом 138240 байт.
7) Осуществить запись текста в электронном варианте по фрагменту аудиозаписи. Ответ представить в текстовом документе.
8) Написать программу в Pascal рисующую ромб.
9) Написать сообщение из 15 строк об организации АРМ студента в компьютерном классе. Ответ представить в текстовом документе.
6. Подведение итогов урока.
Определяется команда победитель, обсуждаются наиболее интересные задания, поощряется отметками команда победителей и наиболее активные студенты.
В конспекте описано задание только для одной команды, для второй оно было составлено по аналогии.
Каждый преподаватель ведет поиск средств и методов обучения. У преподавателя информатики имеется возможность расширять этот процесс посредством использования функциональных сервисов компьютерного класса. Эти сервисы могут быть силуэтно неразличимы в чертах педагогической деятельности, но они обязательно откроются человеку, который ведет непрерывную работу по их поиску и совершенствованию.