Предварительный просмотр презентации

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций Автор: Четырина Зоя Владимировна учитель математики филиала МБОУ «Горельская СОШ» в селе Малиновка. «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Б. Шоу

Актуальность В настоящее время социальный заказ общества направлен на формирование таких качеств личности, как: способность быстро ориентиро- ваться в меняющемся мире, быстро осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных сфер деятельности, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования.

Актуальность Проектная деятельность дает широкие возможности для формирования ключе- вых компетенций обучающихся. Так как эта деятельность представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на развитие самостоятельности, творческую самореа- лизацию личности, учитывает индивиду- альные способности каждого ребенка.

          Новизна При использование проектной деятельности знаниевая ориентация сменяется компетентностно-ориентированным образованием.

Противоречия С одной стороны – в современном мире выпускнику школы предъявляются требования быть готовым к рыночным отношениям. Обучающийся и выпускник школы должен быть не только потребителем, но и активной творческой личностью, быть компетентным и способным самостоятельно приобретать новые знания и навыки. С другой стороны – традиционное обучение с репродуктивными методами обучения и действия по образцу.

Проблема Несоответствие уровня сформированных ключевых компетенций обучающихся новому качеству образования.

  Объект исследования Образовательный процесс по математике. Предмет исследования Влияние проектной деятельности на формирование ключевых компетенций.

Цель:   обоснование степени влияния проектной технологии в общеобразовательном учреждении на формирование ключевых компетенций как средство развития самостоятельной учебной деятельности.

Задачи:   изучить и проанализировать существующую литературу по проектным технологиям; рассмотреть особенности организации проектной деятельности школьников; выявить степень влияния данной технологии на формирование компетенций для дальнейшего обучения учащихся; способствовать формированию устойчивого интереса к предмету; внести вклад в воспитание личности, способной к самообразованию и адаптированной в современном обществе.  

Участники и сроки реализации проекта Обучающиеся: 5-8 классов. Сроки реализации: 2010-2013 годы.

План деятельности: подготовительный (август-декабрь 2010 год) актуализация темы проекта, определение цели и задач, формирование рабочих групп, распределение обязанностей. исследовательский (январь -декабрь 2011г.) изучение теоретической базы и научной литературы, знакомство с передовым опытом, отбор технологий, подбор материала, практическая организация. внедренческий (январь – декабрь 2012г.) внедрение и апробация проектной деятельности в общеобразовательной школе для формирования ключевых компетенций. заключительный (январь – декабрь 2013г.) анализ проделанной работы, выявление наиболее эффективных приемов и методов, обобщение опыта, подведение итогов.

Планируемые образовательные ресурсы Обучающиеся будут осознанно: применять в других предметных областях , полученные знания по математике; позиционировать личные достижения и «наращивать» собственную конкурентоспособность; выстраивать индивидуальные траектории образования; реализовывать потребности в самовыражении, самоутверждении, самореализации, признание личных достижений. Обучающиеся овладеют: ключевыми компетенциями, способствующие достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки исследовательской самостоятельной деятельности, коммуникативные способности – умения создать новый продукт, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и т.д.); ценностными представлениями о явлениях и окружающем мире и мире ценностей, современными мировоззрениями культурного человека; культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома, научатся осознанно делать свой выбор.

Теоретическая база   Теоретическую основу составили положения психологии и педагогики развивающего обучения в трудах отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. В. Занкова). Подходы к набору ключевых компетенций отражены в работах О. Е. Лебедева, А. В. Хуторского, Д.А. Иванова, роль общеучебных умений в учебной деятельности школьников – в работах Ю. К. Бабанского, С. Г. Воровщикова, Д. В. Татьянченко. С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.

Типология проектов   Предметно-содержательная область: монопроект и межпредметный проект. По характеру контактов: внутришкольный, региональный, международный. По продолжительности: краткосрочный и долгосрочный. По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые.   

Организация деятельности Определение источ- ников информации. Определение способа предоставления результатов. Определение процедур и критериев оценки. Распределение обязанностей между членами команды. Планирование работы по группам. Содержание Вырабатывают план действий, формулирует задачи. Распределяют обязан- ности между членами группы. Выбирают форму презентации, предла- гают и обосновывают свои критерии оценки, консультируются с учителем. Деятельность учащегося Помогает отобрать источники информации, саму информацию по теме. Координирует работу. Предлагает идеи. Помогает разрабаты- вать критерии оценки и результатов процесса. Консультирует учащихся, наблюдает за их деятельностью. Деятельность учителя

Метод проектов учит: самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы; привлекать знания из многих областей; прогнозировать результаты; устанавливать причинно-следственные связи.

Проектная деятельность формирует   Ценностно-смысловую – это компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир. Учебно-познавательную – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Информационную компетенцию – это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Коммуникативную компетенцию – знания способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Общекультурную компетенцию – обучающийся проявляет личностные качества – гражданские, нравственные, интеллектуальные, то есть стремиться жить в гармонии с окружающим миром.

Ключевые компетенции получаемые в результате проектной деятельности   Умение Изучать Искать Думать Сотрудничать Действовать Адаптироваться

Умения и навыки  

Продукты проекта       Выступление на педагогических советах и научно-практических конференциях различного уровня. Создан банк учебных учительских и ученических презентаций. Обобщение опыта по данной теме на районном уровне. Размещение в сети интернет на сайтах. (http://schoolmalinovka.wordpress.com), www.openclass.ru/node/416740; http‎://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,129765/ltemid,118/ПЕДСОВЕТ / Медиатека

Результативность   Диаграмма успеваемости и качество знаний за три года по математике

Диаграмма ЕГЭ 2011 года

Отношение к математике

Результаты анкетирования учащихся 7, 8 классов «Психологический климат в классном коллективе при изучении математики» В начале проекта В настоящее время

Результаты опыта Год Мероприятие Тема работы Результат 2011 Школьная научно-практическая конференция «Квадратные уравнения» 2 место 2011 Школьная научно-практическая конференция «Великие математики древности» 1 место 2012 Школьная научно-практическая конференция «Число пи» 1 место 2013 Областная научно-практическая конференция «Простые числа» участник 2013 Школьная научно-практическая конференция «Весь мир числа» 1 место

Выводы: на мой взгляд, внедрение проектной деятельности в практику работы – одно из важнейших направлений современного общеобразовательного учреждения в условиях компетентностного подхода; исследования показали, что применение проектной деятельности – это полноцен- ный и эффективный способ формирования ключевых компетенций;

реализация проектного обучения позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность и способствует лучшему усвоению предметных знаний и умений, положительно влияет на качество обучения; обеспечивает оптимальные условия для формирования навыков самообучения и самоорганизации, которые дадут выпускнику школы основы дальнейшего успешного самообразования.

Мы живем в век высоких технологий, поэтому наше общество заинтересовано в талантливых, ищущих, вдохновенных учителях, и я хочу соответствовать всем этим требованиям, поэтому считаю своим долгом творить, искать, действовать.

Информационные ресурсы Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. - №5. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. — 112 с. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. Народное образование Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.ррррр Интернет ресурсы: http://www.school-collection.edu.ru  

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Сейчас много говорят пишут о проектах.

13 November 2020

Да, я согласна с вами.

11 March 2021

Похожие публикации