Методические рекомендации «НРК в условиях ФГОС как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся»

16
6
Материал опубликован 14 February 2020 в группе

“Национально - региональный компонент в условиях ФГОС

как средство формирования культуроведческой

компетенции обучающихся”

 

В Концепции национально–регионального образования Республики Бурятия записано, что НРК способствует:
а).формированию личности, открытой разным культурам, знающей и понимающей ценности каждой из них, подготовленной к самостоятельному обоснованию собственной принадлежности к определенной этнической культуре на основе убеждения в равноценности культур и языков как одного из компонентов культуры;
б).содействует формированию деятельностной структуры личности (познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической, физической), личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе, приспособленной к жизни в XXI столетии, осознающей себя одновременно как гражданином Бурятии, так России и Мира;
в).расширению, углублению, конкретизации знаний, предусмотренных федеральным компонентом.

Поэтому изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.

По учебному плану нашей школы, а также во всех школах Республики Бурятия, национально-региональный компонент включается в образовательные области: бурятский язык, география Бурятии, история Бурятии, обществознание, экономику, естествознание, музыку, МХК, ИЗО и, конечно же, русский язык и литературу. Включение национально - регионального компонента в преподавание учебных предметов направлено на развитие любви к истории родного края, уважению к ее прошлому и настоящему.

Но как приобщить ребят к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к «малой родине»? Решить эту задачу я попробовала через проектную деятельность учащихся. 

Этот интегрированный метод обучения является инновационным для школьников и не заменим для развития творчества, познавательной активности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Он помогает ученикам конструировать свои знания и самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развивая критическое мышление. Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.

Мною была создана программа “Таежная, озерная, степная...”, позволяющая на уроках русского языка, литературы, литературы Бурятии и других, а также во внеурочной деятельности реализовывать национально - региональный компонент. В результате работы над проектом собран богатый материал по применению национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочное время, который будет полезен учителям в общеобразовательных школах Республики Бурятия.

Целью данного проекта является изучение и исследование родного края, культуры и литературы народов, проживающих на территории Бурятии, а также популяризация имеющихся краеведческих материалов, развитие навыков исследовательской работы и воспитание у школьников патриотических чувств.

Дидактические цели проекта:

1. Формирование компетентности в сфере:

  • самостоятельной познавательной деятельности;

  • целостного, образного и пространственного мышления.

2. Приобретение навыков:

  • самостоятельной работы;

  • работы в команде;

  • работы с большими объѐмами информации;

  • исследовательской работы.

3. Умение увидеть проблему и наметить пути еѐ решения.

Методические цели проекта:

  1. Расширить представление учащихся об истории Республики Бурятия

  2. Научить:

  • работать с разными видами исторических источников;

  • пользоваться программой MS Pоwer Point для оформления результатов;

  • кратко излагать свои мысли устно и письменно.

Исходя из поставленных целей, проект должен способствовать решению следующих методических задач:

  • формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы

с большими объемами информации;

  • формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ПК;

  • формировать навыки самообразования;

  • формировать навыки работы в команде;

  • развивать умение сформулировать задачу и найти пути еѐ решения;

  • формировать навыки самоконтроля.

 

Сроки реализации проекта: сентябрь 2012 – май 2016 гг. (4 года)

 

1 этап проекта (организационный, 2012 - 2013 учебный год)

Задачи этапа

Ожидаемый результат

Организационные:

  • разработка и реализация проекта;

 

 

 

  • механизм реализации проекта;

  • распределение функциональных обязанностей между участниками проекта;

  • определение базы эксперимента, форм периодичности предоставления материала;

Мотивационные:

  • выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса;

  • ознакомление всех участников с основными целями и задачами проекта;

 

 

 

Кадровые:

  • привлечь к проекту учителей разных предметов для осуществления интеграции;

 

  • ознакомление с программой осуществления проекта;

  • методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта;

Содержательные:

  • механизм реализации проекта;

  • распределение функциональных

обязанностей между участниками проекта;

  • определение базы эксперимента, форм периодичности представления материала;

 

  • изучение литературы по теме;

  • отработка методов диагностики развития исследовательской деятельности;

  • создание нормативно-правовой

документации на школьном уровне.

 

Информационные:

  • обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного

процесса.

 

  • информационная готовность участников проекта;

  • система мониторинга проекта.

 

 

2 этап (практический, 2013 - 2014, 2014 - 2015 учебный год)

Осуществить апробацию проекта

Реализация целей и задач проекта

  • осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта;

  • промежуточные результаты, их

соответствие целям и задачам проекта;

  • внести необходимые коррективы в содержание проекта;

  • усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании;

  • построить образовательный процесс

в школе на основе предлагаемого проекта.

 

  • внедрение организационной модели

образовательного процесса, основанной

на содержании проекта.

 

3 этап (контрольно - оценочный, 2015 - 2016 учебный год)

 

Анализ эффективности проекта

  • разработать методические рекомендации по развитию исследовательской деятельности в школе;

  • участие в олимпиадах, научно-практических конференциях школьного, районного и республиканского уровней.

 

Отчѐт о результатах проекта

  • определение теоретической и практической значимости проекта;

  • создание сборника исследовательских работ участников;

  • внедрение результатов проекта.

 

Этапы реализации проекта

Организация исследовательской деятельности учащихся в ОУ:

Необходимо осознанно подойти к созданию творческой группы,

основанной на субъективности взаимодействия взрослого и ребенка в ходе

педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся.

Основной целью творческой группы должно являться выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно - исследовательских интересов учеников.

В ходе работы необходимо сформировать направления деятельности:

  • организация исследовательской работы учащихся;

  • участие в проводимых олимпиадах, научно-практических конференциях;

  • осуществление контактов с представителями академической науки

общественных движений;

  • распространение и пропаганда данной деятельности.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся:

  • элементы исследования в рамках учебных предметов;

  • предметы в рамках базисного компонента;

  • элективные курсы – школьный компонент;

  • экскурсия, конференция или конкурс;

 

Разработаны критерии участия обучающихся в проектной деятельности:

 

1. Участвует в обсуждении ключевых вопросов

2. Умеет распределить последовательность действий каждого члена команды

3. Сотрудничает с другими во время работы над достижением общих целей.

4. Высказывает новые идеи.

  1. Вносит конструктивные предложения.

  1. Умеет выслушивать товарищей.

  1. Тщательно обдумывает информацию.

8. Умеет сравнивать и обобщать высказанные товарищами идеи.

9. Умеет корректно отстаивать свою точку зрения.

  1. Умеет выяснять, что непонятно.

  1. Умеет принимать помощь товарищей.

  1. Подбадривает и поддерживает товарищей.

 

Это таблица вклада в работу каждого ученика. Как мы можем видеть из таблицы, критерии, представленные в ней, содержат не только пункты, мотивирующие желание работать в сотрудничестве, но и пункты, дающие возможность каждому ученику увидеть свои достоинства. Именно наличие критериев подобного рода дает ученикам ощущение того, что в работе команды важно и значимо участие каждого: и того, кто генерирует идеи, и того, кто координирует деятельность, и того, кто умеет поддержать и ободрить.

 

Критерии при оценивании финальной работы

  • Глубина понимания вопроса;

  • Полнота освещения;

  • Логичность изложения;

  • Оригинальность изложения;

  • Интересные художественные решения;

  • Оформление работы;

  • Культура речи.

 

Описание работы над проектом

Одним из важнейших направлений воспитания образованного, нравственного, самостоятельного, с чувством ответственности за судьбу страны человека выступает историческое образование, включающее в себя краеведческий компонент.

Богатые исторические, культурные и социальные традиции, которыми славится Бурятия, дают сегодня уверенность в должной реализации замыслов о становлении настоящих российских граждан, всесторонне образованных, ответственных, с личной и гражданской устойчивостью, высокой нравственностью.

К изучению истории и культуры Бурятии желательно приступать в начальной школе, включая пропедевтический материал в курс «Окружающий мир». Как учитель средней и старшей школы, я спланировала изучение истории и культуры республики с древнейших времен до наших дней в хронологической последовательности, начиная с 5 класса по 11 класс.

Опрос ребят показал, что им нравится заниматься историей и культурой родного края. Это помогает им лучше понять и усвоить базовый курс истории, обществознания, литературы, когда ребята, проводя параллель, могут увидеть неразрывную связь между событиями в нашем крае и государстве в целом. Учащиеся более четко видят, что история нашей малой родины тесно связана с историей России, что они могут гордиться своими земляками – участниками решающих событий в истории страны. Чтобы поддерживать интерес учащихся, использую различные формы и приемы деятельности.

Интерес у ребят вызывают познавательные и ролевые игры, например, «Наш край глазами путешественников XIII-XIVвеков», решение кроссвордов, сочинения, создание презентаций, посещение историко - краеведческого музея, этнографического музея, поездки по местам декабристов, в храмы Бурятии, Иволгинский дацан, экскурсии по улицам города. Обо всем, что видели, создавали презентации, проводили классные часы в параллелях 5-11 классов.


 

Основные направления и темы проекта

класс

Основное содержание

5класс

Литература. Устное народное творчество. Бурятские пословицы, поговорки, загадки.

Русский язык. Значение бурятских имен и фамилий. Рассказы о предках, происхождение своей фамилии, семейные реликвии. Родословные.

6класс

Литература. Устное народное творчество. Бурятские сказки. Былина. Героический эпос «Гэсэр». Прославление подвигов бурятского народа. Местный календарь и обрядовый фольклор.

Русский язык. Предания о том, как появились разные названия. Байкал, Баргузин, Ушканьи острова, названия, связанные с озером Байкал.

Сочинения – рассуждеия о поступках людей. Изложения – сжатое, выборочное повествовательного характера с элементами описания природы.

7класс

Литература. Устное народное творчество. Бурятские сказания. Бурятские исторические песни, связанные с присоединением к России, о дружбе народов, об установлении границы, о богачах и нойонах.

Русский язык. Предания о происхождении названий некоторых деревень, селений (Гусиное озеро, Сотниково, Вахмистрово, Куйтун и другие).

8класс

Литература. Устное народное творчество. Бурятские народные благопожелания (юролы). Древнерусская литература. Семейские. Семейские традиции. Житие о Протопопе Аввакуме.

Русский язык. Предания о том, как появились названия озер и рек (Котокель, Ангара, Зун-Мурин, Киран и другие)

 

9класс

 

Литература. Устное народное творчество. Предания о природе и природных богатствах, о заселении и освоении края, о землепроходцах. Предания о декабристах. Арап Петра Великого – Ганнибал. Пушкин и Бурятия. Савва Рагузинский.

Русский язык. Подборка текстов для подготовки к ОГЭ. Сочинения. Изложения.

 

10 класс

Литература. Символика в традиционной культуре бурят (цвет, орнамент, числа). Чехов в Бурятии. Некрасов. Поэма «Дедушка», «Русские женщины».

Литература Бурятии. Биографии и творчество писателей и поэтов Бурятии.

Русский язык. Подборка текстов для подготовки к ЕГЭ. Сочинения. Изложения.

 

11класс

 

Литература. Материальная (дерево, пища, жилище, костюм, украшения) и духовная культура бурят (лошадь, игры, танцы, праздники).

Литература Бурятии. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Современная бурятская литература.

Русский язык. Подборка текстов для подготовки к ЕГЭ. Сочинения. Изложения.

 

Возможные темы работ по литературе и русскому языку

(возможно добавление или изменение тем в ходе исследования)

 

Литература

Русский язык

  • Бурятские пословицы

  • Бурятские поговорки;

  • Бурятские загадки;

  • Бурятские сказки; легенды, предания, сказания;

  • Героический эпос «Гэсэр»;

  • Бурятские исторические песни;

  • Протопоп Аввакум;

  • Арап Петра Великого – Абрам Петрович Ганнибал.

  • Пушкин и Бурятия.

  • Сибирский кандальный тракт;

  • Декабристы на поселении в Бурятии.

  • Чайный путь;

  • Чехов в Бурятии.

  • Некрасов о Бурятии.

  • Литература о гражданской войне в Бурятии;

  • Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени;

  • Современная бурятская литература.

  • Значение бурятских имен и фамилий;

  • Названия, связанные с озером Байкал;

  • Название селений, поселков;

  • Название озер, рек Бурятии;

  • Диалектные слова.

  • Названия улиц города


 

Кроме теоретического курса по русскому языку, литературе, культурологии родного края, большое место в работе уделяется практическим занятиям, экскурсиям, экспедициям, которые проводятся во внеурочное время.

 

Результаты, полученные в ходе работы над проектом

Выполнены и защищены отдельные темы. Имеются достижения на научно-практических конференциях школьного, городского и республиканского уровня, всероссийских и международных дистанционных конкурсах. Работы учащихся напечатаны на разных образовательных сайтах Интернета.

 

  1. Теплова Александра “Письма с фронта”, НПК, 1 место (Р) 2011 год

  2. Дашицыренова Долгорма “Путь к себе”.Виртуальная экскурсия в

Иволгинский дацан., НПК, 5 место (Р), 2011год

  1. Украинцева Алина “Легенды Байкала. “Красавица Ангара”, НПК,

2 место (М), 2011год

  1. Бурдуковский Дмитрий “Улица трех веков”, НПК “Сибирская

весна”, 1 место (Р), 2011 год

  1. Бирюков Алексей “Любимое место в моем городе”, НПК

“Сибирская весна”, 3 место (Р), 2012 год

  1. Сенников Дмитрий “Новоселенгинск. Братья Бестужевы”, НПК

“Сибирская весна” (участие) (Р), 2012 год

  1. Чимитдоржиева Долгорма “Сейсмология Бурятии”, 2013 год

http://учительский.сайт/Казарцева-Ирина-Владимировна/творческиеработы-учащихся

  1. Модонова Анна “Полуостров Святой Нос”, 2013 год

http://учительский.сайт/Казарцева-Ирина-Владимировна/творческие-работыучащихся

  1. Ширеторова Арюна “Летопись баргузинских бурят, 2013 год

http://учительский.сайт/Казарцева-Ирина-Владимировна/творческие-работыучащихся

  1. Надточина Мария ”Одигитриевский собор”, 2013

http://учительский.сайт/Казарцева-Ирина-Владимировна/творческиеработы-учащихся

  1. Ахминеева Анастасия “Гэсэр” - бурятский героический эпос”, 2014 год

  2. Золотухина Юлия “Победа, добытая трудом”, НПК “Верхнеудинские

чтения”, диплом 1 степени.

  1. Аюшеева Людмила “Поющие стрелы. Национальный вид спорта: стрельба из лука” https://урок.рф/library/buryatskie_skazki_134512.html

  2. Стулева Анастасия “Атланты держат небо” История дома Капельмана.

https://урок.рф/library/atlanti_derzhat_nebo_istoriya_doma_kapelmana_051251.html

  1. Крутских Ольга “Чимит Цыдендамбаевич Цыдендамбаев - писатель Бурятии”. https://урок.рф/library/chimit_tcidendambaevich_tcidendambaev_pisatel_buryat_053654.html

16. Обогоева Арина “Героический эпос “Гэсэр”

https://урок.рф/library/geroicheskij_epos_geser_051954.html

17. Очирдараев Аюша “Бурятский Пушкин. Дондок Улзытуев”

https://урок.рф/library/buryatskij_pushkin_dondok_ulzituev_050119.html

18. Смолин Иван “ Роман И.К. Калашникова “Жестокий век”

https://урок.рф/library/roman_isaya_kalistratovicha_kalashnikova_zhestokij_ve_044748.html

  1. Решетникова Кристина “Восходящая звезда на небосклоне Буря тии - Евгения Фахурдинова, поэтесса”

https://урок.рф/library/voshodyashaya_zvezda_na_nebosklone_buryatii__evgeniya_f_094502.html

20. Онгоева Елизавета “Исторические песни бурят”

https://урок.рф/library/istoricheskie_pesni_buryat_091939.html

21. Бабкина Мария “Чехов в Бурятии”

https://урок.рф/library/ap_chehov_v_buryatii_143957.html

22. Суворова Екатерина “Бурятский фольклор”

https://урок.рф/library/buryatskij_folklor_141848.html

  1. Ахминеева Анастасия, 2015, опубликовала свой материал на сайте в интернет - проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «В названиях улиц – история города». http://www.myshared.ru/slide/1328261/

  2. Ванчикова Евгения, 2015 год, опубликовала свой материал в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «Стоит на постаменте танк, чтоб помнили войну живые»

http://kopilkaurokov.ru/prochee/presentacii/stoit-na-postamientie-tank-chtobpomnili-voinu-zhivyie

  1. Рулев Александр, 2015 год, опубликовал свой материал в интернет – проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «Немые свидетели Великой Отечественной войны».

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/08/22/nemye-svideteli-podvigaburyatskogo-naroda-v-gody-velikoy

  1. Миняева Елена, 2015 год, опубликовала свой материал в интернет – проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «Пал смертью храбрых». http://kopilkaurokov.ru/istoriya/presentacii/pal-smiert-iukhrabrykh

  2. Жамсаранов Аюр, 2015 год, опубликовал свой материал в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «Человек на войне». http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/10/25/sudba-cheloveka-na-voyne

28. Чмелева Ирина, 2016 год,опубликовала свое сочинение в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «Долгая дорога домой». https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/dolghaiadoroghadomoi

29. Шрагер Владислав, 2016 год, опубликовал свое сочинение в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «Память не знает забвенья». https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/page=7?class=&count=50

30. Леонтьева Елизавета, 2016 год, опубликовала свое сочинение в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «Последнее письмо с фронта». https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/posliednieiepismosfronta

31. Рулев Александр, 2016 год, получил Диплом I степени в номинации «Лучшая исследовательская работа» на тему Сердце города (история площади Советов) в IV Верхнеудинских чтениях.

 

Все работы, представленные учащимися, находятся в моей методической копилке по национально - региональному компоненту. Как-то незаметно этот проект соединился с другим - «350 со дня рождения города Верхнеудинска», и с третьим, посвященным Дню Победы, но также имеющим отношение к нашей республике.

В школе сложилась система работы по реализации национально - регионального компонента на всех уроках. Материал, накопленный по всем предметам по этой теме, представляет практический интерес для учителей, заместителей директора по учебной и воспитательной работе, педагогов дополнительного образования. Привлечение школьников к познанию национальной культуры – это процесс дарования им Родины. Эта та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно. Равнодушных не будет, если сам педагог подойдет к ней творчески.

Детская исследовательская деятельность, несомненно, является одним из самых эффективных подходов к образовательному и воспитательному процессу. В процессе исследовательской деятельности школьники осваивают навыки не пассивного усвоения предлагаемых им учителями знаний, а учатся самостоятельно получить эти знания, что является более эффективным способом образования. Исследовательский способ образования избавлен от самой большой проблемы традиционного образования — отсутствия познавательного интереса учащихся.

В ходе реализации проектов только по русскому языку и литературе нами созданы презентации, видеоролики, буклеты, разработки виртуальных экскурсий, классных часов. В перспективе – создание электронного учебника по истории и культуре родного края, сборника с текстами и заданиями по русскому языку на основе краеведческого материала, создание сайта.

Данную методическую разработку я использую в течение нескольких лет, считаю, что она до сих пор не утратила своей актуальности. Постоянно что-то добавляю и расширяю объем материала. По этой проблеме сама делаю разработки и делюсь ими с коллегами, провожу открытые уроки и образовательные события, а также размещаю их на сайтах в сети интернет.
 

Вот некоторые из них, размещенные на сайте “Инфоурок”:

https://infourok.ru/user/kazarceva-irina-vladimirovna

 

  1. “Царская арка в Улан-Удэ”

https://infourok.ru/carskaya-arka-v-ulanude-3200467.html

  1. “Выходные на Байкале. Легенды озера Ольхон”

https://infourok.ru/vihodnie-na-baykale-legendi-ostrova-olhon-3197556.html

3.”Выходные на Байкале. Легенды Баргузинской долины”

https://infourok.ru/virtualnaya-ekskursiya-vihodnie-na-baykale-legendi-barguzinskoy-dolini-3189476.html

4.Символика числа в бурятской культуре.

https://infourok.ru/v-nachale-bilo-chislo-simvolika-chisla-v-buryatskoy-kulture-2041290.html

5.Орнамент в культуре бурят.

https://infourok.ru/ornament-v-kulture-buryat-2041289.html

6.”Легенда Байкала. Золото Колчака”

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-legenda-zoloto-kolchaka-pri-izuchenii-temi-legendi-nrk-2038287.html

7. Символика в бурятской культуре.

https://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_k_uroku_kraevedeniya_quotsimvolika_buryatquot-36967.htm

  1. ”Наших душ золотые россыпи” (история Старого Селенгинска).

https://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_k_uroku_kraevedeniya_quotnashih_dush_zolotye_rossypiquot_istoriya_pervogo_goroda-36228.htm

04.08.2018 года я получила Свидетельство (№ ВЛ - 113384) о том, что я обобщила свой опыт на Всероссийском уровне на тему “Использование НРК на уроках русского языка и литературы”. Мои работы прошли редакционную экспертизу и доступны для всеобщего ознакомления на страницах образовательного СМИ “Проекта “Инфоурок”

На сайте “УРОК. РФ” также размещены мои работы, в том числе по использованию НРК на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности:


 

  1. “Бурятские сказки” https://урок.рф/library/buryatskie_skazki_134512.html

  2. “Традиционные праздники бурят” https://урок.рф/library/traditcionnie_prazdniki_buryat_082634.html

  3. “Свадебные обряды бурят” https://урок.рф/library/svadebnie_obryadi_buryat_155800.html

  4. “Ехор - танец - объединяющий сердца”

https://урок.рф/library/yohor__tanetc_obedinyayushij_serdtca_143352.html

  1. Охранная функция серебрянных украшений в культуре бурят”

https://урок.рф/library/ohrannaya_funktciya_serebryanih_ukrashenij_v_kulture_b_074930.html

  1. “Пища как часть культуры бурятского народа”

https://урок.рф/library/pisha_kak_chast_kulturi_buryatskogo_naroda_213822.html

  1. “Одежда как часть культуры бурятского народа”

https://урок.рф/library/odezhda_kak_chast_kulturi_buryatskogo_naroda_174709.html

  1. “Юрта - модель мира”

https://урок.рф/library/yurta__model_mira_141053.html

  1. “Культ коня в культуре бурят”

https://урок.рф/library/kult_konya_v_traditcionnoj_kulture_buryat_151037.html


Это лишь немногие мои работы и работы моих учащихся, выполненные в рамках проектной деятельности и размещенные в сети Интернет на образовательных сайтах, а также представленные на НПК.


НРК как средство формирования культуроведческой компетенции
DOCX / 46.17 Кб

Комментарии

Потрясающий опыт, Ирина Владимировна! Восхищена Вашим трепетно-бережным отношением к культуре Бурятии! Удачи Вам в осуществлении задуманного!

14 February 2020

Наталья Юрьевна, спасибо... У нас карантин продлили до 26 февраля, вот сижу, в порядок привожу некоторые работы учащихся, дорабатываю свои... Обобщаю. Появилась мысль принять участие в конкурсе лучших учителей на денежную премию...

15 February 2020

Ого, как вас там эпидемия накрыла. Трудно будет потом детей на работу настраивать. Если мысль появилась, её надо обязательно реализовать. Я буду за Вас кулачки держать!

15 February 2020

Наталья Юрьевна, спасибо вам за все...

16 February 2020

Удачи,Ирина Владимировна! Вид у вас бравый!

16 February 2020

Марина Юрьевна! Спасибо, держимся...

16 February 2020

Похожие публикации