Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 48 летЗаслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).
Методические рекомендации «НРК в условиях ФГОС как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся»
“Национально - региональный компонент в условиях ФГОС
как средство формирования культуроведческой
компетенции обучающихся”
В Концепции национально–регионального образования Республики Бурятия записано, что НРК способствует: а).формированию личности, открытой разным культурам, знающей и понимающей ценности каждой из них, подготовленной к самостоятельному обоснованию собственной принадлежности к определенной этнической культуре на основе убеждения в равноценности культур и языков как одного из компонентов культуры; б).содействует формированию деятельностной структуры личности (познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической, физической), личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе, приспособленной к жизни в XXI столетии, осознающей себя одновременно как гражданином Бурятии, так России и Мира; в).расширению, углублению, конкретизации знаний, предусмотренных федеральным компонентом.
Поэтому изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.
По учебному плану нашей школы, а также во всех школах Республики Бурятия, национально-региональный компонент включается в образовательные области: бурятский язык, география Бурятии, история Бурятии, обществознание, экономику, естествознание, музыку, МХК, ИЗО и, конечно же, русский язык и литературу. Включение национально - регионального компонента в преподавание учебных предметов направлено на развитие любви к истории родного края, уважению к ее прошлому и настоящему.
Но как приобщить ребят к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к «малой родине»? Решить эту задачу я попробовала через проектную деятельность учащихся.
Этот интегрированный метод обучения является инновационным для школьников и не заменим для развития творчества, познавательной активности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Он помогает ученикам конструировать свои знания и самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развивая критическое мышление. Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.
Мною была создана программа “Таежная, озерная, степная...”, позволяющая на уроках русского языка, литературы, литературы Бурятии и других, а также во внеурочной деятельности реализовывать национально - региональный компонент. В результате работы над проектом собран богатый материал по применению национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочное время, который будет полезен учителям в общеобразовательных школах Республики Бурятия.
Целью данного проекта является изучение и исследование родного края, культуры и литературы народов, проживающих на территории Бурятии, а также популяризация имеющихся краеведческих материалов, развитие навыков исследовательской работы и воспитание у школьников патриотических чувств.
Дидактические цели проекта:
1. Формирование компетентности в сфере:
самостоятельной познавательной деятельности;
целостного, образного и пространственного мышления.
2. Приобретение навыков:
самостоятельной работы;
работы в команде;
работы с большими объѐмами информации;
исследовательской работы.
3. Умение увидеть проблему и наметить пути еѐ решения.
Методические цели проекта:
Расширить представление учащихся об истории Республики Бурятия
Научить:
работать с разными видами исторических источников;
пользоваться программой MS Pоwer Point для оформления результатов;
кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Исходя из поставленных целей, проект должен способствовать решению следующих методических задач:
формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы
с большими объемами информации;
формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ПК;
формировать навыки самообразования;
формировать навыки работы в команде;
развивать умение сформулировать задачу и найти пути еѐ решения;
формировать навыки самоконтроля.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2012 – май 2016 гг. (4 года)
1 этап проекта (организационный, 2012 - 2013 учебный год)
Задачи этапа
Ожидаемый результат
Организационные:
разработка и реализация проекта;
механизм реализации проекта;
распределение функциональных обязанностей между участниками проекта;
определение базы эксперимента, форм периодичности предоставления материала;
Мотивационные:
выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса;
ознакомление всех участников с основными целями и задачами проекта;
Кадровые:
привлечь к проекту учителей разных предметов для осуществления интеграции;
ознакомление с программой осуществления проекта;
методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта;
Содержательные:
механизм реализации проекта;
распределение функциональных
обязанностей между участниками проекта;
определение базы эксперимента, форм периодичности представления материала;
изучение литературы по теме;
отработка методов диагностики развития исследовательской деятельности;
создание нормативно-правовой
документации на школьном уровне.
Информационные:
обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного
процесса.
информационная готовность участников проекта;
система мониторинга проекта.
2 этап (практический, 2013 - 2014, 2014 - 2015 учебный год)
Осуществить апробацию проекта
Реализация целей и задач проекта
осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта;
промежуточные результаты, их
соответствие целям и задачам проекта;
внести необходимые коррективы в содержание проекта;
усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании;
построить образовательный процесс
в школе на основе предлагаемого проекта.
внедрение организационной модели
образовательного процесса, основанной
на содержании проекта.
3 этап (контрольно - оценочный, 2015 - 2016 учебный год)
Анализ эффективности проекта
разработать методические рекомендации по развитию исследовательской деятельности в школе;
участие в олимпиадах, научно-практических конференциях школьного, районного и республиканского уровней.
Отчѐт о результатах проекта
определение теоретической и практической значимости проекта;
создание сборника исследовательских работ участников;
внедрение результатов проекта.
Этапы реализации проекта
Организация исследовательской деятельности учащихся в ОУ:
Необходимо осознанно подойти к созданию творческой группы,
основанной на субъективности взаимодействия взрослого и ребенка в ходе
педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся.
Основной целью творческой группы должно являться выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно - исследовательских интересов учеников.
В ходе работы необходимо сформировать направления деятельности:
организация исследовательской работы учащихся;
участие в проводимых олимпиадах, научно-практических конференциях;
осуществление контактов с представителями академической науки
общественных движений;
распространение и пропаганда данной деятельности.
Формы организации исследовательской деятельности учащихся:
элементы исследования в рамках учебных предметов;
предметы в рамках базисного компонента;
элективные курсы – школьный компонент;
экскурсия, конференция или конкурс;
Разработаны критерии участия обучающихся в проектной деятельности:
1. Участвует в обсуждении ключевых вопросов
2. Умеет распределить последовательность действий каждого члена команды
3. Сотрудничает с другими во время работы над достижением общих целей.
4. Высказывает новые идеи.
Вносит конструктивные предложения.
Умеет выслушивать товарищей.
Тщательно обдумывает информацию.
8. Умеет сравнивать и обобщать высказанные товарищами идеи.
9. Умеет корректно отстаивать свою точку зрения.
Умеет выяснять, что непонятно.
Умеет принимать помощь товарищей.
Подбадривает и поддерживает товарищей.
Это таблица вклада в работу каждого ученика. Как мы можем видеть из таблицы, критерии, представленные в ней, содержат не только пункты, мотивирующие желание работать в сотрудничестве, но и пункты, дающие возможность каждому ученику увидеть свои достоинства. Именно наличие критериев подобного рода дает ученикам ощущение того, что в работе команды важно и значимо участие каждого: и того, кто генерирует идеи, и того, кто координирует деятельность, и того, кто умеет поддержать и ободрить.
Критерии при оценивании финальной работы
Глубина понимания вопроса;
Полнота освещения;
Логичность изложения;
Оригинальность изложения;
Интересные художественные решения;
Оформление работы;
Культура речи.
Описание работы над проектом
Одним из важнейших направлений воспитания образованного, нравственного, самостоятельного, с чувством ответственности за судьбу страны человека выступает историческое образование, включающее в себя краеведческий компонент.
Богатые исторические, культурные и социальные традиции, которыми славится Бурятия, дают сегодня уверенность в должной реализации замыслов о становлении настоящих российских граждан, всесторонне образованных, ответственных, с личной и гражданской устойчивостью, высокой нравственностью.
К изучению истории и культуры Бурятии желательно приступать в начальной школе, включая пропедевтический материал в курс «Окружающий мир». Как учитель средней и старшей школы, я спланировала изучение истории и культуры республики с древнейших времен до наших дней в хронологической последовательности, начиная с 5 класса по 11 класс.
Опрос ребят показал, что им нравится заниматься историей и культурой родного края. Это помогает им лучше понять и усвоить базовый курс истории, обществознания, литературы, когда ребята, проводя параллель, могут увидеть неразрывную связь между событиями в нашем крае и государстве в целом. Учащиеся более четко видят, что история нашей малой родины тесно связана с историей России, что они могут гордиться своими земляками – участниками решающих событий в истории страны. Чтобы поддерживать интерес учащихся, использую различные формы и приемы деятельности.
Интерес у ребят вызывают познавательные и ролевые игры, например, «Наш край глазами путешественников XIII-XIVвеков», решение кроссвордов, сочинения, создание презентаций, посещение историко - краеведческого музея, этнографического музея, поездки по местам декабристов, в храмы Бурятии, Иволгинский дацан, экскурсии по улицам города. Обо всем, что видели, создавали презентации, проводили классные часы в параллелях 5-11 классов.
Основные направления и темы проекта
класс
Основное содержание
5класс
Литература. Устное народное творчество. Бурятские пословицы, поговорки, загадки.
Русский язык. Значение бурятских имен и фамилий. Рассказы о предках, происхождение своей фамилии, семейные реликвии. Родословные.
6класс
Литература. Устное народное творчество. Бурятские сказки. Былина. Героический эпос «Гэсэр». Прославление подвигов бурятского народа. Местный календарь и обрядовый фольклор.
Русский язык. Предания о том, как появились разные названия. Байкал, Баргузин, Ушканьи острова, названия, связанные с озером Байкал.
Сочинения – рассуждеия о поступках людей. Изложения – сжатое, выборочное повествовательного характера с элементами описания природы.
7класс
Литература. Устное народное творчество. Бурятские сказания. Бурятские исторические песни, связанные с присоединением к России, о дружбе народов, об установлении границы, о богачах и нойонах.
Русский язык. Предания о происхождении названий некоторых деревень, селений (Гусиное озеро, Сотниково, Вахмистрово, Куйтун и другие).
8класс
Литература. Устное народное творчество. Бурятские народные благопожелания (юролы). Древнерусская литература. Семейские. Семейские традиции. Житие о Протопопе Аввакуме.
Русский язык. Предания о том, как появились названия озер и рек (Котокель, Ангара, Зун-Мурин, Киран и другие)
9класс
Литература. Устное народное творчество. Предания о природе и природных богатствах, о заселении и освоении края, о землепроходцах. Предания о декабристах. Арап Петра Великого – Ганнибал. Пушкин и Бурятия. Савва Рагузинский.
Русский язык. Подборка текстов для подготовки к ОГЭ. Сочинения. Изложения.
10 класс
Литература. Символика в традиционной культуре бурят (цвет, орнамент, числа). Чехов в Бурятии. Некрасов. Поэма «Дедушка», «Русские женщины».
Литература Бурятии. Биографии и творчество писателей и поэтов Бурятии.
Русский язык. Подборка текстов для подготовки к ЕГЭ. Сочинения. Изложения.
11класс
Литература. Материальная (дерево, пища, жилище, костюм, украшения) и духовная культура бурят (лошадь, игры, танцы, праздники).
Литература Бурятии. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Современная бурятская литература.
Русский язык. Подборка текстов для подготовки к ЕГЭ. Сочинения. Изложения.
Возможные темы работ по литературе и русскому языку
(возможно добавление или изменение тем в ходе исследования)
Литература
Русский язык
Бурятские пословицы
Бурятские поговорки;
Бурятские загадки;
Бурятские сказки; легенды, предания, сказания;
Героический эпос «Гэсэр»;
Бурятские исторические песни;
Протопоп Аввакум;
Арап Петра Великого – Абрам Петрович Ганнибал.
Пушкин и Бурятия.
Сибирский кандальный тракт;
Декабристы на поселении в Бурятии.
Чайный путь;
Чехов в Бурятии.
Некрасов о Бурятии.
Литература о гражданской войне в Бурятии;
Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени;
Современная бурятская литература.
Значение бурятских имен и фамилий;
Названия, связанные с озером Байкал;
Название селений, поселков;
Название озер, рек Бурятии;
Диалектные слова.
Названия улиц города
Кроме теоретического курса по русскому языку, литературе, культурологии родного края, большое место в работе уделяется практическим занятиям, экскурсиям, экспедициям, которые проводятся во внеурочное время.
Результаты, полученные в ходе работы над проектом
Выполнены и защищены отдельные темы. Имеются достижения на научно-практических конференциях школьного, городского и республиканского уровня, всероссийских и международных дистанционных конкурсах. Работы учащихся напечатаны на разных образовательных сайтах Интернета.
Теплова Александра “Письма с фронта”, НПК, 1 место (Р) 2011 год
Дашицыренова Долгорма “Путь к себе”.Виртуальная экскурсия в
Ахминеева Анастасия, 2015, опубликовала свой материал на сайте в интернет - проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «В названиях улиц – история города». http://www.myshared.ru/slide/1328261/
Ванчикова Евгения, 2015 год, опубликовала свой материал в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «Стоит на постаменте танк, чтоб помнили войну живые»
Рулев Александр, 2015 год, опубликовал свой материал в интернет – проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «Немые свидетели Великой Отечественной войны».
31. Рулев Александр, 2016 год, получил Диплом I степени в номинации «Лучшая исследовательская работа» на тему Сердце города (история площади Советов) в IV Верхнеудинских чтениях.
Все работы, представленные учащимися, находятся в моей методической копилке по национально - региональному компоненту. Как-то незаметно этот проект соединился с другим - «350 со дня рождения города Верхнеудинска», и с третьим, посвященным Дню Победы, но также имеющим отношение к нашей республике.
В школе сложилась система работы по реализации национально - регионального компонента на всех уроках. Материал, накопленный по всем предметам по этой теме, представляет практический интерес для учителей, заместителей директора по учебной и воспитательной работе, педагогов дополнительного образования. Привлечение школьников к познанию национальной культуры – это процесс дарования им Родины. Эта та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно. Равнодушных не будет, если сам педагог подойдет к ней творчески.
Детская исследовательская деятельность, несомненно, является одним из самых эффективных подходов к образовательному и воспитательному процессу. В процессе исследовательской деятельности школьники осваивают навыки не пассивного усвоения предлагаемых им учителями знаний, а учатся самостоятельно получить эти знания, что является более эффективным способом образования. Исследовательский способ образования избавлен от самой большой проблемы традиционного образования — отсутствия познавательного интереса учащихся.
В ходе реализации проектов только по русскому языку и литературе нами созданы презентации, видеоролики, буклеты, разработки виртуальных экскурсий, классных часов. В перспективе – создание электронного учебника по истории и культуре родного края, сборника с текстами и заданиями по русскому языку на основе краеведческого материала, создание сайта.
Данную методическую разработку я использую в течение нескольких лет, считаю, что она до сих пор не утратила своей актуальности. Постоянно что-то добавляю и расширяю объем материала. По этой проблеме сама делаю разработки и делюсь ими с коллегами, провожу открытые уроки и образовательные события, а также размещаю их на сайтах в сети интернет.
Вот некоторые из них, размещенные на сайте “Инфоурок”:
04.08.2018 года я получила Свидетельство (№ ВЛ - 113384) о том, что я обобщила свой опыт на Всероссийском уровне на тему “Использование НРК на уроках русского языка и литературы”. Мои работы прошли редакционную экспертизу и доступны для всеобщего ознакомления на страницах образовательного СМИ “Проекта “Инфоурок”
На сайте “УРОК. РФ” также размещены мои работы, в том числе по использованию НРК на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности:
Это лишь немногие мои работы и работы моих учащихся, выполненные в рамках проектной деятельности и размещенные в сети Интернет на образовательных сайтах, а также представленные на НПК.
Наталья Юрьевна, спасибо... У нас карантин продлили до 26 февраля, вот сижу, в порядок привожу некоторые работы учащихся, дорабатываю свои... Обобщаю. Появилась мысль принять участие в конкурсе лучших учителей на денежную премию...
Ого, как вас там эпидемия накрыла. Трудно будет потом детей на работу настраивать.
Если мысль появилась, её надо обязательно реализовать. Я буду за Вас кулачки держать!