Методические рекомендации «НРК в условиях ФГОС как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся»
“Национально - региональный компонент в условиях ФГОС
как средство формирования культуроведческой
компетенции обучающихся”
В Концепции национально–регионального образования Республики Бурятия записано, что НРК способствует:
а).формированию личности, открытой разным культурам, знающей и понимающей ценности каждой из них, подготовленной к самостоятельному обоснованию собственной принадлежности к определенной этнической культуре на основе убеждения в равноценности культур и языков как одного из компонентов культуры;
б).содействует формированию деятельностной структуры личности (познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической, физической), личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе, приспособленной к жизни в XXI столетии, осознающей себя одновременно как гражданином Бурятии, так России и Мира;
в).расширению, углублению, конкретизации знаний, предусмотренных федеральным компонентом.
Поэтому изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.
По учебному плану нашей школы, а также во всех школах Республики Бурятия, национально-региональный компонент включается в образовательные области: бурятский язык, география Бурятии, история Бурятии, обществознание, экономику, естествознание, музыку, МХК, ИЗО и, конечно же, русский язык и литературу. Включение национально - регионального компонента в преподавание учебных предметов направлено на развитие любви к истории родного края, уважению к ее прошлому и настоящему.
Но как приобщить ребят к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к «малой родине»? Решить эту задачу я попробовала через проектную деятельность учащихся.
Этот интегрированный метод обучения является инновационным для школьников и не заменим для развития творчества, познавательной активности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Он помогает ученикам конструировать свои знания и самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развивая критическое мышление. Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.
Мною была создана программа “Таежная, озерная, степная...”, позволяющая на уроках русского языка, литературы, литературы Бурятии и других, а также во внеурочной деятельности реализовывать национально - региональный компонент. В результате работы над проектом собран богатый материал по применению национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочное время, который будет полезен учителям в общеобразовательных школах Республики Бурятия.
Целью данного проекта является изучение и исследование родного края, культуры и литературы народов, проживающих на территории Бурятии, а также популяризация имеющихся краеведческих материалов, развитие навыков исследовательской работы и воспитание у школьников патриотических чувств.
Дидактические цели проекта:
1. Формирование компетентности в сфере:
-
самостоятельной познавательной деятельности;
-
целостного, образного и пространственного мышления.
2. Приобретение навыков:
-
самостоятельной работы;
-
работы в команде;
-
работы с большими объѐмами информации;
-
исследовательской работы.
3. Умение увидеть проблему и наметить пути еѐ решения.
Методические цели проекта:
-
Расширить представление учащихся об истории Республики Бурятия
-
Научить:
-
работать с разными видами исторических источников;
-
пользоваться программой MS Pоwer Point для оформления результатов;
-
кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Исходя из поставленных целей, проект должен способствовать решению следующих методических задач:
-
формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы
с большими объемами информации;
-
формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ПК;
-
формировать навыки самообразования;
-
формировать навыки работы в команде;
-
развивать умение сформулировать задачу и найти пути еѐ решения;
-
формировать навыки самоконтроля.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2012 – май 2016 гг. (4 года)
1 этап проекта (организационный, 2012 - 2013 учебный год)
Задачи этапа |
Ожидаемый результат |
Организационные:
|
|
Мотивационные:
|
|
Кадровые:
|
|
Содержательные:
обязанностей между участниками проекта;
|
документации на школьном уровне.
|
Информационные:
процесса.
|
|
2 этап (практический, 2013 - 2014, 2014 - 2015 учебный год)
Осуществить апробацию проекта |
Реализация целей и задач проекта |
|
соответствие целям и задачам проекта; |
|
|
в школе на основе предлагаемого проекта.
|
образовательного процесса, основанной на содержании проекта. |
3 этап (контрольно - оценочный, 2015 - 2016 учебный год)
Анализ эффективности проекта
|
Отчѐт о результатах проекта
|
Этапы реализации проекта
Организация исследовательской деятельности учащихся в ОУ:
Необходимо осознанно подойти к созданию творческой группы,
основанной на субъективности взаимодействия взрослого и ребенка в ходе
педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся.
Основной целью творческой группы должно являться выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно - исследовательских интересов учеников.
В ходе работы необходимо сформировать направления деятельности:
-
организация исследовательской работы учащихся;
-
участие в проводимых олимпиадах, научно-практических конференциях;
-
осуществление контактов с представителями академической науки
общественных движений;
-
распространение и пропаганда данной деятельности.
Формы организации исследовательской деятельности учащихся:
-
элементы исследования в рамках учебных предметов;
-
предметы в рамках базисного компонента;
-
элективные курсы – школьный компонент;
-
экскурсия, конференция или конкурс;
Разработаны критерии участия обучающихся в проектной деятельности:
1. Участвует в обсуждении ключевых вопросов |
2. Умеет распределить последовательность действий каждого члена команды |
3. Сотрудничает с другими во время работы над достижением общих целей. |
4. Высказывает новые идеи. |
|
|
|
8. Умеет сравнивать и обобщать высказанные товарищами идеи. |
9. Умеет корректно отстаивать свою точку зрения. |
|
|
|
Это таблица вклада в работу каждого ученика. Как мы можем видеть из таблицы, критерии, представленные в ней, содержат не только пункты, мотивирующие желание работать в сотрудничестве, но и пункты, дающие возможность каждому ученику увидеть свои достоинства. Именно наличие критериев подобного рода дает ученикам ощущение того, что в работе команды важно и значимо участие каждого: и того, кто генерирует идеи, и того, кто координирует деятельность, и того, кто умеет поддержать и ободрить.
Критерии при оценивании финальной работы
-
Глубина понимания вопроса;
-
Полнота освещения;
-
Логичность изложения;
-
Оригинальность изложения;
-
Интересные художественные решения;
-
Оформление работы;
-
Культура речи.
Описание работы над проектом
Одним из важнейших направлений воспитания образованного, нравственного, самостоятельного, с чувством ответственности за судьбу страны человека выступает историческое образование, включающее в себя краеведческий компонент.
Богатые исторические, культурные и социальные традиции, которыми славится Бурятия, дают сегодня уверенность в должной реализации замыслов о становлении настоящих российских граждан, всесторонне образованных, ответственных, с личной и гражданской устойчивостью, высокой нравственностью.
К изучению истории и культуры Бурятии желательно приступать в начальной школе, включая пропедевтический материал в курс «Окружающий мир». Как учитель средней и старшей школы, я спланировала изучение истории и культуры республики с древнейших времен до наших дней в хронологической последовательности, начиная с 5 класса по 11 класс.
Опрос ребят показал, что им нравится заниматься историей и культурой родного края. Это помогает им лучше понять и усвоить базовый курс истории, обществознания, литературы, когда ребята, проводя параллель, могут увидеть неразрывную связь между событиями в нашем крае и государстве в целом. Учащиеся более четко видят, что история нашей малой родины тесно связана с историей России, что они могут гордиться своими земляками – участниками решающих событий в истории страны. Чтобы поддерживать интерес учащихся, использую различные формы и приемы деятельности.
Интерес у ребят вызывают познавательные и ролевые игры, например, «Наш край глазами путешественников XIII-XIVвеков», решение кроссвордов, сочинения, создание презентаций, посещение историко - краеведческого музея, этнографического музея, поездки по местам декабристов, в храмы Бурятии, Иволгинский дацан, экскурсии по улицам города. Обо всем, что видели, создавали презентации, проводили классные часы в параллелях 5-11 классов.
Основные направления и темы проекта
класс |
Основное содержание |
5класс |
Литература. Устное народное творчество. Бурятские пословицы, поговорки, загадки. Русский язык. Значение бурятских имен и фамилий. Рассказы о предках, происхождение своей фамилии, семейные реликвии. Родословные. |
6класс |
Литература. Устное народное творчество. Бурятские сказки. Былина. Героический эпос «Гэсэр». Прославление подвигов бурятского народа. Местный календарь и обрядовый фольклор. Русский язык. Предания о том, как появились разные названия. Байкал, Баргузин, Ушканьи острова, названия, связанные с озером Байкал. Сочинения – рассуждеия о поступках людей. Изложения – сжатое, выборочное повествовательного характера с элементами описания природы. |
7класс |
Литература. Устное народное творчество. Бурятские сказания. Бурятские исторические песни, связанные с присоединением к России, о дружбе народов, об установлении границы, о богачах и нойонах. Русский язык. Предания о происхождении названий некоторых деревень, селений (Гусиное озеро, Сотниково, Вахмистрово, Куйтун и другие). |
8класс |
Литература. Устное народное творчество. Бурятские народные благопожелания (юролы). Древнерусская литература. Семейские. Семейские традиции. Житие о Протопопе Аввакуме. Русский язык. Предания о том, как появились названия озер и рек (Котокель, Ангара, Зун-Мурин, Киран и другие) |
9класс
|
Литература. Устное народное творчество. Предания о природе и природных богатствах, о заселении и освоении края, о землепроходцах. Предания о декабристах. Арап Петра Великого – Ганнибал. Пушкин и Бурятия. Савва Рагузинский. Русский язык. Подборка текстов для подготовки к ОГЭ. Сочинения. Изложения. |
10 класс |
Литература. Символика в традиционной культуре бурят (цвет, орнамент, числа). Чехов в Бурятии. Некрасов. Поэма «Дедушка», «Русские женщины». Литература Бурятии. Биографии и творчество писателей и поэтов Бурятии. Русский язык. Подборка текстов для подготовки к ЕГЭ. Сочинения. Изложения. |
11класс
|
Литература. Материальная (дерево, пища, жилище, костюм, украшения) и духовная культура бурят (лошадь, игры, танцы, праздники). Литература Бурятии. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Современная бурятская литература. Русский язык. Подборка текстов для подготовки к ЕГЭ. Сочинения. Изложения. |
Возможные темы работ по литературе и русскому языку
(возможно добавление или изменение тем в ходе исследования)
Литература |
Русский язык |
|
|
Кроме теоретического курса по русскому языку, литературе, культурологии родного края, большое место в работе уделяется практическим занятиям, экскурсиям, экспедициям, которые проводятся во внеурочное время.
Результаты, полученные в ходе работы над проектом
Выполнены и защищены отдельные темы. Имеются достижения на научно-практических конференциях школьного, городского и республиканского уровня, всероссийских и международных дистанционных конкурсах. Работы учащихся напечатаны на разных образовательных сайтах Интернета.
-
Теплова Александра “Письма с фронта”, НПК, 1 место (Р) 2011 год
-
Дашицыренова Долгорма “Путь к себе”.Виртуальная экскурсия в
Иволгинский дацан., НПК, 5 место (Р), 2011год
-
Украинцева Алина “Легенды Байкала. “Красавица Ангара”, НПК,
2 место (М), 2011год
-
Бурдуковский Дмитрий “Улица трех веков”, НПК “Сибирская
весна”, 1 место (Р), 2011 год
-
Бирюков Алексей “Любимое место в моем городе”, НПК
“Сибирская весна”, 3 место (Р), 2012 год
-
Сенников Дмитрий “Новоселенгинск. Братья Бестужевы”, НПК
“Сибирская весна” (участие) (Р), 2012 год
-
Чимитдоржиева Долгорма “Сейсмология Бурятии”, 2013 год
http://учительский.сайт/Казарцева-Ирина-Владимировна/творческиеработы-учащихся
-
Модонова Анна “Полуостров Святой Нос”, 2013 год
http://учительский.сайт/Казарцева-Ирина-Владимировна/творческие-работыучащихся
-
Ширеторова Арюна “Летопись баргузинских бурят, 2013 год
http://учительский.сайт/Казарцева-Ирина-Владимировна/творческие-работыучащихся
-
Надточина Мария ”Одигитриевский собор”, 2013
http://учительский.сайт/Казарцева-Ирина-Владимировна/творческиеработы-учащихся
-
Ахминеева Анастасия “Гэсэр” - бурятский героический эпос”, 2014 год
-
Золотухина Юлия “Победа, добытая трудом”, НПК “Верхнеудинские
чтения”, диплом 1 степени.
-
Аюшеева Людмила “Поющие стрелы. Национальный вид спорта: стрельба из лука” https://урок.рф/library/buryatskie_skazki_134512.html
-
Стулева Анастасия “Атланты держат небо” История дома Капельмана.
https://урок.рф/library/atlanti_derzhat_nebo_istoriya_doma_kapelmana_051251.html
-
Крутских Ольга “Чимит Цыдендамбаевич Цыдендамбаев - писатель Бурятии”. https://урок.рф/library/chimit_tcidendambaevich_tcidendambaev_pisatel_buryat_053654.html
16. Обогоева Арина “Героический эпос “Гэсэр”
https://урок.рф/library/geroicheskij_epos_geser_051954.html
17. Очирдараев Аюша “Бурятский Пушкин. Дондок Улзытуев”
https://урок.рф/library/buryatskij_pushkin_dondok_ulzituev_050119.html
18. Смолин Иван “ Роман И.К. Калашникова “Жестокий век”
https://урок.рф/library/roman_isaya_kalistratovicha_kalashnikova_zhestokij_ve_044748.html
-
Решетникова Кристина “Восходящая звезда на небосклоне Буря тии - Евгения Фахурдинова, поэтесса”
https://урок.рф/library/voshodyashaya_zvezda_na_nebosklone_buryatii__evgeniya_f_094502.html
20. Онгоева Елизавета “Исторические песни бурят”
https://урок.рф/library/istoricheskie_pesni_buryat_091939.html
21. Бабкина Мария “Чехов в Бурятии”
https://урок.рф/library/ap_chehov_v_buryatii_143957.html
22. Суворова Екатерина “Бурятский фольклор”
https://урок.рф/library/buryatskij_folklor_141848.html
-
Ахминеева Анастасия, 2015, опубликовала свой материал на сайте в интернет - проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «В названиях улиц – история города». http://www.myshared.ru/slide/1328261/
-
Ванчикова Евгения, 2015 год, опубликовала свой материал в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «Стоит на постаменте танк, чтоб помнили войну живые»
http://kopilkaurokov.ru/prochee/presentacii/stoit-na-postamientie-tank-chtobpomnili-voinu-zhivyie
-
Рулев Александр, 2015 год, опубликовал свой материал в интернет – проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «Немые свидетели Великой Отечественной войны».
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/08/22/nemye-svideteli-podvigaburyatskogo-naroda-v-gody-velikoy
-
Миняева Елена, 2015 год, опубликовала свой материал в интернет – проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «Пал смертью храбрых». http://kopilkaurokov.ru/istoriya/presentacii/pal-smiert-iukhrabrykh
-
Жамсаранов Аюр, 2015 год, опубликовал свой материал в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «Человек на войне». http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/10/25/sudba-cheloveka-na-voyne
28. Чмелева Ирина, 2016 год,опубликовала свое сочинение в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «Долгая дорога домой». https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/dolghaiadoroghadomoi
29. Шрагер Владислав, 2016 год, опубликовал свое сочинение в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «Память не знает забвенья». https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/page=7?class=&count=50
30. Леонтьева Елизавета, 2016 год, опубликовала свое сочинение в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей» по теме «Последнее письмо с фронта». https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/posliednieiepismosfronta
31. Рулев Александр, 2016 год, получил Диплом I степени в номинации «Лучшая исследовательская работа» на тему Сердце города (история площади Советов) в IV Верхнеудинских чтениях.
Все работы, представленные учащимися, находятся в моей методической копилке по национально - региональному компоненту. Как-то незаметно этот проект соединился с другим - «350 со дня рождения города Верхнеудинска», и с третьим, посвященным Дню Победы, но также имеющим отношение к нашей республике.
В школе сложилась система работы по реализации национально - регионального компонента на всех уроках. Материал, накопленный по всем предметам по этой теме, представляет практический интерес для учителей, заместителей директора по учебной и воспитательной работе, педагогов дополнительного образования. Привлечение школьников к познанию национальной культуры – это процесс дарования им Родины. Эта та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно. Равнодушных не будет, если сам педагог подойдет к ней творчески.
Детская исследовательская деятельность, несомненно, является одним из самых эффективных подходов к образовательному и воспитательному процессу. В процессе исследовательской деятельности школьники осваивают навыки не пассивного усвоения предлагаемых им учителями знаний, а учатся самостоятельно получить эти знания, что является более эффективным способом образования. Исследовательский способ образования избавлен от самой большой проблемы традиционного образования — отсутствия познавательного интереса учащихся.
В ходе реализации проектов только по русскому языку и литературе нами созданы презентации, видеоролики, буклеты, разработки виртуальных экскурсий, классных часов. В перспективе – создание электронного учебника по истории и культуре родного края, сборника с текстами и заданиями по русскому языку на основе краеведческого материала, создание сайта.
Данную методическую разработку я использую в течение нескольких лет, считаю, что она до сих пор не утратила своей актуальности. Постоянно что-то добавляю и расширяю объем материала. По этой проблеме сама делаю разработки и делюсь ими с коллегами, провожу открытые уроки и образовательные события, а также размещаю их на сайтах в сети интернет.
Вот некоторые из них, размещенные на сайте “Инфоурок”:
https://infourok.ru/user/kazarceva-irina-vladimirovna
-
“Царская арка в Улан-Удэ”
https://infourok.ru/carskaya-arka-v-ulanude-3200467.html
-
“Выходные на Байкале. Легенды озера Ольхон”
https://infourok.ru/vihodnie-na-baykale-legendi-ostrova-olhon-3197556.html
3.”Выходные на Байкале. Легенды Баргузинской долины”
4.Символика числа в бурятской культуре.
https://infourok.ru/v-nachale-bilo-chislo-simvolika-chisla-v-buryatskoy-kulture-2041290.html
5.Орнамент в культуре бурят.
https://infourok.ru/ornament-v-kulture-buryat-2041289.html
6.”Легенда Байкала. Золото Колчака”
7. Символика в бурятской культуре.
https://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_k_uroku_kraevedeniya_quotsimvolika_buryatquot-36967.htm
-
”Наших душ золотые россыпи” (история Старого Селенгинска).
04.08.2018 года я получила Свидетельство (№ ВЛ - 113384) о том, что я обобщила свой опыт на Всероссийском уровне на тему “Использование НРК на уроках русского языка и литературы”. Мои работы прошли редакционную экспертизу и доступны для всеобщего ознакомления на страницах образовательного СМИ “Проекта “Инфоурок”
На сайте “УРОК. РФ” также размещены мои работы, в том числе по использованию НРК на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности:
-
“Бурятские сказки” https://урок.рф/library/buryatskie_skazki_134512.html
-
“Традиционные праздники бурят” https://урок.рф/library/traditcionnie_prazdniki_buryat_082634.html
-
“Свадебные обряды бурят” https://урок.рф/library/svadebnie_obryadi_buryat_155800.html
-
“Ехор - танец - объединяющий сердца”
https://урок.рф/library/yohor__tanetc_obedinyayushij_serdtca_143352.html
-
Охранная функция серебрянных украшений в культуре бурят”
https://урок.рф/library/ohrannaya_funktciya_serebryanih_ukrashenij_v_kulture_b_074930.html
-
“Пища как часть культуры бурятского народа”
https://урок.рф/library/pisha_kak_chast_kulturi_buryatskogo_naroda_213822.html
-
“Одежда как часть культуры бурятского народа”
https://урок.рф/library/odezhda_kak_chast_kulturi_buryatskogo_naroda_174709.html
-
“Юрта - модель мира”
https://урок.рф/library/yurta__model_mira_141053.html
-
“Культ коня в культуре бурят”
https://урок.рф/library/kult_konya_v_traditcionnoj_kulture_buryat_151037.html
Это лишь немногие мои работы и работы моих учащихся, выполненные в рамках проектной деятельности и размещенные в сети Интернет на образовательных сайтах, а также представленные на НПК.
НРК как средство формирования культуроведческой компетенции
DOCX / 46.17 Кб
Ахметшина Наталья Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Ахметшина Наталья Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева