12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
#
Аккаунт удалён
0

Учебно-методические материал «Особенности литературы Древней Руси (XI – XVII века)»




Особенности литературы Древней Руси
PPTX / 2.31 Мб

Тема: «Особенности литературы Древней Руси.

(XIXVII века)».

План урока:

Предпосылки возникновения древнерусской литературы.

Жанры древнерусской литературы.

Основные темы древнерусской литературы.

Черты древнерусской литературы.

Человек в литературе Древней Руси.

1. Предпосылки возникновения древнерусской литературы.

Прежде чем говорить о жанровом своеобразии и особенностях древнерусской литературы, необходимо выяснить, что способствовало развитию письменности (и культуры в целом) на Руси.

Основные события:

862 – создание славянской азбуки братьями Кириллом и Мефодием.

988 – крещение Руси Владимиром Красное Солнышко.

С принятием христианства начался расцвет древнерусской культуры. Важно то, что это было не просто копирование образцов Византийской культуры или механическое воспроизведение славянских букв: всё несло с собой определённый смысл. Так, привычный набор букв русской азбуки на самом деле не что иное, как «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть своё название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится текст: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти».

Один из вариантов перевода этого текста таков: «Я знаю буквы: письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».

Если говорить о живописи (иконописи), то здесь существовала определённая символика цвета:

золотой – вечность;

белый – святость;

голубой – чистота;

зелёный – жизнь;

красный – жертва;

чёрный – грех.

Каждая деталь имеет своё толкование. Например, на иконе «Троица» Андрея Рублёва Бог-Отец (слева) символизирует дом (дал начало всему живому, приют; создатель); все головы наклонены к нему. Бог-Сын (посередине) символизирует страдание; полоса – отличительный знак), тянется к чаше – будущая жертвенность («Да минует меня чаща сия»). Бог-Дух Святой (справа) – преображение; гора – символ восхождения.

Черты живописи:

1) символизм;

2) схематичность (несоблюдение пропорций, всё условно);

3) принцип обратной перспективы (зритель – соучастник действия).

Самые величественные постройки того времени: Софийский Собор (Новгород, XI в.), Церковь Покрова на Нерли (с. Боголюбово, XII в.) (Нерль – река; Покров - Богородица, Покрова – то есть покровительства Богородицы); считается самой красивой церковью.

Черты архитектуры:

1) внешняя сдержанность и внутреннее богатство;

2) простота;

3) изящество пропорций.

Несмотря на то, что каждая сфера искусства имела свои особенности, всех их объединяла одна общая идея: взгляд на мир с точки зрения христианской морали, иными словами, у них было общее культурное пространство.

2. Жанры древнерусской литературы.

Словесное творчество на Руси существовало в двух формах: устной (былины, сказки, песни, пословицы, загадки) и письменной. С некоторыми жанрами древнерусской литературы вы уже знакомы, поэтому можете их охарактеризовать.

(Учащиеся параллельно заполняют таблицу «Жанры древнерусской литературы»).

1) Житие.

Вопросы классу.

1. Что такое житие?

2. По какому случаю создавалось житие?

3. Перечислите каноны жития.

Житие (агиография) описание жизни святого. Житие создавалось после смерти святого, только после того, как монах проделает весь жизненный путь.

Каноны жития:

рождение от благочестивых родителей;

раннее монашество;

аскетические или проповеднические подвиги;

блаженная кончина;

чудеса у гроба;

похвала святому.

Примеры: «Житие Сергия Радонежского», «Житие Александра Невского», «Житие протопопа Аввакума».

2) Летопись.

Вопросы классу.

1. Дайте определение жанру «летопись».

2. Чем летопись отличалась от других жанров древнерусской литературы?

Летопись – погодная запись исторических событий. Летопись начинается со слов «В лето…» (т.е. в год). Язык летописи был довольно сдержан. Это была своеобразная хроника, напоминающая, скорее, учебник истории, нежели литературное произведение.

Примеры: «Повесть временных лет» (Нестор, XII).

3) Поучение.

Поучение наставление, в котором обличались пороки человека и прославлялись добродетели.

Вопрос классу. Как соотносится текст Владимира Мономаха с текстом библейских заповедей? (Он их дублирует, так как Библия проповедует вечные ценности, это неоспоримые прописные истины. Цель Мономаха – научить своих сыновей жить, как истинные христиане.)

«Поучение Владимира Мономаха» (XII в.)

Библия

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его...

Не убивай.

Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь…

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело.

Не прелюбодействуй.

Своеобразным поучением можно назвать памятник XVI в. – «Домострой».

Задание классу. Рассмотрите таблицу и определите, какие наставления (поучения) содержала данная книга, которая должна была быть настольной книгой в каждой семье? («Домострой» содержал советы, касающиеся ведения хозяйства, правил поведения и устройства быта. Таким образом, дом – это не только жилище человека, но и само тело человека, вместилище его души.)

Часть I. Духовные наставления

Как посещать в монастырях, и в больницах, и в темницах, и всякого в скорби.

Часть II. Мирские наставления

Как всякому человеку рукодельничать и всякое дело делать, благословясь.

Часть III. Домовое строение

Как платье всякое жене носить и как за ним ухаживать.

4) Слово.

Слово обращение; произведение, в котором анализируется общественно-политическая проблема.

«Слово о законе и благодати» (XI в.), написанное митрополитом Иларионом, принято считать первым письменным памятником. Смысл названия: закон – Ветхий завет, благодать – Новый завет; прослеживается путь развития человечества: изначально Бог был, прежде всего, карающим Богом, Богом, который постоянно испытывает человека, но Христос, искупивший своей жертвой грехи людей, принёс новый закон, закон всепрощения, особенно тех, кто склонен к покаянию.

Другие примеры: «Слово о полку Игореве» (XII), «Слово о погибели Русской земли» (XIII).

5) Сказание.

Сказание - повествование исторического или легендарного содержания.

«Сказание о Борисе и Глебе» (XI в.): о реальных исторических лицах, которые пострадали за веру и правду (поэтому, возможно, персонажи несколько идеализированы, так как легенда подразумевает сочетание правды и вымысла).

Начиная с XV века, литература становится более светской, даже авторской.

6) Хождение.

Хождение – описание путешествий. Причём под путешествиями подразумевается не только духовное становление человека, т.е. путь преображения, которые проделывает наша душа («Хожение игумена Даниила», XII); становятся интересны и пространственные, земные, путешествия («Хожение за три моря», Афанасий Никитин, XV). Человек хочет познать не только себя, свой внутренний мир, но и внешний, окружающую действительность.

7) Повесть.

Повесть повествование о подвигах значимых исторических личностей. Данный жанр близок по форме современному рассказу, но основное содержание всё-таки оставалось прежним.

Примеры: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Горе-Злочастии».

 

Выводы.

жанры ДРЛ

определение

пример

летопись

погодная запись исторических событий

«Повесть временных лет»

слово

обращение; произведение, в котором анализируется общественно-политическая проблема

«Слово о законе и благодати»

«Слово о погибели русской земли» «Слово о полку игореве»

житие

описание жизни святого

«Житие Сергия Радонежского»

«Житие Александра Невского»

«Житие протопопа Аввакума»

сказание

повествование исторического или

легендарного

содержания

«Сказание о Борисе и Глебе»

поучение

наставление, в котором обличались пороки человека и прославлялись добродетели

«Поучение Владимира Мономаха»

«Домострой»

хождение

описание путешествий

«Хождение игумена Даниила»

«Хождение за три моря»

повесть

повествование о подвигах значимых исторических личностей

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

«Повесть о Петре и Февронии»

«Повесть о Горе-Злочастии»

3. Основные темы древнерусской литературы.

Несмотря на то, что в древнерусской литературе существовало такое обилие жанром, их объединяли общие темы:

1) величие Русской земли;

2) красота человеческой души;

3) деятельность русских князей.

4. Черты древнерусской литературы.

Таким образом, древнерусской литературы имела следующие отличительные особенности:

религиозность (в основе – христианские ценности, ориентация на Библию);

традиционность (единство идеала, общее представление о мире);

дидактичность (назидательность, поучительный характер);

каноничность (строгая жанровая система; каждый пишет по своему канону, недопустимо смешение жанров);

анонимность (отсутствие авторства, автор не должен высказывать своё личное мнение, его присутствие сводилось к минимуму; единственный способ проявить свою индивидуальность – через средства речевой выразительности).

5. Человек в литературе Древней Руси.

Вопрос классу. Какое место в культуре (и в литературе в частности) занимал человек?

Человек не воспринимался как личность, любое проявление индивидуальности считалось гордыней, что противоречит христианским заповедям, однако человек не отходил на второй план. Человек и его душа – главные предметы изображения в искусстве того времени. Человек – самостоятельная единица, и в то же время он – часть мира, сосуществующая с ним как одно целое.

Использованные материалы в презентации.

Изображения икон: «Троица», «Ангел Златые власы», «Заповеди блаженства», «Борис и Глеб на конях».

Отрывок из фильма «Сокровища русского искусства.Часть 2».

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.