Учебно-методический материал по истории «Москва в вихре революций» (9–11 классы)
УДК 372.893
Метапредметность в историческом образовании: Московская история революционных событий на карте улиц
Metapredmetnost in historical education: Moscow History of Revolutionary Events on the Street Map
Мартьянова Елена Валентиновна: учитель истории и обществознания, ГБОУ Школа №657 города Москвы
Martyanova Elena Valentinovna: teacher of history and social studies, GBOU School № 657 of Moscow
Ключевые слова: Москва, Революция, события, карта, улицы, жертвы, участники, сознание, метапредметные умения, эмоциональный интеллект.
Keywords: Moscow, Revolution, events, map, streets, victims, participants, consciousness, meta-subject skills, emotional intellect
Аннотация: Материал данной статьи был апробирован мною в 2017 году в 9 классе массовой школы. Работа представляет собой организацию метапредметного занятия, целью которого было создание проекта «Карта Москвы глазами москвичей конца 19 – начала 20 вв.», приуроченная к юбилеям Москвы и революции 1917 года. Основной задачей и посылом было сформировать у детей целостный образ эпохи при помощи анализа дневниковых записей, локализации исторических событий на карте их родного города, актуализация знаний по математике, истории, географии, информационным технологиям, т.е. использование метапредметных умений.
The material of this article was tested by me in 2017 in the 9th grade of the mass school. The work is the organization of a meta-subject activity, the purpose of which was the creation of the project "Map of Moscow through the eyes of Muscovites of the late 19th - early 20th centuries", timed to the jubilees of Moscow and the revolution of 1917. The main task and message was to form a holistic image of the epoch in children with the help of the analysis of diary entries, the localization of historical events on the map of their home city, the actualization of knowledge in mathematics, history, geography, information technologies, i.e. use of meta-subject skills.
В настоящее время понятие «метапредметное обучение» приобрело особую значимость. История такой предмет школьного образования, который дает дополнительные возможности развития личностного и метапредметного развития личности в разных аспектах. С другой стороны, история, как и многие другие предметы гуманитарного цикла дают возможности для развития личности ребенка при использовании эмоционально-волевой стороны личности учащихся. Предлагаю вашему внимаю свой опыт развития метапредметного обучения с элементами развития эмоционального интеллекта на материале революционных событий в Москве в начале 20 в.
На дополнительных занятиях с детьми мы организуемся в группы не постоянного состава в ходе общешкольного проекта «Метапредметный день» и у учителей появляется возможность организации учебных занятий, которые выходят за рамки одного урока. Это был один из «Метапредметных дней» …Группа старшеклассников, выступающая в роли тьюторов, выступала у меня как актеры и представила детям воспоминания и дневниковые записи детей-очевидцев исторических событий столетней давности (орфография сохранена):
«Не понравился русскому народу царь Николай II и вздумали сместить его. Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга»
«Была весна. Люди стали волноваться и зделали революцию»
«Во время войны в Москве началась суматоха, в один день, когда я гулял с бабушкой и пришел домой, то узнал, что государя сагнали с престола. Когда я сел пить чай, то вдруг у нас за окнами послышался шум, я увидел большую толпу рабочих»
«1-го марта под предводительством студентов был свергнут царизм, на место которого вступило временное Правительство. Но оно скоро довело Pоссию до нельзя»
«Вскоре показалась манефестация, это было очень большая и грандеозная. Несли красные знамена, обшитыя золотым шнурком. У каждого мущины или женщины был красный бантик. Меня в ето время охватило радостное чувство любви ко всем»
«При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут»
«Когда я пришол домой, то стал рисовать, как ходют по улице с флагами, и нарисовал целых 14 Красных Флагов. Отец спросил меня, когда пришол, что ты делаешь? Я ему сказал, что рисую революцию!»
«Я наблюдал из окна в бинокль, как стреляли из пулемета. Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем. По ночам мы спали нераздеваясь, а папа и другие мужчины которые живут в нашем доме дежурили с револьверами по очереди во дворе»
«Так как наш дом стоит на углу Мясницкой и Юшкова переулка, то стреляли с двух сторон вдоль нашего дома. У наших ворот стоял пулемет большевиков. Раз мы вышли на двор, но вдруг начали сильно стрелять, и мы пошли домой. К нам в дом в окно над нашей квартирой попала пуля. Я ходил ее смотреть»
«В понедельник стрелять еще продолжают, мама стояла у окна и визала чулок и как только она отошла, пуля попала в наше окно, но в комнату не влетела, а пробила первое стекло и осталась на подоконнике»1
После чего с детьми организуется беседа о том, какие эмоции испытывали авторы дневников. Дети называют и изображают эмоции при помощи раздаточного материала курса «Эмоциональный интеллект». Затем дети называют и изображают эмоции, которые испытали они при знакомстве с дневниками.
Далее детям предлагается разойтись по группам в соответствии с номерами их пригласительных билетов на учебное занятие. Им предлагается при помощи предметов на партах, лозунгов и плакатов, определить какое именно революционное событие досталось их группе. Для чего каждая группа получает специально разработанные подсказки.
Подсказка для группы 1.
А. Это место ранее не использовалось для народных гуляний, а служило учебным плацем для войск, и поэтому было неблагоустроенно – рядом с полем проходил овраг, а само оно покрыто ямами. По случаю праздника овраг и ямы прикрыли досками и присыпали песком. По периметру поля построили временные эстрады, балаганы, лавки, а также множество ларьков для раздачи бесплатной водки и подарочных кульков с продуктами. Помимо этого, предполагалось разбрасывать в толпе монеты с памятной надписью. Распорядителем гуляния был назначен дядя царя великий князь Сергей Александрович. Начало гулянья назначили на 10 часов утра 30 мая. Но уже накануне стали прибывать люди, привлеченные слухами о подарках и раздаче денег. Ранним утром дня коронации толпа насчитывала более 500 тысяч человек. Полицейские, которых было во много раз меньше, не смогли сдержать толпы, когда по ней прокатился слух, что подарков на всех не хватит.
Б. Прочитайте это объявление. Определите его предназначение, время и место издания.
Определите дату и событие, которое является названием вашей группы.
В подтверждение даты события найдите значение выражения, состоящее из исторических дат:
(Крещение Руси + Отмена крепостного права + начало Первой мировой войны) – 2867 = Х
Подсказка группе 2.
а. Небо было охвачено зловещим заревом пожара. Осыпаемая градом пуль и снарядов, горела Пресня — последний оплот восставших московских рабочих. Здесь шел жестокий бой. Глухо ухали пушки, не умолкал треск ружейных выстрелов, на снегу алели пятна крови. Царские войска штурмовали дом за домом, квартал за кварталом, без суда и следствия расправляясь с теми, кто в течение 9 дней с оружием в руках утверждал свое
право на лучшую жизнь.
б. Прочитайте объявление и определите его предназначение, время и место издания.
в. В подтверждение даты события найдите значение выражения:
(Куликовская битва + Бородино + Ледовое побоище) – 2529 = Х
Подсказка группе 3.
Вскоре после Февральской революции в России установилось двоевластие: с одной стороны – Дума и Временное правительство во главе с Александром Керенским, а с другой – советы рабочих и солдатских депутатов. Новую конституцию страны должно было выработать Учредительное собрание, состав которого предполагалось избрать в конце ноября 1917 года. Тем временем продолжалась Первая мировая война, в которой в качестве противника Германии участвовала и Россия. Поэтому командование германской армии, чтобы добиться "победоносного мира" на восточном фронте, решило использовать Владимира Ленина, проживавшего тогда в эмиграции в Швейцарии, для дестабилизации внутриполитической ситуации в России.
В начале апреля Ленину было позволено пересечь территорию Германии в опломбированном вагоне. Вскоре по прибытии в Россию Ленин опубликовал свои знаменитые Апрельские тезисы, в которых он изложил свои планы революционного преобразования страны.
В. Прочитайте листовку, определите время и назначение этой листовки.
Для подтверждения даты события, найдите значение выражения:
(Куликовская битва + Крещение Руси + Невская битва) – 1691 = Х
После выполнения задания дети озвучивают результаты и рассказывают о ходе рассуждений, а также о системе подсчета дат событий.
Организуется фронтальная беседа о том, что московские улицы являются свидетелям множества кровавых событий и в память о тех трагических событиях, которые безусловно имели огромное значение и для российской и для мировой истории мы, как москвичи, как минимум должны знать эти места и эти события, помнить о них.
Начинается работа учащихся над картой трагических событий в истории Москвы. Учащиеся получают справочный материал и организуют работу в группах над локализацией исторических событий на карте Москвы и готовятся к стендовой защите – рассказать другим ученикам школы о том, что, где и когда происходило в нашем родном городе.
Справочный материал для учащихся (по материалам приложения Узнай Москву)2:
Трагедия на Ходынском поле в Москве
30 мая (18 мая по старому стилю) 1896 года на Ходынском поле (на северо-западе Москвы, в начале современного Ленинградского проспекта) во время праздничных мероприятий, сопровождавших коронацию императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны, в давке погибли более тысячи человек, пришедших за "царскими гостинцами" в честь праздника.
Николай II вступил на российский престол в 1894 году, после скоропостижной смерти отца — императора Александра III. Взойдя на трон, он отложил свою коронацию на полтора года.
Она состоялась 26 мая (14 мая по старому стилю) 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля.
В программу коронационных торжеств входило народное гулянье на Ходынском поле в Москве. Распорядителем гуляния по просьбе царя был назначен его дядя, московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович. На организацию праздника было затрачено 20 миллионов рублей.
Место для народного гулянья было выбрано крайне неудачно. Ранее на Ходынском поле проводились народные гуляния, но потом на нем стали добывать песок, также его использовал Московский гарнизон как учебный плац. Все поле было в ямах, промоинах и траншеях, а рядом с ним проходил овраг, который достигал в длину тридцати, а в глубину — пяти метров. Для торжеств ямы и траншеи накрыли настилами.
На площади свыше одного квадратного километра были сооружены временные балаганы, театры, 20 питейных заведений для дарового угощения пивом и медом и 150 буфетов для раздачи подарков. В качестве подарков для жителей города были заготовлены 400 тысяч узелков с царским набором, в который входили сайка, кусок колбасы, сласти, пряник и эмалированная кружка с царским вензелем и позолотой. Весь сувенир (кроме сайки) завязывался в яркий ситцевый платок, на котором были напечатаны с одной стороны вид Кремля и Москва-реки, с другой стороны — портреты императорской четы. Помимо этого, устроители гуляний предполагали разбрасывать в толпе жетоны с памятной надписью.
Начало гулянья было назначено на 10 часов утра 30 мая (18 мая по старому стилю) 1896 года, но уже вечером 29 мая (17 мая по старому стилю) на поле стали прибывать со всей Москвы и окрестностей люди (зачастую семьями), привлечённые слухами о подарках и раздаче ценных монет.
К утру 30 мая (18 мая по старому стилю) собралось более 500 тысяч человек. Когда в буфетах начали раздавать подарки, огромная толпа хлынула к ним. 1800 полицейских, специально отряженных для соблюдения порядка во время празднеств, не смогли сдержать ее натиск. Настилы, прикрывавшие колдобины, рухнули, люди падали в них, не успевая подняться: по ним уже бежала толпа. Раздатчики, понимая, что народ может снести их лавки и ларьки, стали бросать кульки с едой прямо в толпу, что лишь усилило сутолоку. Лишь прибывшее подкрепление смогло рассеять толпу. На земле остались лежать растоптанные и покалеченные люди. Позже раненых отвезли в приемные покои и больницы, а многих погибших похоронили на Ваганьковском кладбище.
По официальным данным пострадали 2690 человек, из которых 1389 погибли.
Император Николай II был поражен произошедшим и дал распоряжение оказать пострадавшим материальную помощь. На каждую семью погибшего выделили по 1000 рублей, сирот определи в приюты, похороны провели за счет казны.
Однако, несмотря на большое количество жертв, ни одно из коронационных торжеств отменено не было, празднование шло своим чередом. Как отмечалось впоследствии в официальном издании, "в создавшейся ситуации уже немыслимо было отменить начавшийся праздник и прекратить увеселения для полумиллионной массы собравшегося на него народа. Когда в 2 часа 5 минут дня на императорском павильоне взвился императорский штандарт, и их величества вышли на балкон верхнего этажа, они были встречены могучим "ура", заглушившим и оркестры и звон колоколов, и много раз кланялись народу". Для аристократии празднества по случаю коронации продолжились вечером в Кремлевском дворце, а затем приемом у французского посла.
Преступная халатность царских властей вызвала общественное возмущение в России. Правительство провело следствие, московский оберполицмейстер и ряд второстепенных чиновников были смещены.
На Ваганьковском кладбище был установлен памятник жертвам Ходынской трагедии, на нем выбита дата "18 мая 1896 года".
Декабрьское вооруженное восстание.
По мнению советских историков, декабрьское вооруженное восстание – кульминационный момент в истории Первой русской революции, ее пиковая точка. С самого начала революции 1905-1907гг. большевики широко пропагандировали ленинскую идею вооружённого восстания в трудящихся массах рабочих и крестьян. Но революционный пожар разгорался постепенно.
К декабрю 1905 года центр русской революции переместился из Петербурга в Москву. Главную организационную роль в революционном движении Москвы играл Московский совет рабочих депутатов, который объединил представителей различных рабочих и революционных организаций. Основную роль в этом Совете играли представили РСДРП(б), которые, следуя курсу установок III съезда партии, выступали за вооруженное восстание, так как они видели в уступках 17 октября слабость существующего режима и считали, что стоит только нажать и режим рухнет. Под руководством Московского совета рабочих депутатов создавались рабочие дружины, готовились запасы оружия, активно велась пропагандистская работа. На момент начала восстания значительные народные массы Москвы были раздражены существовавшим порядком дел.
Хронология вооруженного восстания.
Первое столкновения произошло вечеров 8 декабря в саду «Аквариум» (возле Триумфальной площади, возле нынешнего театра Моссовета), где полиция попыталась разогнать многотысячный митинг, несколько десятков человек были арестованы, хотя на следующий день они и были отпущены.
Итак, эсеры, которые изначально не поддерживали восстания, узнав по слухам о массовом расстреле митингующих, подключились к борьбе и пролили первую кровь Московского восстания – кинули две бомбы в окно охранного отделения в Гнездиновском переулке. В результате этого действия был убит один человек, а еще двое были ранены. 8 декабря Дубасовым было введено чрезвычайное положение и были введены войска.
9 декабря войска подвергли артиллерийскому обстрелу собрание дружинников в здании училища Фидера (в Лобковском переулке, ныне улица Макаренко).
150 человек дружинников и студентов проводили там свое собрание. На отказ полиции покинуть помещение, здание было подвергнуто артиллерийскому обстрелу, после чего дружинники покинули его. 20 человек было зарублено на месте разъяренными казаками. 99 человек были арестованы и преданы суду, хотя большая часть их них была впоследствии оправдана. В результате обстрела и последующей резни погибло около 25 человек. Обстрел дома Фидлера был сигналом к переходу к вооруженному восстанию.
За ночь Москва обросла сотнями баррикад. Основное положение баррикад было следующим:
• через Тверскую улицу – проволочные заграждения;
• от Трубной площади и до Арбата;
• по Садовой – Сухаревский бульвар, Садово-Кудринская, Бутырская, Лесная, Дрогомиловская улицы;
• баррикады в Замоскворечье, Хамовниках, Лефортове.
Восставшие стремились загородить баррикадами все Садовое кольцо, чтобы отрезать центр от расположенных на окраинах казарм и, продвигаясь к центру, захватить город. Произошли вооружённые столкновения в ряде районов Москвы. С 9 декабря во всех районах шла баррикадная борьба. Москва покрылась сетью баррикад, но боевые действия дружинников носили оборонительные характер Боевой комитет РСДРП выпустил листок, который давал советы ведения борьбы против царских войск. С 10 декабря, когда отдельные районы города были отрезаны друг от друга войсками, главную роль в руководстве восстанием стали играть районные Советы. Сооружение баррикад становится массовым.
Всего в декабрьские дни было построено около тысячи баррикад. Основным районом боевых действий стали центральные части города. Тверская улица от Охотного ряда до дома генерал-губернатора была заполнена революционным народом. Правительственные войска, сосредоточенные у монастыря на Страстной площади, открыли огонь из пушек и пулеметов. Было много жертв, но восставшие не отступили. Они построили баррикаду и открыли ответный огонь. Используя артиллерию, правительственные войска захватили Страстную площадь. К вечеру центр города был очищен от восставших, которых оттеснили на городские окраины.
Боевые действия перемещаются на Пресню, Замоскворецкий и Рогожско-Симоновский районы. При этом на Пресне, силами рабочих было организованно кустарное производство взрывчатых веществ.
На 11 декабря пришелся пик восстания. Дружинники отбили атаки казаков со стороны Кудринской площади и кавалерии со стороны Пресненской заставы. Одним из самых крупных боев в этот день было сражение у Николаевского вокзала. Дружинники пытались его захватить, но безуспешно. К 12 декабря правительственные войска сильно потеснили восставших, но значительная часть районов Москвы все еще находилась в их руках, в том числе все вокзалы, кроме Николаевского. Начался артиллерийский обстрел Пресни.
В ночь с 14 на 15 декабря из Петербурга по действовавшей Николаевской железной дороге прибыли 2 тысячи солдат Семёновского лейб-гвардии полка под командованием полковника Г.А. Мина. К утру 15 декабря войска при поддержке артиллерии оттеснили восставших из опорных пунктов на Бронных улицах, на Арбате. Дальнейшие боевые действия развернулись вокруг мебельной фабрики Шмидта.
16-17 декабря Пресня стала центром боёв, главной крепостью восстания. Здесь сосредоточились лучшие боевые дружины, а противостояние носило особенно упорный и ожесточенный характер. 16 декабря в Москву прибыли новые воинские части: Конно-гренадерский полк, часть гвардейской артиллерии и Ладожский полк из Польши. Командир Семёновского полка Г. Мин сформировал специальный карательный отряд под командованием полковника Н.К.Римана. Без суда было расстреляно более 150 человек. 17 декабря контрреволюционные войска начали артиллерийский обстрел и штурм Пресни. В результате боевых действий Пресня была обращена в руины. Были разрушены многие фабрики и несколько тысяч людей остались без крова. 18 декабря Московский комитет партии РСДРП и Московский совет, взвесив создавшуюся обстановку, приняли решение прекратить вооруженное сопротивление в ночь с 18 на 19 декабря (с 31 декабря на 1 января), с тем, чтобы подготовить свои силы для дальнейшей борьбы. Большинство дружинников спаслось, пройдя через кольцо окружения. Часть их была вывезена на поезде машинистом А.В. Ухтомским. Восстание было полностью подавлено. В целом, историки сходятся в том, что погибло порядка 2500 тысяч человек с обеих сторон. Хотя по большей части это были жертвы среди мирного населения. Декабрьское выступление потерпело поражение, после которого начался поворот к постепенному отступлению революции.
В советское время в память о событиях 1905 года (в районе «Пресненский» ЦАО) возникли станции метро «Баррикадная», «Краснопресненская» и «Улица 1905 года». На карте Москвы (в районе «Пресненский» ЦАО) появились площадь Краснопресненская застава, парк Декабрьского восстания, Пресня стала именоваться Красной Пресней, Нижняя Прудовая – Дружинниковской улицей, Воскресенская — улицей 1905 года. площадь Краснопресненская застава, Пресня Красной Пресней, Кудринская площадь — площадью Восстания, Нижняя Прудовая — Дружинниковской улицей, Воскресенская — улицей 1905 года. А в честь активных участников декабрьских революционных событий 1905года названы: улица Замариновав, Шмитовский проезд, Мандаринская улица, установлены памятники и скульптурные композиции.
1917 год.
Одновременно с революционными событиями в Петрограде проходило восстание в Москве. 27 февраля (12 марта) 1917 года до жителей города дошли слухи о начале волнений в столице. Начались волнения. Власти объявили Москву на осадном положении, митинги были запрещены. Командующий войсками Московского военного округа генерал Морозовский запретил публиковать сообщения из Петрограда и приостановил выпуск газет. Но эти меры уже не могли спасти положения.
К полудню 28 февраля (13 марта) 1917 года забастовали почти все предприятия Москвы. У городской думы начался митинг. Произошли столкновения протестующих с жандармами. 1 (14) марта войска гарнизона стали массово переходить на сторону рабочих. Морозовский телеграфировал начальнику штаба Верховного главнокомандующего генералу Алексееву, что «в Москве полная революция». К 2 (15) марта 1917 года, восставшие захватили почту, телеграф, телефон, вокзалы, арсеналы и Кремль. Под их контроль также перешли Бутырская тюрьма и здание Московского охранного отделения. Начались аресты царских жандармов, чиновников и генералов. Были сформированы новые органы власти – Временный революционный комитет и Московский совет солдатских депутатов.
После получения известий о победе восстаний в Петрограде и Москве начались вооружённые выступления в других регионах России. События развивались по аналогичному сценарию.
1) Кремль
Итак, всё началось 25 октября, когда в Москву пришла телеграмма о вооружённом восстании большевиков в Петрограде. В Москве был создан военно-революционный комитет (ВРК), командующим назначен Григорий Усиевич, чье имя до сих пор носит одна из улиц района Аэропорт. Кремль в тот день был в руках большевиков. В тот же день революционеры раздали оружие 10-12 тысячам рабочих-красногвардейцев, заняли телефонную станцию, почтамт и телеграф. Всего на стороне большевиков было 15.000 человек. Со стороны юнкеров, поддерживающих временное правительство, насчитывалось 20.000 человек. Командовали контрреволюционными силами полковник Константин Рябцев и городской голова Вадим Руднев. 28 октября Кремль был сдан юнкерам.
Вот так описывают происходящее мемуаристы со стороны большевиков:
«Утром 28-ого 10 в 7 час. т. Берзин собирает нас и говорит: “Товарищи, мною получен ультиматум и дано на размышление 20 минут. Весь город перешел на сторону командующего войсками”. Оставшись одни, будучи изолированными от города, и не зная, что делается за стенами Кремля, мы решили с т. Бережным сдаться. Стащили пулеметы к арсеналу, открыли ворота и пошли в казармы. Не прошло и 30 минут, как поступило приказание выходить во двор Кремля и выстраиваться поротно. Ничего не зная, выходим и видим, что к нам пришли “гости” — роты юнкеров, те же наши броневики, которые мы ночью не пустили, и одно орудие — трехдюймовка. Все перед ними выстраиваются. Нам приказано расположиться фронтом к окружному суду. Юнкера нас окружили с ружьями наготове. Часть из них заняла казармы в дверях, в окнах тоже стоят. От Троицких ворот затрещал пулемет по нас. Мы в панике. Бросились кто куда. Кто хотел в казармы, тех штыками порют. Часть бросилась в школу прапорщиков, а оттуда бросили бомбу. Мы очутились кругом в мешке. Стон, крики раненых наших товарищей… Через 8 минут бойня прекратилась.»
Самые страшные бои разыгрались 29 октября. Большевики расставили пушки на высоких зданиях, холмах, больших площадях и начали обстрел Кремля. Артиллерийские позиции занимали Швивую горку (район Гончарной улицы), Калужскую площадь, Нескучный сад и Воробьёвы горы.
Верхушка Беклемишевской башни была сбита. Позднее восстановлена архитектором И. В. Рыльским.
«…В Кремль не пускают, но я уже видел страшные язвы, нанесенные ему кощунственными руками: сорвана верхушка старинной башни, выходящей к Москве-реке (ближе к Москворецкому мосту), сбит крест на одной из глав «Василия Блаженного», разворочены часы на Спасской башне, и она кое-где поцарапана шрапнелью…» Пробитая снарядами Спасская башня. Один из них попал прямо в куранты, видна дыра на месте цифры XII. Снаряд в куранты попал из гаубиц, стоящих на Швивой горки, у церкви Никиты в Заяузье. Эти самые две пушки образца 1910-х годов сохранились, и сейчас стоят на Космодамианской набережной, у главного входа в здание штаба Московского военного округа.3
«Бухают пушки, это стреляют по Кремлю откуда-то с Воробьевых гор. Человек, похожий на переодетого военного, пренебрежительно говорит:
— Шрапнелью стреляют, идиоты! Это — к счастью, а то бы они раскатали весь Кремль.
Он долго рассказывает внимательным слушателям о том, в каких случаях необходимо уничтожать людей шрапнелью, и когда следует «действовать бризантными».
— А они, болваны, катают шрапнелью на высокий разрыв! Это бесцельно и глупо…
Кто-то неуверенно справляется:
— Может быть — они нарочно так стреляют, чтобы напугать, но не убивать?
— Это зачем же?
— Из гуманности?
— Ну, какая же у нас гуманность,— спокойно возражает знаток техники убийства…
… Круглые, гаденькие пульки шрапнели градом барабанят по железу крыш, падают на камни мостовой,— зрители бросаются собирать их «на память» и ползают в грязи.
В некоторых домах вблизи Кремля стены домов пробиты снарядами, и, вероятно, в этих домах погибли десятки ни в чём не повинных людей. Снаряды летали так же бессмысленно, как бессмыслен был весь этот шестидневный процесс кровавой бойни и разгрома Москвы.»4
Выходим из Кремля и натыкаемся на баррикаду в арках Воскресенских ворот, построенную торговцами Китай-города против большевиков.
Кудринская площадь
Картина Г. Савицкого «Бой на Кудринской площади в Москве. Октябрь 1917 года»
Бои на Кудринской площади разыгрались ещё 28 октября, когда красногвардейцы 193 полка штурмовали некоторые здания на Садовом кольце. Несколько следующих дней бои здесь продолжались, периодически перемещаясь на Поварскую и Никитские ворота. Неспроста Кудринку переименовали в советское время в площадь Восстания.
2 ноября 1917, узнав об артобстрелах Кремля, подал в отставку нарком просвещения Луначарский, заявив, что он не может смириться с разрушением важнейших художественных ценностей, «тысячью жертв», ожесточением борьбы «до звериной злобы», бессилием «остановить этот ужас». Но Ленин сказал Луначарскому: «Как вы можете придавать такое значение тому или другому зданию, как бы оно ни было хорошо, когда дело идет об открытии дверей перед таким общественным строем, который способен создать красоту, безмерно превосходящую все, о чём могли только мечтать в прошлом?» После этого Луначарский забрал назад свое заявление об отставке.
А в тех словах Ленина прозвучало истинное отношение советской власти в историческое наследие, его фраза оказалась пророческой.
А вот что писал про революционные бои Максим Горький:
«В некоторых домах вблизи Кремля стены домов пробиты снарядами, и, вероятно, в этих домах погибли десятки ни в чем не повинных людей. Снаряды летали так же бессмысленно, как бессмысленен был весь этот 6-дневный процесс кровавой бойни и разгрома Москвы. В сущности, своей московская бойня была кошмарным кровавым избиением младенцев. С одной стороны, юноши-красногвардейцы, не умеющие держать ружьё в руках, и солдаты, почти не отдающие себе отчета, кого ради них идут на смерть, чего ради убивают. С другой — ничтожная количеством кучка юнкеров, мужественно исполнивших свой «долг», как это было внушено им…»
В ходе работы с картой в форме инфографики дети создают символ своего исторического события, которое используют в качестве условного знака на карте Москвы. Затем готовят краткие информационные сообщения о событиях и размещают их на инфографике.
В конце работы у них готова карта революционных и трагических событий в Москве 1896-1917 гг. И в ходе обобщающей беседы они формулируют закономерных вывод о том, что великими бывают только реформы, так как все революции неизбежно ведут к кровопролитию. И снова используя рабочие тетради проекта «Эмоциональный интеллект» дети выбирают то эмоциональное состояние, в котором они пребывали в ходе работы над проектом.
Подводя итог, хотелось бы сказать о том, что такие опыты использования метапредметных умений, на мой взгляд, очень полезны – ведь они мобилизуют все умения учащихся, активизируют их умственную деятельность и способствуют более успешной социализации, так как именно деятельность человека является катализатором его личностных особенностей. Таким образом, даже элементы метапредметного обучения и использование развития эмоционального интеллекта, включенные в учебное занятие, создание сценария урока в концепции деятельностного подхода способствует формированию тех компетентностей у учащихся, которые способствуют формированию успешной личности, ориентированной на успех, а не на избегание неудачи. То есть станут гражданами, которые обладают активной гражданской позицией, нацеленными на созидательную творческую деятельность.
Список использованной литературы:
http://arzamas.academy/materials/1262
«Новая жизнь», № 175, 8(21) ноября 1917 г.
Воронов В. Октябрьская революция в детских записях.// Вестник просвещения. № 12. 1927.
Воронов В. Февральская революция в детских записях. Вестник просвещения. № 3. 1927.
1 Воронов В. Октябрьская революция в детских записях. Вестник просвещения. № 12. 1927. Воронов В. Февральская революция в детских записях.
Вестник просвещения. № 3. 1927.
2 https://um.mos.ru
3 (Н.П.Окунев, Дневник Москвича 1917-1920)
4 «Новая жизнь», № 175, 8(21) ноября 1917 г.