Материал на проверке

Лучшая педагогическая практика по направлению «Краеведение. Экологическая направленность» Методики диагностики экологической культуры учащихся

0
0
Материал опубликован Вчера в 12:38

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Пожарского муниципального округа

Приморского края пгт Лучегорск











Лучшая педагогическая практика по направлению

«Краеведение. Экологическая направленность»


Методики диагностики экологической культуры учащихся




Разработала


Анненкова Оксана Михайловна


учитель биологии


тел. 8 924 330 08 58

locorocohi@mail.ru













2024г


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Описание лучшей практики обучения школьников по биологии


Раздел

1

Анненкова Оксана Михайловна, МОБУ СОШ №4 пгт. Лучегорск Пожарского МО Приморского края, учитель биологии

2

89243300858

locorocohi@mail.ru

Биология 5-9 класс

3

Лучшие педагогические практики по направлению «Краеведение. Экологическая направленность»


4

Личностные результаты, отражают общекультурную направленность экологического воспитания и образования. Личностные результаты школьного экологического воспитания предполагают способность учащихся к самоопределению, формируют у них нравственную и гражданскую экологическую позицию, ценностное отношение к окружающей среде, здоровью человека, безопасности жизни. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Предметные результаты, отражают фундаментальный характер предметных знаний, на которые опирается экологическое воспитание. Предметные результаты – это владение естественнонаучными и гуманитарными знаниями, ключевыми нормами и правилами в области взаимодействия «человек–общество–природа». Такие знания имеют опорное значение для осуществления положительной экологической деятельности. Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

Метапредметные результаты, отражают универсальный характер учебной деятельности. Метапредметные результаты – это умения, которые позволяют ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических экологических ценностей, а также формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


5


Материал направлен на углубленное изучение биологии 5-9 классов по направлению «Учебно-исследовательская и проектная деятельность».


6

Данные методики предназначены для учащихся основного уровня образования, могут быть применены педагогами образовательных учреждений в качестве мониторинговых исследований уровня экологической культуры учащихся. Данную методическую разработку можно использовать в рамках внеурочной деятельности, а также, кружковой работы экологической направленности, а так же для повышения качества образования при сдаче предметов Государственной итоговой аттестации.



Введение

Уровень экологической культуры – один из критериев цивилизованного общества, своего рода показатель того, насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков. Перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы из каждого  ребенка вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно – инициативным, думающим, способным  на творческий подход к любому делу, за  которое  он бы взялся.

Актуальность

Актуальность обусловлена сложившейся экологической ситуацией в нашем Пожарском районе, Приморском крае, да и в мире в целом. Выбор данной темы также обусловлен моим собственным интересом к проблеме экологической культуры, интересом к тому, на сколько отличается уровень развития экологической культуры учеников нашей школы, которые активно принимают участие в мероприятиях экологической направленности.

Цель

Выявить у обучающихся уровни экологической культуры.

Задачи

1. Изучение литературы по проблеме формирования экологической культуры учащихся;

2. Определение условий экологического воспитания в МОБУ СОШ №4 и проведение тестирования учащихся 5-9 классов для определения их уровня экологической культуры.


Методика 1 Эколого-психологическая диагностика: «Я и природа»


Цель: Определение типа доминирующей экоустановки отношения учащихся к природе.

Существует 4 типа доминирующих экоустановок:

Э (эмоции) - эстетическая установка (природа – это красота);

З (знание) - когнитивная установка (природа – объект получения знаний);

О (охрана) - этическая установка (природа - объект охраны);

П (польза) - прагматическая установка (природа - объект пользы)

Порядок проведения диагностики.

Методика вербальная, проводится в устной форме.

Инструктаж: Для вас, ребята, в быстром темпе проговариваются слова – стимулы и 5 слов – ассоциаций (с чем слово - стимул у вас ассоциируется), одно из них не подходящее («мусорное» - (М)), будьте внимательны!

Задание для тренировки перед началом тестирования: Выберите слово или словосочетание, которое больше всего у вас ассоциируется со словом ОЗЕРО. Слова для выбора: чайки, море, водоём, Водохранилище, рыбная ловля.

Материал для тестирования:

Слово - стимул

Экоустановки


1

2

3

4

М

Калуга

Гигантская рыба

Осетровая

Реликт

Черная икра

Колючка

Багульник

Цветущий кустарник

Рододендрон

Красная книга

Сырьё

Опушка

Амурский тигр

Грация

Крупный хищник

Браконьерст во

Шкура

Почва

Амурский виноград

Гроздь

Морозостойки

й

Дендрарий

Варенье

Стебли

Японский журавль

Символ

Дальний Восток

Малая численность

Перья

Семена

Шиповник Даурский

Красота

Цветущий кустарник

Лесник

Плоды

Машина

Лучегорск

Красивый посёлок

ГРЭС

Мусор

Промышленное предприятие

Канат

Амурский полоз

Благородный цвет

Самый крупный уж

Истребление

Ремень

Дорога

Национальный парк «Бикин»

Природа

ООПТ

Охраняемая территория

Место обитания

Струна

Обработка результатов.

Слово – установка оценивается одним баллом. Максимальное количество баллов (переведённое в проценты от общего числа вопросов), выбранное по какому – то из типов установки означает его доминирующее значение у участника диагностики.

Методика 2. Эссе по экологической проблематике

Цель: Выявление экологического сознания, ценностных личностных ориентаций, знаний о нормах и правилах поведения в природе, способности рефлексировать своё взаимодействие с природой. Предполагаемые темы эссе (список можно дополнять):


Что я знаю о природе? Экологические проблемы Пожарского района (или пгт Лучегорска). Краснокнижные животные Национального парка «Бикин».

За что я люблю природу? Человек – царь природы? Думать глобально, действовать локально. Красная книга – крик о помощи!

Методика 3. Уровень экологической культуры учащихся.

Цель: Выявление экологической культуры учащихся по критериям: деятельностному, познавательному, мотивационно - ценностному.

Задание: Ответьте максимально честно на все перечисленные вопросы.

Вопросы на выявление мотивационно – ценностного компонента.


1)Присутствует ли у вас мотивация к эковолонтёрской деятельности?

Да

Нет

Не знаю, что ответить

2)Причина вашей потребности к участию в эковолонтёрской деятельности?

На экологические акции отправляет администрация школы

Заставляют родители

Зарабатываю балл к ОГЭ по Книжке волонтёра (защита пректа)

Неравнодушие к проблемам природы

Стремлюсь сделать что-то полезное

Осознаю, что я должен помочь природе. Кто, если не я!

Проявляю интерес к экологической проблематике

Не знаю, что ответить

Другие причины (указать________________________________________)

Как вы думаете, зависит ли решение экологической проблемы от каждого конкретного человека?

Думаю, да

Сомневаюсь в ответе

Нет.

Считаете ли вы, что вы должны заниматься эковолонтёрской деятельностью

Думаю, да

Сомневаюсь в ответе

Нет.

5)Что мешает Вашему занятию эковолонтёрской деятельностью?

1. Меня не интересует экологическая проблематика

2. У меня нет времени на эковолонтёрскую деятельность

Я не мусорю, это не моё дело!

Я не смогу в одиночку решить экологические проблемы

Я не понимаю смысла эковолонтёрской деятельности, ничего не умею

Не знаю, что ответить

Ничего не мешает, мне это интересно

Другие причины (указать ________________________________)

6) Как можно охарактеризовать ваше отношение к природе?

Считаю, что нужно сохранять биоразнообразие

Я считаю, что от природы нужно взять всё, по максимуму

Не задумываюсь об этом

Считаю, что мы должны сохранить природу для будущих поколений

На природе можно отдохнуть, получить положительные эмоции

Я любуюсь природой Пожарского района (Приморского края)

Не знаю, что ответить

Другое (указать______________________________________)

II. Вопросы по выявлению аксиологического компонента:

1)Какова ценность природы для человечества, в целом?

Природа – это сама жизнь!

Природа – символ прекрасного

Природа – источник пищи и одежды

Природа – источник вдохновения

Природа – источник познания мира

Не знаю, что ответить

Другое (указать______________________________________)

2)Какова ценность природы для вас лично?

Природа – это сама жизнь!

Природа – символ прекрасного

Природа – источник пищи и одежды

Природа – источник вдохновения

Природа – источник познания мира

Не знаю, что ответить

Другое (указать______________________________________)

3) Как вы считаете, существуют ли в природе «ненужные» организмы?

Думаю, да

Сомневаюсь в ответе

Нет.

4)Как вы считаете, в чём заключается нравственная ценность природы? (Ваш ответ) _________________________________________________

5)Как вы считаете, в чем состоит познавательная ценность природы? (Ваш ответ) _________________________________________________

6)Как вы считаете, в чем состоит эстетическая ценность природы? (Ваш ответ) ________________________________________________________

III. Вопросы по выявлению познавательного компонента

1)Что такое экология?

Наука, изучающая взаимодействие «человек-природа»

Наука о воспроизводстве жизни и факторах этого воспроизводства;

Наука об экологических проблемах человечества;

Наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и их средой обитания

Наука о растительном и животном мире;

Наука о биосфере;

Наука об организации и функционировании биосистем различных уровней (популяции, сообщества, экосистемы)

Не знаю, что ответить

Другое (указать_________________________________________________)

2)Перечислите основные экологические проблемы современности? (Ваш ответ)

3)Почему книга Красная?

В Красной книге находится список редких, находящихся на грани вымирания, охраняемых организмов

В Красной книге описан весь перечень экологических проблем

Книга Красная, от слова «Красивая»

Не знаю, что ответить

Другое (указать)_____________________________________)

4)Что называют биосферой?

Сфера жизни

Биоценоз

Взаимодействие «человек – природа»

Биоразнообразие

Не знаю, что ответить

Другое (указать)____________________________________)

VI. Вопросы по выявлению деятельностного компонента

1)Как вы считаете, смогли бы вы убедить человека, бросающего мусор в неположенном месте, в неправильности его действий?

Да

Нет

Не вижу смысла

2) Всегда ли вы сдерживаете себя, чтобы не навредить природе (оставить мусор после пикника, сломать ветку без необходимости и т.д)?

Да

Иногда;

Никогда.

3)Есть ли у вас потребность помочь природе, заняться эковолонтёрской деятельностью?

Да

Нет

Не вижу смысла

Что, по вашему пониманию, относится к экологической культуре? (Ваш ответ)

Оцените свой уровень экологической культуры

высокий

средний

низкий

затрудняюсь ответить


Оценивание результатов диагностики

После проведения диагностики, анализ осуществляется по нижеперечисленным критериям, баллы за которые суммируются.

По критерию I (мотивационно – ценностному компоненту) по 1 баллу выставляется за положительные ответы. За отрицательные ответы – 0 баллов.

Ответ 1 – 1балл

Ответы 5,6,7 – по 1 баллу (итого максимально – от 1до 3 баллов)

Ответ 1 – 1балл

Ответ 1 – 1 балл

Ответ 7 – 1 балл

Ответы 1,4,6– по 1 баллу (итого максимально – от 1до 3 баллов)

По II критерию (аксиологическому компоненту) по 1 баллу выставляется за положительные ответы. За отрицательные ответы – 0 баллов.

Ответы 1,2,4,5 - по 1 баллу (итого максимально – от 1до 4 баллов)

Ответы 1,2,4,5 - по 1 баллу (итого максимально – от 1до 4 баллов)

Ответ 3 – 1 балл

Правильный полный ответ – 1 балл

Правильный полный ответ – 1 балл

Правильный полный ответ – 1 балл

По III критерию (познавательному компоненту) по 1 баллу выставляется за положительные ответы. За отрицательные ответы – 0 баллов.

Ответы 4,7 – по 1 баллу (итого максимально от 1 до 2 баллов)

Ответ 1 – 1 балл

Ответ 1 – 1 балл

Ответ 1 – 1 балл

По IV критерию (деятельностному компоненту) по 1 баллу выставляется за положительные ответы. За отрицательные ответы – 0 баллов.

Ответ 1 – 1 балл

Ответ 1 – 1 балл

Ответ 1 – 1 балл

Верный ответ – 1 балл

Ответ 1 – 1 балл

Подведение итогов диагностики

Менее 20 баллов. Совсем не радостно от вашего отношения к природе! Вы проявляете себя эгоистично к окружающему миру! Оглянитесь вокруг! Природа прекрасна! И её нужно беречь! Живая природа очень хрупка! Человек в этом мире - лишь маленькая песчинка! Помни об этом! Думай, прежде, чем что-то сделать не так! Люби природу и природа будет любить тебя!

От 21 до 27 баллов. Вы не всегда серьёзно относитесь к природе. Отношение это не всегда осознанно. Вам необходимо стараться найти связь природы и происходящих в ней явлений, наблюдать за тем, какое влияние оказывает природа на человека и как человек взаимодействует с природой, постараться осмыслить, всегда ли антропогенное влияние на природу правильное, рассмотреть все стороны этого вопроса. Если вы будете делать это на регулярной основе, то ваше отношение к природе станет более осознанным и наступит мотивация к активной природоохранной деятельности. Есть надежда, что не всё потеряно!

От 28 до 32 баллов. Вы на правильном пути! Хочется действовать, проявлять активность в эковолонтёрской деятельности! Однако, вы понимаете, что не все, выбранные вами ответы теста, отражают ваше истинное отношение к экологическим проблемам. Всё слишком сложно, и нужно в этом постараться разобраться, осмыслить, найти пути решения. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Больше читайте о природе и проблемах экологии, участвуйте в экологических акциях. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным!




Вывод

Итак, следующие шаги преподавателя – это воспитательная работа нашей школы по экологическому воспитанию: исследовательские работы старшеклассников; проведение школьных олимпиад по экологии, биологии; экологический десант; осенние экскурсии, беседы и классные часы, выставки фотографий растений; озеленение кабинетов, благоустройство и озеленение пришкольного участка; участие в экологических конкурсах, акциях.

Что в нашей, Лучегорской средней школе №4 и за её пределами с успехом проводится!

Это мероприятия:

Открытый слёт друзей заповедных территорий севера Приморья;

Международная Дальневосточная молодёжная экологическая конференция «Человек и биосфера» и Научно-практический семинар «Экологический мониторинг окружающей среды», ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН;

Международные Олимпиады по основам наук по биологии;

Всероссийские уроки «Хранители воды», движение «ЭКА;

Всероссийский интернет-проект «Страна экологических троп». Конкурс «Особо охраняемые природные территории моего края»;

Конкурс «Реализованные проекты. Заповедные острова России» в номинации «Исследования и современные технологии для заповедных островов;

Конкурс «Реализованные проекты. Заповедные острова России» в номинации «Авторские методические разработки эколого-просветительских программ»;

Конкурс реализованных проектов, «Заповедные острова России», в номинации «Исследования и современные технологии для заповедных островов. Проект «Способы учёта млекопитающих животных. Национальный парк «Бикин», диплом руководителя проекта. И многие, многие ДРУГИЕ!






10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.