Формирование экологической культуры учащихся через проектно-исследовательскую деятельность
Вопрос охраны окружающей среды и поддержание её качества на определенном уровне - один из самых актуальных в современном мире. Процесс воспитания ответственного отношения школьников к природе включает развитие готовности и способности постоянно «открывать» и исследовать окружающую природную среду и обеспечивать реальный вклад в поддержание ее экологически благоприятного состояния.
Я вовлекаю моих учащихся к исследовательской деятельности в области экологии через участие в региональных, республиканских экологических проектах. Среди большого числа экологических проектов, в которых приняли участие мои ученики, наиболее масштабными являются три: проект «Вторая жизнь отходов», проект «Благоустройство родника Тепляк» и проект создание эколого-краеведческой тропы «Берегите природу». Кратко остановлюсь на основном содержании проектов.
Нынешняя экологическая ситуация в селе, стихийное загрязнение больших территорий разнообразными бытовыми отходами достигло угрожающих масштабов. Поэтому мы выбрали тему проекта «Вторая жизнь отходов», целевая установка при разработке данного проекта – это формирование у детей и молодежи нового образа мышления, когда бытовые отходы рассматриваются не как нечто, не представляющее никакой ценности, а как средство, сырье для получения новых продуктов.
В ходе данного проекта прошел показ одежды, было изготовлено большое количество поделок, создано большое количество композиций для школьного участка, создана большая копилка идей, создана презентация. Главный результат нашего проекта - бытовые отходы нашли свое применение.
Учащиеся 5-х классов обладают повышенной эмоциональной активностью, чуткостью, это проявляется в готовности охранять животных и растения, ухаживать за ними, но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. В таких случаях мы говорим: «Хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя оставлять мусор в местах отдыха, бросать и бить бутылки, включать громко музыку, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных и т. д. А вот вы, дети, молодцы, так не делаете». С этими учащимися мы работали над проектом «Благоустройство родника».
Родник расположен неподалёку от села Емаши, в очень живописном месте - на дне оврага, склоны которого поросли густой травой. Этот родник является местом отдыха населения и источником водоснабжения.
Задачи проекта: изучить историю данного родника; привлечь внимание учащихся и населения к соблюдению чистоты; благоустроить территорию. Мы выпустили буклет и благоустроили данный источник.
В настоящее время периодически проводиться очистка родника и близлежащей территории, ведутся наблюдения за сезонными изменениями природных условий территории родника. Около беседки мы посадили несколько саженцев сосны в память о проделанной работе. С этим проектом мы вышли на республиканский уровень.
Систематическое участие учащихся во всевозможных акциях, исследованиях, конференциях, регулярные мероприятия по экономии энергии, воды, бумаги, продуктов питания, одежды, пластиковой посуды и упаковки способствует формированию экологически зрелой, ответственной личности с активной жизненной позицией.
Работа над проектом эколого-краеведческой тропы «Берегите природу» длилась целый год. В условиях сельской местности создание тропы не является таким уж трудным делом, как говориться, было бы желание… Работа по созданию тропы началась с образования инициативной группы, которая подготовила паспорт учебной экологической тропы и определила основные виды работ по её созданию. Наша тропа начинается со школьного участка и тянется на протяжении двух километров. Рассчитана она на учащихся всех возрастов, учителей, отдыхающих граждан.
Какие же конкретные этапы включает наша тропа? Пришкольный участок МБОУ СОШ с. Емаши, сосняк , родник Тепляк , берёзовая роща , речка Емашка , сельская свалка. При выборе маршрута экологической тропы мы учитывали перечисленные требования, чередовали открытые пространства с лесными тропинками, старались сделать нашу тропу интересной, информативной и привлекательной.
Мы считаем, что с поставленной задачей справились, и наша эколого-краеведческая тропа поможет учащимся поближе познакомиться с особенностями природы, узнать много нового и интересного о культуре и истории родного края, своеобразии и самобытности населения, культурного ландшафта.
Таким образом, формирование ответственного отношения учащихся к природной среде и ресурсам в процессе их обучения в школе не ограничивается только овладением системой знаний по этому кругу вопросов. Этот процесс связан с выработкой практических умений и навыков природоохранного характера, способствующих правильному поведению в реальных жизненных ситуациях, поэтому метод проектов является наиболее результативным не только в экологическом образовании и воспитании учащихся, но и в решении задач личностно-ориентированного процесса.