12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Редреева Вера Павловна203
Учитель химии и биологии высшей категории, "Отличник образования" преподаю в 5-11 классах, занимаюсь исследовательской деятельностью.
Россия, Башкирская респ., с.Емаши
Материал размещён в группе «Сельская школа»
1

Формирование экологической культуры учащихся через проектно - исследовательскую деятельность

Вопрос охраны окружающей среды и поддержание её качества на определенном уровне - один из самых актуальных в современном мире.   Процесс воспитания ответственного отношения школьников к природе включает развитие готовности и способности постоянно «открывать» и исследовать окружающую природную среду и обеспечивать реальный вклад в поддержание ее экологически благоприятного состояния.                                 

Я вовлекаю моих учащихся к исследовательской деятельности в области экологии через участие в региональных, республиканских  экологических проектах. Среди большого числа экологических проектов, в которых приняли участие мои  ученики, наиболее масштабными являются три: проект «Вторая жизнь отходов»,  проект «Благоустройство родника Тепляк»  и проект  создание эколого-краеведческой тропы «Берегите природу». Кратко остановлюсь на основном содержании проектов.

Нынешняя экологическая ситуация в селе, стихийное загрязнение больших территорий разнообразными  бытовыми отходами достигло  угрожающих масштабов. Поэтому мы выбрали  тему проекта «Вторая жизнь отходов»,  целевая установка при разработке данного проекта – это формирование у детей и молодежи нового образа мышления, когда бытовые отходы рассматриваются не как нечто, не представляющее никакой ценности, а как средство, сырье для получения новых продуктов.                                                                                                                                                                                                                                                          

В ходе данного проекта  прошел показ одежды, было изготовлено большое количество поделок, создано большое количество композиций для школьного участка, создана большая копилка идей, создана презентация. Главный результат нашего проекта - бытовые отходы нашли свое применение.       

Учащиеся 5-х классов обладают повышенной эмоциональной активностью, чуткостью, это проявляется в готовности охранять животных и растения, ухаживать за ними, но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. В таких случаях мы говорим: «Хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя оставлять мусор в местах отдыха, бросать и бить бутылки, включать громко музыку, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных и т. д. А вот вы, дети, молодцы, так не делаете». С этими учащимися мы работали над проектом «Благоустройство родника».

Родник расположен неподалёку от села Емаши, в очень живописном месте - на дне оврага, склоны которого поросли густой травой. Этот родник является местом отдыха населения и источником водоснабжения.        

Задачи проекта: изучить историю данного родника; привлечь внимание учащихся и населения к соблюдению чистоты;  благоустроить  территорию.     Мы выпустили буклет и благоустроили данный источник.                                                                                                                            

В настоящее время периодически проводиться очистка родника и близлежащей территории, ведутся наблюдения за сезонными изменениями природных условий территории родника. Около беседки мы посадили несколько саженцев сосны в память о проделанной работе. С этим проектом мы вышли на республиканский уровень.                                             

Систематическое участие учащихся во всевозможных акциях, исследованиях, конференциях, регулярные мероприятия по экономии энергии, воды, бумаги, продуктов питания, одежды, пластиковой посуды и упаковки способствует формированию экологически зрелой, ответственной личности с активной жизненной позицией.

Работа над проектом эколого-краеведческой тропы «Берегите природу» длилась целый год. В условиях сельской местности создание тропы не является таким уж трудным делом, как говориться, было бы желание… Работа по созданию тропы началась с образования инициативной группы, которая подготовила паспорт учебной экологической тропы и определила основные виды работ по её созданию. Наша тропа начинается со школьного участка и тянется  на протяжении двух километров. Рассчитана она на учащихся всех возрастов, учителей, отдыхающих граждан.                                

Какие же конкретные этапы включает наша тропа? Пришкольный участок МБОУ СОШ с. Емаши,  сосняк , родник Тепляк ,  берёзовая роща , речка Емашка , сельская свалка.  При выборе маршрута экологической тропы мы учитывали перечисленные требования, чередовали открытые пространства с лесными тропинками, старались сделать нашу тропу интересной, информативной и привлекательной.                                                                   

Мы считаем, что с поставленной задачей справились, и наша эколого-краеведческая тропа поможет учащимся поближе познакомиться с особенностями природы, узнать много нового и интересного о культуре и истории родного края, своеобразии и самобытности населения, культурного ландшафта.                                                                        

Таким образом, формирование ответственного отношения учащихся к природной среде и ресурсам в процессе их обучения в школе не ограничивается только овладением системой знаний по этому кругу вопросов. Этот процесс связан с выработкой практических умений и навыков природоохранного характера, способствующих правильному поведению в реальных жизненных ситуациях, поэтому метод проектов является наиболее результативным не только в экологическом образовании и воспитании учащихся, но и в решении задач личностно-ориентированного процесса.

Опубликовано в группе «Сельская школа»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.