Статья «Экологическая направленность географического образования»
Заточина Лариса Викторовна
муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Вязьмы Смоленской области
Экологическая направленность географического образования в условиях реализации ФГОС.
В условиях внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения школьное географическое образование становится средством подготовки выпускника к жизни, развитию его ключевых компетенций, практических умений и жизненных навыков. Оно призвано вооружить учащихся умениями пользоваться различными источниками географической информации, анализировать эту информацию, вести наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды.
В ФГОС второго поколения прописаны личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования которые должны отражать:
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Механизмом перехода к новой модели экологического образования и воспитания выступает системно - деятельностная (в отличие от "знаниевой") парадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), как средства реализации общеразвивающей и общекультурной направленности экологического образования и воспитания.
На уроках географии предусматривается формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Урочный вариативный компонент, представленный экологическими учебными модулями, практикумами, проектами, интегрированными уроками, элективными курсами, позволяет, не дублируя содержания базовых учебных предметов, расширить опыт позиционирования школьников по отношению к социально и личностно значимым экологическим проблемам. Особое место в формировании экологических знаний занимает география. География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств личности и экологического мышления. Огромное значение в повышении качества географического образования имеет умение учителя организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у него теоретических знаний.
Экологизация школьного курса географии дает возможность учителю показать причинно–следственные связи в системе «природа—человек—производство», ввести учеников в мир социальной экологии и геоэкологии; сделать обучение более занимательным; использовать проблемный метод обучения; показать возможность применения экологических знаний на практике; шире использовать накопленный краеведческий материал. Экологизация — характерная черта современного школьного образования, его ответ на насущные потребности общества. Её итогом должно быть формирование у школьников этического отношения к природе, воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма. Начинается работа на уроках естествознания в 5 классе, где учащиеся получают первые сведения о взаимодействии природы и человека, и продолжается в курсах географии 6–11 классов, происходит накопление и систематизация экологических знаний, решаются экологические проблемы разных уровней, полученные знания применяются в реальной жизни по мере возможности, а также на различных уроках. Программные практические работы по географии дополняются экологическими вопросами. В ходе работы проводимой на уроках или практических занятиях следует решать некоторые задачи: научить вести экологические наблюдения в природе; лучше узнать свой край; отработать правила личного природоохранного поведения; применять теоретические знания на практике.
В стандарте основной школы (5–9 классы) – предусмотрена Программа развития универсальных учебных действий; Программа социализации и воспитания, одно из трех направлений которой – формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно–практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников. Внеурочный компонент является обязательной составной частью экологического образования и воспитания основной образовательной программы образовательного учреждения. Основные виды внеурочной деятельности: исследовательская, организационно–коммуникативная, рефлексивно–оценочная, креативная, личностно и социально значимого проектирования, учебного и социального позиционирования, профильной, трудовой и профессиональной ориентации.
На уроках и во внеурочной деятельности обучающиеся вовлекаются в интерактивные формы деятельности, экологический мониторинг, экологический практикум, экологический проект, ролевую игру, дискуссию, эколого–психологический тренинг, микроисследования. Непредсказуемость ситуаций, в которых выученные алгоритмы действия в готовом виде неприменимы, каждый раз ставит обучающегося перед необходимостью их новой комбинации, модификации, разноцелевого использования. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новыми знаниями, новым видом деятельности.
Вся проводимая работа позволяет сформировать у учащихся систему экологических знаний, показать пути и возможности их практического применения. В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.
Значение внеклассных занятий, какую бы форму они ни принимали, трудно переоценить и в образовательном и в воспитательном отношении. Внеклассная форма занятий открывает широкие возможности как для проявления педагогической творческой инициативы учителя, так и для многообразной познавательной деятельности учащихся и, главное, их воспитания. В процессе внеклассной работы появляется возможность максимально приблизить к жизни теоретический материал, изучаемый на уроках, учесть разносторонние интересы школьников, перейти на индивидуальные формы обучения. В процессе осуществления внеклассной работы дети тесно общаются с живой природой, добиваются результатов собственным трудом, и это не может не оказывать на них огромного воспитывающего влияния. В силу своей вариативности, являясь «зоной свободного выбора», внеклассная работа учитывает потребности и интересы школьников, способствует реализации творческого потенциала личности, влияет на формирование ценностных ориентаций. Внеклассная работа должна строиться с учетом следующих методических умений:
- использование личностно–деятельностного подхода, при котором ученик является активным участником внеклассных занятий, вовлекается в обсуждение проблемных ситуаций;
- обязательное использование игровых форм и методов;
- подбор материалов, раскрывающих красоты родной природы, сообщение удивительных фактов из жизни растений и животных, позитивных примеров воздействия человека на природу;
- организация таких знаний для учащихся, при которых они обсуждают примеры неправильного поведения человека в природе, составляют свои правила, разбирают «невыдуманные истории», которые заранее подбирает учитель с тем, чтобы вызвать в душах детей соответствующий эмоциональный отклик;
- участие самих учащихся в экологических кампаниях.
В нашей школе создана система непрерывного экологического образования и воспитания, которая позволяет сформировать у обучающихся нравственно–личностную установку на природу как универсальную ценность, воспитать эмоциональное отношение к экологическим проблемам и развивать природоохранную активность обучающихся.
Учащиеся 5-11 классов участвуют в акциях: Мой город чистый, Мой зеленый школьный двор, сбор батареек, Покормите птиц зимой, Скворечник, Кормушка, выставка поделок из природного материала «Природа и фантазия», туристические походы и экскурсии : акция Здоровое поколение, Спорт вместо наркотиков, Всероссийский день здоровья, военно–спортивная игра Зарница, конкурс фотографий «В гармонии с природой», конкурс творческих работ «Экология родного края-экологический ролик, экологических квестах.
В школе ведется кружковая работа по экологическому воспитанию обучающихся: «Экология без границ».
Неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования является практическая природоохранная деятельность. Это направление реализуется через проведение различных природоохранных операций, конкурсов, акций, работу экологических отрядов и лагерей.
Преподавание географии в условиях внедрения ФГОС второго поколения в общеобразовательной школе должно быть подчинено главной задаче – развитию личности учащегося с учетом его интересов и возможностей.
Литература.
1. Галеева А.М. Педагогические основы системы социально-экологического образования и воспитания // Проблемы социальной экологии. М., 1991.
2. Мамедов Н.М. Глазачев С.Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества// Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр./Под ред. проф. С.Н. Глазачева. – Волгоград: Перемена, 1996
3. Методические рекомендации по реализации экологического образования в Федеральных Государственных стандартах второго поколения. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю.М.: Образование и экология, 2011.
4. Примерные программы по учебным предметам. География. 5—9 классы: проект. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011. — 75 с. — (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023258-6.
5. Экологическое образование школьников //под ред. Зверева И.Д., И.Т. Суравегиной. М., 1983.