Лэпбук «В гостях у звуков [К], [Кь] и буквы К»
«Лучшая разработка дидактического средства развития ребёнка
в технологии «Лэпбук».
ФИО педагога: Анисимова Мария Сергеевна
МБДОУ детский сад №1 «Светлячок».
«Лэпбук «В гостях у звуков [К], [Кь] и буквы К» - это учебно-дидактическое пособие, которое является интересным материалом для автоматизации звуков [к ] и [кь] у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома.
Материал можно использовать как во время индивидуальной деятельности, так и в подгрупповой коррекционной образовательной деятельности.
Целевая аудитория: дети 5-7 лет с речевыми нарушениями.
Методические рекомендации для педагогов при работе с лэпбуком
«В гостях у звуков [к],[кь] и буквы К».
Описание пособия.
В соответствии с ФГОС ДО, выделяются несколько направлений развития и образования детей. При реализации образовательной области «Речевое развитие» основной задачей становится коррекция речевых нарушений дошкольников. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям мною был разработан звуковой лэпбук.
Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет ОВЗ и может быть использовано в разных вариантах:
- как наглядный материал в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекционной ООД;
- в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого звука (по заданию логопеда).
Цель: в игровой форме автоматизировать звуки [к] и [кь] изолированно, в прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, в словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах, загадках, связной речи.
Задачи, реализуемые в процессе использования учебно - дидактического пособия «Лэпбук «В гостях у звуков [к], [кь] и буквы К»:
Способствовать речевому развитию детей:
- закрепить правильное произношение звуков [к], [кь] изолированно, в слогах, словах, в словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах, загадках, связной речи.
- расширить, обогатить и активизировать словарь детей;
- развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа, творческие способности дошкольников;
- развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада.
В Лэпбуке представлены игры и речевой материал по автоматизации звуков [к], [кь].
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения, как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Лэпбук - это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие. В нем представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звуков [к] и [кь], но и задания на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, лексико-грамматической стороны и связной речи. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, воображения, внимания, мелкой моторики.
Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа: умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво. Возникает необходимость разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Исходя из вышеизложенного, данное учебно – дидактическое пособие позволяет логопеду совместно с воспитателями и детьми творчески подойти к автоматизации поставленных звуков.
Содержание лэпбука
Содержание пособия включает задания на автоматизацию звука «к» и «кь».
Ребенок попадает в страну Звуколяндию и его встречают два эльфа – хранители звуков «к» и «кь». Эльфы объясняют (от лица педагога) в чем отличие звука от буквы. Даны профили звуков. Объясняется артикуляция этих звуков.
1. Артикуляционная гимнастика в картинках ( вращающийся полукруг со стрелочкой).
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звуков.
2. Игра «Весёлые лабиринты».
Цели:
1. Автоматизация звуков речи.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие познавательного интереса.
Задачи:
1. Развивать речеслуховое внимание.
2. Автоматизация изолированного звука [к] и в слогах .
3. Развивать сообразительность, сосредоточенность, желание доводить начатое до конца.
4. Развивать умение внимательно слушать педагога.
3. Игры со слогами.
Цель: автоматизировать произношение звука «к» и «кь» в слогах.
«Карлсон и конфеты»
«Накорми курицу»
«Путешествие в космос».
«Веселые карандашики».
4.Игры со звуками [к]и [кь].
Автоматизация звуков в словах, развитие фонематического слуха, дифференциация изучаемых звуков.
Фигурный конверт «Ромашка» - «Правильно назови картинки с изучаемыми звуками.
«Клоун Клёпа учится жонглировать».
«Звуковые дорожки» - гармошки.
Игра – лото «Звуковые домики».
Цель игры:
Автоматизация звука /к/ и /кь/ в словах, закрепить у детей умение дифференцировать звуки [К]-[Кь], закреплять связь звука и буквы.
Описание. Игра выполнена в виде лото: в центре находятся домик с зеленой или синей крышей, где живут звуки /к/ и /кь/. Ребенок берет картинки, определяет, какой звук слышится в названии картинки [к] или [кь] и подставляет картинку к домикам звуков. Если звук мягкий, то подставляет картинки к домику с зеленой крышей – в этом домике живет мягкий звук /кь/, а если твердый, то к домику с синей крышей.
Игра «Где спрятались звуки /к/ и /кь/ в словах?».
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи:
1. Учить детей определять место звуков «к» и «кь» в словах.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук, что способствует развитию речи.
3. Совершенствование слухо-произносительной стороны речи.
4. Воспитывать культуру общения, желание произносить звуки правильно, исправлять ошибки.
5. Автоматизация звуков /к/ и /кь/ в словах.
«Назови картинки и посчитай их.
Цель: Автоматизировать звуки /к/ и /кь/ в словах, согласование числительных с существительными.
«Бродилки»
Цель: Автоматизировать звуки /к/ и /кь/ в словах, развитие мелкой моторики.
Игра «Доскажи словечко».
Цель: развитие внимания, памяти, автоматизация звуков /к/ и /кь/ в словах.
Ребенок должны досказать слово в конце стихотворной строки, проговаривая изучаемые звуки.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: Автоматизировать звуки /к/ и /кь/ в словах, обогащение словаря ребенка по лексическим темам: « Овощи», «Ягоды», «Дикие животные», «Фрукты», «Цветы».
Игра «Собери капитана в плавание».
Цель: Автоматизация звуков /к/ и /кь/ в словах, словосочетаниях и предложениях, закрепление в речи ребенка предлогов.
Ход игры: назови картинки. Давай соберем капитана в далекое плавание. Что мы ему дадим? У капитана конфета. У капитана сок. У капитана миска и т.д.
Словосочетания и предложения.
Цель: автоматизировать звуки /к/ и /кь/ в словосочетаниях и предложениях.
Игра «Повтори словосочетание и предложение»
Ребенок должен повторить словосочетания и предложения, четко произнеся звуки [к] и [кь].
Игра «Рассмотри картинку и составь предложение»
Ребенку предлагается рассмотреть картинку и составить по ней предложение.
Игра «Замени картинку словом».
Ребенок повторяет словосочетание или предложение, заменяя картинку словом.
Игра «Найди отличия»
Цель:
Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.), автоматизация звуков.
Задачи игры:
• Развитие мышления, умения анализировать предметы и явления.
• Обогащение словарного запаса, расширение кругозора.
•Развитие наблюдательности и сообразительности.
Игра «Что перепутал художник?»
Цель игры: Обогатить и закрепить словарный запас, автоматизация звуков /к/ и /кь/. развить внимание и логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора.
Ход игры: определить, что на картинке изображено неправильно, обосновать свой выбор.
Автоматизация звуков в чистоговорках.
Чистоговорки с картинками представлены в виде гармошек и конверт с чистоговорками для закрепления звуков /к/ и /кь/. Конверт – «Ромашка» с чистоговорками с картинками.
Развитие связной речи
Игра «Повтори и обведи»
Цель: Развитие мелкой моторики, автоматизация звуков.
Игра «Что сначала, что потом».
Цель: Учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.
Задачи: Учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.
Набор включает серию картинок с изображением простых бытовых сюжетов. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках. Материал может быть использован для усвоения предложно-падежных конструкций.
Игры «Составь рассказ», «Расскажи историю».
Цель: Развивать умение понимать подтекст изображенного на картинке сюжета, выделять неочевидные, но определяющие ситуацию признаки изображений. Развивать связную речь и автоматизировать звуки /к/ и /кь/. Набор материалов включает сюжетные картинки. Ребёнок должен понять сюжет и изложить его на доступном ему уровне.
Автоматизация звуков /к/ и /кь / в связной речи.
«Загадки», фигурные конверты с загадками и стихами на изучаемые звуки.
Задания на изучение буквы К.
Дидактическая игра «Собери букву» - автоматизация звуков, развитие мелкой моторики и обогащение словарного запаса ребенка.
Задания «Обведи, заштрихуй букву» - развитие мелкой моторики и закрепление знаний о букве К.
Игра «Раскрась картинки»
Цель: учить согласованию существительных с прилагательными, развитие мелкой моторики, развитие связной речи, автоматизация звуков /к/ и /кь/.
Заключение
Результатом использования учебно-дидактического пособия является осмысление ребенком с речевым нарушением необходимости правильного произношения звуков «к» и «кь» в речи. Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способом подачи всей имеющейся информации в компактной форме.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проведённая работа с лэпбуком, внесет много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:
1. Объединит детей, родителей и педагогов, то есть будет социально направлена.
2. У детей будет успешнее происходить процесс автоматизации звуков. Они научатся находить информацию самостоятельно.
3. У детей развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.
4. Все игры в лэпбуке способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи.