Лэпбук «Звуки-буквы»

5
2
Материал опубликован 17 May 2019 в группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Ныробский детский сад»

 

Презентация интерактивной папки Лепбук:

«Звуки-Буквы», как новой формы работы

по развитию речи детей.
 

Подготовила и провела:

Учитель-логопед

1 квалификационной категории:

Ласкина М.П.

 

 

 

 

 

 


 


 

 

Лэпбук: «Звуки-Буквы», как новая форма работы

по развитию речи детей.

 

Вопрос о повышении эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, остается актуальным. У детей, нуждающихся в логопедической помощи, есть особые образовательные потребности, нужно начать коррекционную работу как можно раньше, и использовать специальные методы, приемы, средства коррекции.

Самый тяжёлый для ребёнка этап вызывания звука позади. Впереди его ждёт более длительный этап автоматизации этого звука в слогах, словах, предложениях, связной речи и наконец, введение звука в разговорную речь. Моя задача как логопеда, быстрее автоматизировать звук в речи ребёнка. Сделать это возможно лишь в том случае, когда ребёнку интересно, он увлечён и активно работает на занятии.

     Я решила оформить игры и речевой материал по закреплению звука, в виде новой интерактивной папки Лэпбук.

Лэпбук - это самодельная книжка - раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, конвертами. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом готовый лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап работы над звуком, которую ребенок проделал по теме. На каждом этапе работы, по моему заданию дети вместе с родителями делают кармашки для игр, подбирают игры, загадки, скороговорки, картинки Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

Вашему вниманию предлагаю интерактивную папку Лэпбук «Звуки-Буквы»

Цель: Познакомить детей с новым пособием «Лэпбук».

Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах.

 

Лэпбук «Звуки-буквы» состоит из 7 конвертов с заданиями:

 

«Наш гость - звук…» (размещается буква обозначающая звук).

«Весёлая гимнастика» (картинки-упражнения артикуляционной гимнастики)

«Игры» на автоматизацию заданного звука в словах, словосочетаниях. «Игры» на развитие фонематического слуха, памяти, внимания).

4. «Чистоговорки» (на автоматизацию звука в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию).

5. «Пословицы-Поговорки» (на автоматизацию звука в тексте; развивать темп, ритм, чёткость и громкость произношения; слуховую память, контроль над звукопроизношением).

6. «Картинки» (на заданный звук, в начале, в середине, в конце слова).

7. «Сделай букву сам» (игры на закрепление зрительного образа буквы, на развитие пространственных представлений и мелкой моторики рук).

 

Работа с лэпбуками помогает систематизировать материал по какой-либо теме (звуковой, лексической, грамматической), помогает детям усваивать знания в игровой форме. А рассматривание папки в дальнейшем позволит ребёнку быстро освежить в памяти пройденную тему.


 

Игры:

1. «Как ветерок путешествует?»

Цель: закрепить артикуляцию звука [Ш] с опорой на зрительный анализатор и кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата.

Ребёнку предлагается сделать вдох через нос, а на выдохе сказать звук [Ш]. Какие препятствия встречает ветерок на своём пути? Проверь, дрожат ли голосовые связки, для этого приложи руку к горлу. Что делает язык? На что он стал похож? Есть ли щель между зубами? Что делают губы? Приблизь ладонь ко рту, почувствуй струю воздуха. Это ветерок вернулся из путешествия.

 

2. «Звукоподражания»

Цель: автоматизировать изолированный звук [Ш].

Ребёнку предлагается показать, как шипит гусь, как «шипит» проколотая шина, как шипит змея. Произнесение звука ребёнком сопровождается движением пальцев. Например, эта змея очень добрая, погладь её по спинке и пошипи: «ш-ш-ш».
 

3. «Собери звёзды»

Цель: формировать умение давать характеристику звуку [Ш].

Ребёнок рассматривает звёзды и говорит, что означают изображённые символы: красный круг – гласный звук, синий круг – твёрдый согласный, зелёный круг – мягкий согласный, камень – твёрдый звук, вата – мягкий звук, колокольчик – звонкий звук, колокольчик зачёркнут – глухой звук. Затем ребёнок подбирает звёзды для звука [Ш], даёт ему характеристику: согласный, твёрдый, глухой.

 

4. «Игры со слогами»

Цель: автоматизировать произношение звука [Ш] в слогах.

 

1) «Осенние листья»

Послушай, как шуршат осенние листья. Прошурши вместе с ними. Далее вслед за взрослым ребёнок повторяет слоги, показывая листья: ша, шо, шу, ши. Помоги листьям составить осеннюю песню: ша-шо, шу-ши, ша-шу, шо-ши, ша-шу-шо, ши-шу-ша и т.д.

 

2) «Отпусти воздушный шарик»

Давай отпустим воздушные шарики в полёт! Далее ребёнок повторят за взрослым слог, показывает шарик: аш, ош, уш, ыш. Угадай, какие шарики летят рядом: аш-ош, уш-ыш, ош-уш, ыш-аш, аш-уш-ош, аш-ош-ыш и так далее.

 

5. «Игры со словами»

Цель: автоматизировать произношение звука [Ш] в словах; развивать обобщающую функцию речи, грамматику, фонематический слух, обогащать словарный запас.
 

1) «Наведи порядок»

Разложи картинки по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом. Если ребёнок затрудняется, то ему предлагается собрать всё, что можно положить в шкаф (шапка, шуба, штаны, шаль и т.д.); чем можно играть (матрёшка, машинка, шарик и т.д.); что можно найти на кухонной полке (ложка, чашка, кувшин и т.д.).

 

2) «Волшебные очки»

Ребёнку предлагается сделать из пальцев очки и сказать какие-либо волшебные слова, например, «Киглики - миглики, шаранды - баранды» или «абра-кадабра», а затем ребёнок подносит «очки» к глазам и называет по картинкам не один предмет, а много: бабушка-бабушки, мешок-мешки и т.д. В это время взрослый переворачивает картинку, и ребёнок видит много предметов.

 

3) «Подбери слова к слогам»

Ребёнку нужно найти картинки, в которых есть слог ша, шо, шу, ши, шка, шок, шта и др. Затем повторить слог и слово: ша – шапка, шо – шорты, шу – шуба, ши – кувшин, шка – бабушка и т.д.

 

4) «Так говорят?»

Ребёнок прослушивает словосочетание или предложение, а затем исправляет и повторяет его правильно. Например, «шапкина Аня, бабушкин фартук, машинкин Миша. Письмо пишет дедушку. На шубу вешают вешалку. В картошку положили мешок» и др. Затем ребёнок сам придумывает предложения по картинкам. Шуточные предложения приветствуются.

 

5) «Улитка»

Цель: формировать навыки звукового анализа.

Ребёнок достаёт картинки из кармашка «Игры со словами», называет слова, выделяя звук Ш. Затем определяет позицию звука [Ш], передвигая улитку в начало, в середину или в конец дорожки.

 

6) «Лабиринт»

Цель: закрепить произношение звука [Ш] в словах и словосочетаниях, учить ориентироваться на листе бумаги, употреблять слова с пространственным значением (направо, налево, вверх).

    

а) «Лабиринт с проговариванием». Ребёнок при движении по лабиринту называет картинки и указывает направление следующего хода: уши – направо, мыши – направо, камыши – вверх и т.д. Для передвижения по клеткам ребёнок использует какую-либо игрушку. Если игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, то ребёнок придумывает слово со звуком [Ш].

б)  «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови слово. Образец: яркая, заметная... — афиша и т.д. А теперь ты загадай мне загадку. Ребёнок подбирает признаки к предмету, взрослый угадывает предмет, а затем ребёнок произносит словосочетание: «Да. Каша вкусная, пшеничная»

в) «Фотограф». С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой лабиринт и назови эти картинки.

 

6. «Посмотри и назови»

Цель: автоматизировать звук [Ш] в словах, предложно-падежных конструкциях, формировать фонетические представления с опорой на картинки.

 

Ребёнку предлагается найти на картинке слова со звуком [Ш]. А теперь будь внимателен и ответь на вопросы:

             Где кошка? (кошка под шляпой)

             Где шляпа? (шляпа на кошке);

             Где шапка и шахматы?

             Где мячик?

             Где цветок?

Придумай свои слова со звуком [Ш].

                                                            

7. «Игры с буквой»

Цель: закрепить зрительный образ буквы Ш, дифференцировать понятия «звук» и «буква», способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики.

                                       

 1)«Сделай букву сам».

Прослушай стишок и сделай букву Ш из полосок бумаги или из палочек.

Одна палочка лежит,

Три на ней стоят –

Это буква Ш

Смотрит на ребят.

Обведи букву Ш пальчиком и повтори стишок.

 

2)«Зоркий глаз»

Внимательно посмотри на буквы и найди среди них букву Ш.

 

3)«Карандаш - помощник»

Соедини точки так, чтобы получилась буква Ш. Карандаш тебе поможет. Сколько букв Ш получилось?

 

4)«Прятки»

Цель: закрепить навыки звукового анализа слова, способствовать формированию зрительного восприятия.

Ребёнок рассматривает картинку и угадывает, что за предмет спрятался за буквой Ш. Затем ребёнок называет звуки по порядку, которые «спрятались» в слове шапка и раскрашивает квадратики в соответствующий цвет. В итоге ребёнок говорит, сколько всего звуков в слове шапка, сколько гласных, сколько согласных, какой по счёту звук [Ш] в слове.
 

8. «Скороговорки»

Цель: автоматизировать звук [Ш] в скороговорках; развивать темп, ритм, чёткость и громкость произношения; слуховую память, контроль над звукопроизношением.
 

9. «Чистоговорки и стихи»

Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением.
 

10. «Собери пазлы, придумай рассказ»

Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи, способствовать развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки и мелкой моторики.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Срочно беру себе на заметку! Полезно и интересно)))

17 May 2019

Спасибо

19 May 2019