Любовная лирика А.С.Пушкина.
Методическая разработка урока по литературе с использованием современных образовательных технологий
Любовная лирика А.С. Пушкина
Любви все возрасты покорны,
Её порывы благотворны…
А.С. Пушкин
Цели урока:
1. обучающая: познакомить учащихся с темой любви в любовной лирике Пушкина; рассмотреть женские образы, одухотворенные любовью поэта; показать поэтическое мастерство поэта; закрепить и совершенствовать умения и навыки учащихся как исследование и анализ лирического произведения; выяснить при чтении стихов наизусть степень понимания смысла и восприятия прочитанного стихотворения;
2. развивающая: развивать умение анализировать стихотворный текст с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции и выразительно его читать; сопоставлять факты биографии со смысловыми особенностями стихотворения;
3. воспитывающая: воспитание высоких нравственных и эстетических идеалов; стремление к вдумчивому чтению и осмысленному пониманию стихотворного текста.
Оборудование: доска, учебник, презентация, рабочие листы, словарь С.И.Ожегова сборник стихотворений А.С. Пушкина.
Основные стихотворения любовной лирики: «Я помню чудное мгновенье…», «Мадонна», «Храни меня, мой талисман...», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Сожженное письмо».
План урока:
I. Оргмомент.
II. Повторение изученного материала, проверка домашнего задания:
проверка конспектов анализа стихотворения «К морю»;
5 минут поэзии (чтение наизусть «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», стихотворение на тему природы);
III. Вступительное слово учителя о теме любви в лирике А.С. Пушкина (запись в тетради стихотворений). Работа над лексическим значением слова «любовь».
IV. Рассказ учителя о первой любви Пушкина Е.П. Бакуниной.
V. Знакомство Пушкина с Е.К. Воронцовой.
Выразительное чтение стихотворения «Храни меня, мой талисман...» – выявление первоначального восприятия стихотворения. Работа учителя с классом: беседа по стихотворению с целью выяснения восприятия стихотворения.
VI. Знакомство Пушкина с А.П. Керн.
Выразительное чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» – выявление первоначального восприятия стихотворения. Анализ прочитанного стихотворения.
Романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье...» – история создания романса.
VII. Знакомство Пушкина с Н.Н. Гончаровой.
Выразительное чтение стихотворений: «Мадонна» – выявление первоначального восприятия стихотворения. Краткий разбор стихотворения.
VIII. Выводы по уроку.
IX. Домашнее задание.
Ход урока:
I. – Здравствуйте, ребята!
II. – На прошлом уроке мы говорили с вами о теме природы в лирике А.С. Пушкина. Давайте с вами вспомним, в каких стихотворениях Пушкина наиболее ярко прослеживается тема природы (Стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Осень» , «К морю»).
– На прошлом уроке вы прослушали аудиозапись – чтение стихотворения «К морю» и вашим домашним заданием было проанализировать это стихотворение. Давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием. Ответьте на мои вопросы:
В каком году было написано стихотворение «К морю»? (1824г. – во время южной ссылки)
С чем прощался Пушкин в этом стихотворении? (Пушкин прощался в нем с югом, морем, романтизмом)
Символом чего для Пушкина являлось море? (Море для него символ свободы, символ безбрежной, вольной стихии, родственной его духу).
Каким, по мнению Пушкина, может быть море? (Образ моря прекрасен и величественен. Оно может быть ласковым и губительным, шум его – «грустным» и «призывным». Стихия не терпит никакого внешнего принуждения).
С кем можно сравнить море? (Человеку тоже присущи «гордая краса» и «своенравные порывы». Оно сродни вольному духу человека).
О каких двух великих исторических личностях упоминает поэт в своем стихотворении? (Наполеон и английский поэт-романтик Байрон).
Кто в стихотворении выступает как романтик, личность, наделенная свободной волей? (Сам поэт).
– А сейчас давайте завершим с вами разговор о теме природы в лирике А.С. Пушкина чтением стихотворений наизусть (у доски несколько учащихся читают наизусть стихи).
III. Вступительное слово учителя о теме любви в лирике А.С. Пушкина: А.С.Пушкина часто называют «солнцем нашей поэзии». Сегодня на уроке речь пойдёт о том, что движет это солнце. Что же? Обратите внимание на эпиграф. «Любви все возрасты покорны, Её порывы благотворны…» – утверждал поэт. Ответ прост. Любовь – вот что движет пером Пушкина. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все его силы, вдохновляет на самые лучшие поступки, будоражит творческое воображение. Не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сёстры. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая, правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел женщин (запись в тетради стихотворений о любви).
Работа над лексическим значением слова «ЛЮБОВЬ»
Запишите к слову «любовь» синонимы, слова ассоциации.
Составьте синквейн «Любовь»
Как вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?
Сформулируйте определение.
Сравните с толковым словарем .
АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА
IV. – Итак, начнем знакомство с первой любви Пушкина – Екатериной Павловной Бакуниной. «Екатерина Павловна Бакунина училась живописи у Александра Брюллова. Сохранившиеся акварельные портреты свидетельствуют о ее незаурядном таланте. Она была предметом первого юношеского увлечения. Е.П. Бакунина – сестра лицейского товарища Пушкина. Она бывала на лицейских балах, подолгу жила в Царском Селе. С нежностью вспоминал о ней поэт многие годы спустя в черновых строфах 8 главы «Евгения Онегина». В 1834 году она вышла замуж за знакомца Пушкина, двоюродного брата А.П. Керн, А.А. Полторацкого». Вот строки А.С. Пушкина из дневниковой записи, сделанной 29.11.1815 г.: «…Я счастлив был! … нет, я вчера не был счастлив, поутру я мучился ожиданием с неожиданным волнением, стоя у окошка, смотрел я на снежную дорогу – её не было видно. Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута. Как чёрное платье пристало милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив – 5 минут».
V. – Следующее знакомство Пушкина было с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. «Она была женой новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова. В его подчинении находился Пушкин в Одессе. Современники говорят о ней как о женщине умной, тонкой, обольстительной. «Собственно красавицей она никогда не была, но никакая красавица не смогла бы с ней сравниться», – писал В.А. Сологуб. Чувство Пушкина к Елизавете Ксаверьевне оставило глубокий след в душе поэта. Оно запечатлено во многих обращенных к Воронцовой в стихах. Уезжая из Одессы, Пушкин получил от неё перстень-талисман, которым очень дорожил и с которым не расставался. Сестра Пушкина вспоминала, что, когда в Михайловское приходило из Одессы письмо с печатью, украшенной такими же знаками, какие находились на перстне её брата, Александр запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал».
– Выразительное чтение стихотворения «Храни меня, мой талисман...».
План – ответ:
1.Тема. Ушедшая любовь, оставившая приятное воспоминание в душе поэта.
2. Идея. Обращение к талисману как к чему-то дорогому, близкому, святому.
3.Эмоциональная окраска. Грусть, надежда на спасение в талисмане.
4. Построение стихотворения.
- Словесные образы:
Лирический герой со своими переживаниями, воспоминаниями. Образ талисмана, как что-то понимающее состояние героя, готового его оберегать на протяжении всей его жизни.
- Изобразительные средства:
Метафора. Подымет океан, души светило сокрылось, изменило
- Речевые особенности:
Эпитеты. Пламенный бой, сладостный обман, волшебное светило, сердечные раны.
- Обращение. Храни меня, мой талисман.
Спи, желанье.
Прощай, надежда.
Употребление обращений говорит о том, что душа волнуется, ищет какого-то спасения, покоя, умиротворения.
VI. Знакомство Пушкина с Анной Петровной Керн. «В 1819 году Пушкин с ней встретился в доме Оленина, президента Академии художеств. В июне 1825 года Анна приезжала в Тригорское к своей тетушке. Она пробыла здесь до 19 июля. Незадолго до ее отъезда Пушкин написал обращенное к ней стихотворение «К ***» (« Я помню чудное мгновенье»). А.П. Керн – живая, красивая и обаятельная женщина, была дружна со многими замечательными людьми своего времени: А.А. Дельвигом, М.И.Глинкой. По ее словам, Анна Петровна с жадностью читала « Кавказского пленника», « Бахчисарайский фонтан», «Евгения Онегина». Личная жизнь Анны Петровны Керн сложилась неудачно. Ее детство было омрачено взбалмошным и деспотичным отцом Петром Марковичем Полторацким. По его настоянию она была 17 лет выдана замуж за 52-х летнего бригадного генерала Е.Ф. Керна – грубого, малообразованного солдафона, во многом похожего на грибоедовского Скалозуба. Вскоре она оставила мужа и лишь после его смерти в 1841 году связала свою судьбу с человеком, которого любила. Была счастлива, хотя и жила в бедности. Похоронена Анна Петровна в десяти верстах от города Торжка Калининской области на живописном погосте Прутня. Ее могила всегда украшена цветами».
– Выразительное чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» – выявление первоначального восприятия стихотворения.
План – ответ:
1. Тема. Любовная тематика подчинена философско-психологической. Разное состояние внутреннего мира героев.
2. Идея. Показать образ любимой как что-то божественное, возвышенное, прекрасное, навсегда оставившее след в душе поэта (Перед выяснением идеи стихотворения учителем озвучиваются существующие три точки зрения на идею данного произведения):
1-я. Традиционная. «Это стихотворение гимн любви, пробуждающей человека к жизни, активному ее восприятию, творчеству».
2-я. А.И Белецкий. «Любовная тематика явна подчинена другой философско-психологической. Основной ее темой является тема о разных состояниях внутреннего мира поэта. 1-й этап состояния: Красота, врезавшаяся в его душевную память. 2-й этап: Момент душевного угнетения, воспоминание утрачено. Эта утрата привела к увяданию, изъяв из жизни остальное, в чем жизнь заключается – радость творчества. 3-й этап: Ощущение эстетической ценности жизненных явлений вновь пробудилось в сознании. Душа ликует от того, что утраченная радость творчества стала для него доступнее».
3-я. Пушкинист Б.В. Томашевский «Основная тема – любовь, ибо оно адресовано конкретной женщине, хотя изображаемой в отвлеченном, идеальном образе. Пушкин не изображает любовь, как причину жизненного пробуждения. Чувство прилива жизненных и творческих сил он ощутил независимо от встреч с Керн.
Это стихотворение стоит особняком в любовной лирике Пушкина. Стихотворение выражает сложное чувство: восхищение красотой – возвышенной, одухотворяющей преклонение перед красотой, благодарность за душевное и творческое возрождение (не столько женщине, сколько красоте). Здесь звучит поклонение женщине как некоему идеалу (хотя стихотворение имеет конкретное посвящение), с которым связано творческое воскресение).
3. Эмоциональная окраска. Пробуждение души, радость от встречи с « мимолетным виденьем».
4. Построение стихотворения.
- Словесные образы:
Идеализированный образ любимой, чистый, светлый, нежный
- Изобразительные средства:
Метафора: Душе настало пробужденье,
Сердце бьется в упоенье,
Воскресли божество, вдохновенье, жизнь, слезы, любовь.
- Речевые особенности:
Эпитеты. Чудное мгновенье, мимолетное виденье, грусть безнадежная, голос нежный, гений чистой красоты.
Некоторые группы слов объединены религиозной тематикой: Чудное, виденье, гений, божество, душа, небесное, пробужденье.
5.Объяснение значений слов. «Гений» - олицетворение, проявление чего- либо. «Гений» - дух, покровитель человека (из древнеримской мифологии). Думается, что перед ним предстал гений-покровитель его творчества. Покровитель этот-гений чистой красоты. «Небесный» - божественный, ангельский (После выполнения заданий учащимся предлагается высказать свое мнение на поднятые в стихотворении проблемы, например «тема радости встречи и горечи расставания». Высказать собственное мнение, обосновать его). Звучит романс М. Глинки («Я помню чудное мгновенье...»).
История создания романса. Романс – это музыкальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Содержание и музыкальная выразительность романса обычно сложнее, чем в песнях. Тексты романсов разнообразны. Большое развитие романс получил в 19-20 веках.
Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (1804-1857) был современником Пушкина, с которым познакомился ещё в годы учения в благородном пансионе для детей дворян в Петербурге. Но как Глинка «нашёл пушкинский стих»? С композитором Глинкой Анна Керн познакомилась в 1826 году. А в зиму 1828-1829 года все они: Пушкин, Глинка, Анна Керн – часто встречались у Олениных, у Дельвига, у пианистки Марии Шимановской…Судьбе было угодно, чтобы композитор, брак которого был неудачен (жена Глинки ко всем прочим недостаткам обладала ещё ненавистью к музыке), полюбил столь же сильной любовью дочь, какой поэт любил мать – Анну Керн. Катенька Керн отвечала ему взаимностью. Она превосходно знала музыку, обнаружила тонкую, глубокую натуру и вдохновила композитора на создание замечательного романса, который впервые был исполнен в 1830 году в присутствии поэта и А.П.Керн, а в печати появился только спустя 9 лет, в 1839 году.
Слово учителя: «Композиция стихотворения несложная: 1 часть – прошлое о «чудном мгновении»; 2 часть – вычеркнутые из жизни дни «без божества, без вдохновенья…»; 3 часть – пробуждение души. Глинка переложил это стихотворение на музыку. И в музыке Глинки, и в стихотворении Пушкина одна и та же мысль – любовь прекрасна!!!».
VII. Знакомство Пушкина с Натальей Николаевной Гончаровой.
«Жена Пушкина, урожденная Гончарова. Впервые Пушкин увидел ее зимой (1828-1829гг) на одном из московских балов. «Когда я увидел ее в первый раз, - писал поэт, - красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение». К жене обращено много стихотворений: «Мадонна», «Пора, мой друг, пора». Наталье Николаевне Гончаровой минуло только 16 лет, когда она впервые встретилась с Пушкиным на одном из балов в Москве зимой 1829 года.
Наталья Николаевна была скромна до болезненности: при первом знакомстве с поэтом его знаменитость, властность не только сконфузили, а как-то даже придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта восторженная скромность только возвысила ее в глазах поэта.
Наталья была действительно прекрасна. Все в ней было удивительно хорошо и проникнуто глубокой порядочностью. Все было без всякой фальши. Вскоре Пушкин сделал ей предложение, но получил неопределенный ответ; ему напрямик не отказали, но велели повременить, так как дочь еще слишком молода. Отчаявшись, Пушкин в ту же ночь, в мае 1829 года, уехал в действующую армию на Кавказ, где шла война России с Турцией.
Вернувшись в сентябре, Пушкин спешит к Гончаровой, но Наталья принимает его холодно и безразлично, так что поэт, потеряв всякую надежду, отправляется в Петербург.
В марте он едет в Москву, а в апреле 1830 года вновь делает предложение и на этот раз получает согласие родителей. 6 мая состоялась помолвка.
Пушкин пережил много месяцев ожидания. Свадьба откладывалась то из-за отсутствия приданного, то из-за неустроенности его материальных дел, по которым он ездил в Болдино, то из-за вспыхнувшей холеры, задержавшей его возвращение в Москву. И только 18 февраля 1831 года состоялось венчание Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой. После гибели Пушкина она уехала с 4-мя детьми к брату, где прожила 2 года. В1844 году вторично вышла замуж за П.П.Ланского.
– Выразительное чтение стихотворений: «Мадонна».
– Обратите внимание на форму этого стихотворения. (Количество строф, рифмовка – это сонет). Вспомните, что это за жанр?
– Главные в смысловом отношении слова поэты обычно выносят в конец строки и закрепляют их с помощью рифмы. Найдите главные слова во втором трёхстишии. (Творец, образец, Мадонна).
– Мадонной католики называют Богородицу. Данное стихотворение дало повод для обвинения поэта в кощунстве. Почему Пушкин так называет свою возлюбленную?
– Какую цель ставил перед собой поэт, обожествляя любимую?
– Как выражает поэт свой идеал счастья в стихотворении «Мадонна»?
Слово учителя: И современники, и потомки до сих пор ведут споры о роли Н.Н.Гончаровой в жизни А.С.Пушкина: её обвиняют и оправдывают, упрекают и защищают, видят в ней то «погубительницу», то ангела-хранителя. Где же можно найти истину о жене поэта? Конечно же, в его письмах.
…С твоим лицом ничто сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я ещё более твоего лица…
(21 августа 1833 года.)
…Конечно, друг мой, кроме тебя в жизни моей утешения нет – и жить с тобой в разлуке так же глупо, как и тяжело…
(30 июня 1834 года.)
…Я женат – и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь…
(24 февраля 1831 года.)
За 6 лет, которые они провели вместе,- четверо детей, дом, семья.
Перед смертью Пушкин скажет: «Жена моя – ангел».
VIII. Выводы по уроку:
– Какое место занимала любовь в жизни поэта?
IX. Домашнее задание:
Напишите сочинение- рассуждение на тему «Что такое настоящая любовь?» Как вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения. Один пример-аргумент из стихотворений А.С.Пушкина, второй –из другого произведения или из вашего жизненного опыта. Объём сочинения – не менее 70 слов.
Приложение
Тема любви в лирике А.С. Пушкина
Запишите ассоциации к слову «любовь»
А
Любовь - это
Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина
Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Сколько смысловых частей в стихотворении? Как они связаны между собой?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Найдите и выпишите строчки, которые характеризуют внутренний мир лирического героя
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите строчки, которые характеризуют мир действительности__________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В образе кого явилась лирическая героиня? _________________________________________________________________________
Каким предстает мир действительности в стихотворении? _________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что позволило увидеть и оценить мгновение? ___________________________________________________________________________
Почему для описания жизни лирического героя Пушкин выбирает слова " в томленьях " и " в тревогах "?
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
В чем смысл кольцевой композиции, повторов?
__________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
«На холмах Грузии…»
Сколько предложений в этом стихотворении? Определите, о чем они. Как соотносятся их микротемы? _________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Каким чувством наполнено стихотворение, какова его основная мысль? ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Какой пейзаж рисует автор в первых двух строках? _____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Какое противопоставление есть в пейзажной зарисовке, объясните его? ________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Какое состояние лирического героя описывается в третьей строке? ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Выпишите из третьей строки слова с противоположной эмоциональной окраской. Какое средство художественной выразительности использует автор? Для чего?
________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Почему печаль лирического героя светлая? _____________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
«Я вас любил…»
1.Какое чувство испытывает герой стихотворения? ___________________________________________
__________________________________________
С чем сравнивает автор любовь в стихотворении? Как он описывает чувства лирического героя? _________________________
__________________________________________
Как вы понимаете фразу: «Пусть она вас больше не тревожит, Я не хочу печалить вас ничем»? _______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
4. Подберите синонимы к словам «безмолвно», «безнадежно». Какую роль играют эти слова в понимании идеи стихотворения? ________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
5. Как вы понимаете последние строки стихотворения? ________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
6. Почему лирический герой не осуждает свою возлюбленную за то, что она его оставила?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
7. Каким чувством наполнено стихотворение, какова его основная мысль? __________
_________________________________________________________________________
Напишите сочинение
Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящая любовь?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из одного из проанализированных стихотворений А.С. Пушкина, а второй – из другого произведения или из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения – не менее 70 слов.