Любовная лирика Ф.И. Тютчева
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ЛИТЕРАТУРА
10 КЛАСС
ТЕМА: Любовная лирика Ф.И. Тютчева
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Универсальные | ||||||||||
Организационный момент Мотивация учебной деятельности. | Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку | «Ещё томлюсь тоской желаний...». «Как неразгаданная тайна...». «Как ни бесилося злоречье...». «Как нас ни угнетай разлука...». «Люблю глаза твои, мой друг...». «Не говори: меня он, как и прежде, любит...». «Чему молилась ты с любовью...». «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» «Я встретил вас — и всё былое...» Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленнной… Это любовь. Именно Она остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, говорили о ней и тысячи лет назад, и будут говорить еще много-много лет. Так что же такое ЛЮБОВЬ? Вот как о любви говорили классики 1. "Любовь - над бурей поднятый маяк…» (У. Шекспир) 2. Страдальцы любви, я завидую вам, Знакомы вам язвы, знаком и бальзам. (Саади) 3. О, ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безнадежность. (Ф. И. Тютчев) Вопрос: Что же такое любовь? Выскажите свою точку зрения. (Любовь неотделима от жизни, она её основа, кто только не писал о любви, не пытался разгадать её загадку, найти её "формулу") | Записывают в тетрадях дату. | Личностные: уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности» Познавательные: .участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества | ||||||||||
Целеполагание и построение выхода из затруднения | Организация рабочего места. Раскрытие сущности новых понятий. Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя Конечно, пытался это сделать и Ф. И. Тютчев, в творчестве которого тема любви занимает особое место. Тютчев не мог себе представить, что значит жизнь без самого сокровенного её таинства - любви. Среди его стихов есть такие, которые он посвятил конкретным женщинам, восхищаясь ими и преклоняясь перед их красотой. Но так сложилось, что неудачи во взаимоотношениях с женщинами преследовали Тютчева всю жизнь, это и разлука, смерть возлюбленных, неприятие общественности его выбора и поступков, непроизвольное причинение боли тем, кого он так сильно любил, потому чувство трагичности пронизывает любовную лирику Фёдора Ивановича… Давайте обратимся к образам этих женщин, познакомимся с ними, а также с творчеством поэта, который посвятил им свои произведения. Амалия Лерхенфельд Познакомились в Мюнхене, в 1823 году. Графиня происходила из знатного германского рода и была двоюродной сестрой русской императрицы Марии Федоровны. Амалия была одарена редкостной красотой. Ею восхищались такие люди, как Генрих Гейне, Николай Первый, Пушкин. Баварский король Людвиг Первый заказал портрет Амалии для собираемой им галереи европейских красавиц. Тютчев был очарован своей возлюбленной и решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера. Лирика этого периода окрашена в светлые тона, хотя в стихотворениях о первой любви возникает образ жестокосердной толпы, чуждой той высокой духовности, что питает младенчески чистые сердца влюблённых. Стихотворения: «Я знал её ещё тогда…», «Я помню время золотое …», «Сей день я помню, для меня...», « Друг, откройся предо мною», «Твой милый взор, невинной полный страсти» Шли годы, и в 1870 году Тютчеву довелось вновь встретить уже немолодую Амалию Максимилиановну в Карсбаде, куда поэт приехал лечиться.. 26 июля, возвратившись к себе в номер после прогулки, он написал стихотворное признание «Я встретил вас…», которое теперь чаще поется, нежели читается. Звучит запись романса на стихи Ф.И.Тютчева «Я встретил вас» (1870), Вопросы для обсуждения: 1. Какие чувства вызывает у поэта встреча с любимой? 2. Как соотносится мир души лирического героя и мир природы? (Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Новая встреча с любимой воспринимается как во сне, поэт не верит, что вновь может быть рядом с любимой женщиной: "С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты..."). Элеонора Петерсон В1826 г. Тютчев женится на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. Это был странный брак. Она недавно овдовела, и у неё уже было три сына в возрасте от одного до семи лет, к тому же она была старше Тютчева на шесть лет. Естественно будет предположить, что Тютчев решился на этот брак главным образом ради спасения от мук и унижения, вызванных утратой истинной своей возлюбленной. Но так или иначе, Тютчев не ошибся. «…Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь, умереть за меня» В 1838 году она пережила трагедию на пароходе «Николай I».( В ночь с 30 на 31 мая 1838 года на пароходе «Николай I», который следовал из Санкт-Петербурга в Любек, произошёл пожар. Судно находилось в Любекском заливе и, если бы продолжало свой маршрут, могло бы сгореть до того, как добралось до порта) Во время пожара она сумела спасти детей, но сама вскоре умерла. Находясь у её гроба, Тютчев поседел за одну ночь. Через10 лет в минуты грусти у него вырывается поэтическое признание. Стихотворения: «В часы, когда бывает…», «Еще томлюсь тоской желаний» Эрнестина Дёрнберг Ещё в 1833 году поэт познакомился с ней на балу. Вскоре началась та любовь, которая принесла ему много страданий. Он не мог расстаться ни с Элеонорой, ни с Эрнестиной. Он их любил, обе ему были дороги. Слёзы этих двух женщин обжигали душу поэта, заставляли его страдать, в страдании очищаться и писать прекрасные стихи. Всё отнял у меня казнящий Бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Чтоб я ему ещё молиться мог,- писал он Эрнестине, до конца дней не отходившей от его постели. Удары судьбы, сыпавшиеся на него, она ослабляла своим присутствием, готовностью защитить, понять, простить. Она примиряла его с самим собой, бичующий кнут самоистязаний, раскаяний она приглушала своим прощением. Стихотворения: «С какою негою, с какой тоской влюбленной…» , «Люблю глаза твои, мой друг…» Елена Денисьева Большое место в любовной лирике Тютчева занимает так называемый "Денисьевский цикл", который, как вы самый понимаете, посвящён Елене Александровне Денисьевой. Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим «Денисьевским циклом». 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка), и в 1864 году она умирает. Любила ты, и так, как ты, любить- Нет, никому ещё не удавалось! О Господи!.. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось… Смерть Е.А. Денисьевой вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихотворениях этого периода. Стихи «денисьевского цикла»: «О, как убийственно мы любим» « Не говори меня он как и прежде любит…» « О, не тревожь меня укорой справедливой!» « Чему молилась ты с любовью…» « Последняя любовь» « Ты со мной» « Есть и в моём страдальческом застое» « Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло» « Вот бреду я вдоль большой дороги» Прослушивание аудиозаписи стихотворения "О, как убийственно мы любим..."(1851) в исполнении М.Козакова Вопросы для обсуждения: 1. Какой в этом стихотворении показана любовь? (Любовь для Тютчева сильное чувство.) 2. Соблазн запретной любви ставил Тютчев ставил выше любви "невинной".Саму страсть он называет "буйной слепотой" и отождествляет её с ночью. Как человек слепнет во мраке ночи, также, по Тютчеву, слепнет он во мраке страсти. Любовь - это источник жизни, но обратите внимание на первую строку: "О, как убийственно мы любим...". В чём же убийственный характер любви? (Это значит любить сильно, порой до изнеможения, а там, где нет любви, смерть.) 3. Ребята, обратите внимание на объединение двух противоположностей в одно целое: Ведь любовь - это прекрасно, а убийство - это большой грех. Какой стилистический приём использует здесь Тютчев? (Оксюморон) 4. С какого слова начинается эта строчка? Какая эта часть речи? Какую функцию она выполняет? (Междометие О. Эмоционально - усилительную функцию.) 5. Ребята послушайте: И что ж теперь? И где всё это? И долговечен ли был сон? Какой стилистический приём использует здесь автор? Какую функцию он выполняет? (Риторические вопросы. Поэт пытается понять своё любовное чувство, своё состояние.) 6. Почему Тютчев называет встречу с любимой "роковой"? (Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь, как и настоящее творчество, не может существовать без препятствий, без страданий. ) Чтение учеником стихотворения «Чему молилась ты с любовью» (1852) Чтение учеником стихотворения «Весь день она лежала в забытьи» ( 1864) Чтение учеником стихотворения «Последняя любовь» (1854) | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы | Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки | ||||||||||
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Индивидуальная работа учащихся с лингвистическим текстом или материалом учебника, в котором содержится правильная информация. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения. Письменная работа. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | Адресаты любовной лирики Ф.И.Тютчева
Любовь поэта – действительно «безумное чувство», на которое он «осужден»: в стихах чувство получает вечную жизнь, непреходящую длительность, оплаченную «муками сердца», облегчающимися только в момент творчества. Жизнь тяжела… И для того, чтобы выстоять в ней, прорваться за полосу безысходности и беспросветности, нужно, по Тютчеву, в полную силу просиять во мраке окружающей тебя бездны. Потому поэт боготворит даже мгновения любви, потому что они дают человеку чудодейственную возможность для величайшего проявления духовных сил, для безраздельного слияния со всеобщим, поэт находит успокоение в вере о неразрушимой связи влюбленных в вечности: …Всё темней, темнее над землёю – Улетел последний отблеск дня… Вот тот мир, где жили мы с тобою, Ангел мой, ты видишь ли меня? (Накануне годовщины 4 августа 1864 г., 1865). Прав ли поэт? Сейчас вы послушаете песню современной группы «Любэ», подумайте, свидетельствует ли она о связи времен, поколений, остаются ли чувства и вера людей постоянными, вечными в своей основе? | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Принимают участие в работе, выполняют упражнения. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | ||||||||||
Рефлексия учебной деятельности (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас? Домашнее задание: повторить план анализа лирического произведения | Заполняют дневники достижений | Регулятивные: оценивают свою работу |