Лирика Ф.И. Тютчева в философском, общественном и историко-культурном контексте

2
0
Материал опубликован 20 December 2020









Методическая разработка урока литературы по теме «« Лирика Ф И Тютчева философском, общественном и историко-культурном контексте».

Автор: Евдокимова Наталия Юрьевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ « Школа №121», г. Нижнего Новгорода























Урок « Лирика Ф И Тютчева философском, общественном и историко-культурном контексте».

Таланту Тютчева доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними

стихийными явлениями, но и вопросами нравственными,

интересами общественной жизни»

Николай Добролюбов

Ход урока

Учитель: здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами начали изучать биографию великого поэта Ф. И. Тютчева. Давайте вспомним, о каких удивительных фактах биографии этого человека мы узнали

Проверка домашнего задания: ученики рассказывают о фактах биографии поэта.

Учитель: сегодня на уроке мы поговорим о чертах лирики этого поэта, Определим уникальность его поэтической мысли. Ф. И. Тютчева называют мастером философской лирики.

Этап мотивации

Прослушайте стихотворение и подумайте, какие вопросы волнуют лирического героя, что является объектом его размышлений?

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь - и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее; он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,

- И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Ученики: поэт пытается разобраться в тайне человеческой жизни. Жизненный путь подобен сну. Мы находимся в каком-то иллюзорном пространстве, а неведомая сила несет нас в безызвестность. В этом стихотворении Тютчев пытается приоткрыть тайну жизни.

Учитель: действительно, Тютчев пытался философски осмыслить и поэтически выразить общие закономерности человеческого бытия на основе исторического и личного, интеллектуального и духовного.

На какой человеческий опыт опирался Тютчев, пытаясь познать непостижимое?

1 Традиции русской поэзии

2 Взгляды немецких философов

3 Исторический опыт

Лирический герой Тютчева как будто со стороны наблюдает картину бытия. Причем масштаб изображаемого пересекает пределы осязаемого. Это взгляд с вершины Вселенной. Поэтому в попытках поиска истины лирический герой опирается на « сплав» общечеловеческого опыта. В результате мы наблюдаем диалог культур, соединение различных временных пластов, полифонию мыслей.

Эвристическая беседа

Давайте докажем эти мысли, обратившись к стихотворению Тютчева

Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный,
Как золотой покров, она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел…
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.

На самого себя покинут он –
Упразднен ум, и мысль осиротела –
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела…

И чудится давно минувшим сном
Ему теперь всё светлое, живое…
И в чуждом, неразгаданном ночном
Он узнает наследье родовое.

Лексико-семантический анализ

Работа с ключевыми словами: ученики обращают внимание на космические масштабы происходящего: « бездна, темная пропасть». Хронотоп изображаемого не имеет границ. Человек чувствует себя беспомощным , находясь один на один со своей душой: «В душе своей, как в бездне, погружен». Здесь мы наблюдаем аллюзии на светопреставление. Именно в этот момент через « неразгаданное» проступает истина, сосредоточенная в «наследье роковом». Обратим внимание на то, что человек в понимании Тютчева- это единица бытия. Он не принадлежит к какой-либо эпохе, нации. Это слабое существо, пытающееся найти свое пристанище в космосе жизни. Тема человека как малой частицы мироздания, которая не в силах противиться власти вселенской тьмы, судьбы, рока, ведёт начало от стихов  Ломоносова, Державина, будет продолжена в стихах поэтов начала ХХ века.

Обращаем внимание на появление образов « дня и «ночи».

Учитель: мотивы « дня» и «ночи» рефреном звучат в философской лирике Тютчева

Ученик зачитывает стихотворение « День и ночь»


На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

Работа с текстом, нацеленная на понимание смысла

Учитель: на сколько частей можно разделить стихотворение?

Ученики: на две. В первой части рассказывается о гармонии человеческой жизни, вторая часть-это крушение, хаос.

Учитель: какой прием заложен в основу создания стиха?

Ученики : антитеза: противопоставляется день ночи, противопоставляется- гармония и хаос, созидание и разрушение.

Учитель: картина дуалистичности мироздания была заимствована Тютчевым из античной мифологии. В античной мифологии богиня Нюкта (Никта) – дочь Хаоса. Среди ее собственных детей называются Гемера (День), Танатос (Смерть), Харон (перевозчик душ умерших людей через подземную реку Стикс в царство Аида). Без Нюкты и ее отпрысков не представляется возможной мировая гармония, немыслим мир.
( на слайдах изображение Богов)

Однако в своих поисках поэт обращается и к религиозным образам.



Олегов щит

1

«Аллах! пролей на нас твой свет!
Краса и сила правоверных!
Гроза гяуров лицемерных!
Пророк твой – Магомет!..»

2

«О наша крепость и оплот!
Великий бог! веди нас ныне,
Как некогда ты вёл в пустыне
Свой избранный народ!..»

––––

Глухая полночь! Всё молчит!
Вдруг... из-за туч луна блеснула –
И над воротами Стамбула
Олегов озарила щит.

Анализ стихотворения в контексте культурологического аспекта

В этом стихотворении наблюдается перекличка различных культурных пластов: это и аллюзии на стихотворение А. С. Пушкина « Олегов щит», и летописное предание о Византийском походе Олега , и религиозный подтекст( молитвы христиан и мусульман). Такой синкретизм подчеркивает философское мироощущение поэта- все едины перед лицом трагедии.

Учитель: Тютчев, ощущая единение настоящего и прошлого, зеркальное отражение эпох, часто обращался к истории прошлого своей страны и всего мира в целом.

Анализ стихотворения « Цицерон»

Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал – и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так!.. Но, прощаясь с римской славой,

С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый!..

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был –
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

Здесь поэт размышляет о роли отдельной личности в судьбе всего мира. Цицерон-это обобщающий образ. Под ним мы понимаем всех , кому « в минуты роковые» пришлось взять на себя ответственность за будущее нации.


Учитель: ребята, в процессе анализа стихотворений мы заметили, что лирический герой Тютчева пытался понять скрытые от человеческого глаза истины, он искал ответы в истории, философии, мифологии, религии. Как вы считаете, что так волновало лирического героя, что тревожило его душу?(учитель предлагает ученикам вспомнить, в какое время жил поэт.

Ученики: поэт остро чувствовал нараставший кризис цивилизации, который должен был привести к утрате вековых ориентиров. Именно поэтому поэт обращается к диалогу эпох, культур, пытаясь найти компромисс, понять, что может стать спасением для человечества, оказавшегося на грани катастрофы.

Рефлексия: составление синквейна



Домашнее задание: проведите анализ стихотворения Ф. И. Тютчева « Вопросы». Каким мы видим лирического героя? Объясните смысл названия стихотворения? Ищет ли лирический герой ответы? Что является источником скрытой истины?





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.