12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шпак Ольга Александровна452
Украина, Луганская Народная Республика, Стаханов

Тема : М.М. Зощенко «Елка»

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с новым произведением;

отрабатывать навык выразительного чтения.

Развивающие:

корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;

пополнять активный и пассивный словарь учащихся;

развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

воспитывать уважение  к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Оборудование : иллюстрации к рассказу, портрет М.М.Зощенко, ребус, буквы, елка, новогодние шары

Литература :

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

Поурочные разработки по литературному чтению К УМК Л. Ф. Климановой и др. («Школа России»)

С. В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению» К УМК Л. Ф. Климановой и др. «Перспектива»

интернет ресурсы

Ход урока

Организационный момент

– Весело звенит звонок. Начинается урок.

Если хочешь много знать, 
Многого добиться, 
Обязательно читать
Должен научиться.

Проверка домашнего задания

Речевая разминка (Слайд 2)

Артикуляционная гимнастика (на доске появляется скороговорка)

У елки иголки колки Ель на ежика похожа!

Елка. елка, елочка, Еж в иголках, елка тоже.

Колкая иголочка

- Чтение скороговорки учителем

- Чтение скороговорки учителем и детей хором

- Чтение скороговорки тихо, по слогам, громко, медленно, быстро

- После такой разминки мы должны читать и говорить как? (Дети отвечают : четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно)

Развитие внимания

кёлкайтснегывц (елка, снег)

щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)

- Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

- Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?

4. Подготовка к первичному восприятию 

Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте  64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

Работа с ребусом (на доске появляется ребус)

- Ребята, мы с вами познакомились с биографией автора. Но мы не знаем название нашего рассказа.

- А поможет нам узнать название нашего рассказа ребус

(елка)

- Правильно! Молодцы!

Словарно-лексическая работа (на доске появляется таблица с этими словами)

Золотушный ребенок – больной ребенок

Длинновязая – высокая

Пастилка  кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение

5. Первичное восприятие текста 

Прослушивание аудиозаписи

6. Проверка первичного восприятия

– Понравился рассказа?

– Кто главные герои рассказа?

– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)

– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?

– А рассказ получился весёлым?

– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

7. Физкультминутка 

Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
 
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

8. Повторное восприятие 

Чтение текста цепочкой

Упражнение «Пол арбуза»

Упражнение «Губы»

Игра «Вол-Заяц»

Дикторское чтение

Игра на внимание с ладошками или «Пенек»

Работа с перевернутым текстом

Работа с иллюстрациями к рассказу

- Ребята, я вам показываю иллюстрацию, а вы мне должны найти нужный отрывок из рассказа.

Самостоятельная работа (на листочках) ответить на вопросы:

Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)

Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)

Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)

Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)

Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)

Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)

9. Физкультминутка (Упражнение для глаз)

10. Выяснение главного смысла рассказа

 В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?

(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

11. Рефлексия

- Ребята, напомните мне, как назывался наш рассказ? (Елка)

- Правильно. И у нас на доске появляется елка. Я вам хочу предложить ее украсить волшебными шариками. которые покажут как вы работали сегодня на уроке.


Если вы на елку повесите красный шар – то это означает, что вы все хорошо поняли, и вам было интересно

Желтый шар – я не все понял, но мне было интересно. И с многими заданиями я справлялся

Синий шар – я ничего не запомнил, не понял. И у меня ничего не получалось

12. Итог урока

– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: 

(слова появляются надоске)

Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.(Михаил Зощенко)

VII. Домашнее задание

Приготовить пересказ от лица Миньки.

Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.