Урок чтения в 4 классе «М. М. Зощенко «Елка»»
Тема : М.М. Зощенко «Елка»
Тип урока: Изучение нового материала.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с новым произведением;
отрабатывать навык выразительного чтения.
Развивающие:
корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
развивать связную устную речь учащихся.
Воспитательные:
воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.
Оборудование : иллюстрации к рассказу, портрет М.М.Зощенко, ребус, буквы, елка, новогодние шары
Литература :
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина
Поурочные разработки по литературному чтению К УМК Л. Ф. Климановой и др. («Школа России»)
С. В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению» К УМК Л. Ф. Климановой и др. «Перспектива»
интернет ресурсы
Ход урока
Организационный момент
– Весело звенит звонок. Начинается урок.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Проверка домашнего задания
Речевая разминка (Слайд 2)
Артикуляционная гимнастика (на доске появляется скороговорка)
У елки иголки колки Ель на ежика похожа!
Елка. елка, елочка, Еж в иголках, елка тоже.
Колкая иголочка
- Чтение скороговорки учителем
- Чтение скороговорки учителем и детей хором
- Чтение скороговорки тихо, по слогам, громко, медленно, быстро
- После такой разминки мы должны читать и говорить как? (Дети отвечают : четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно)
Развитие внимания
кёлкайтснегывц (елка, снег)
щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)
- Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.
- Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?
4. Подготовка к первичному восприятию
Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
Работа с ребусом (на доске появляется ребус)
- Ребята, мы с вами познакомились с биографией автора. Но мы не знаем название нашего рассказа.
- А поможет нам узнать название нашего рассказа ребус
(елка)
- Правильно! Молодцы!
Словарно-лексическая работа (на доске появляется таблица с этими словами)
Золотушный ребенок – больной ребенок
Длинновязая – высокая
Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение
5. Первичное восприятие текста
Прослушивание аудиозаписи
6. Проверка первичного восприятия
– Понравился рассказа?
– Кто главные герои рассказа?
– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)
– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?
– А рассказ получился весёлым?
– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?
7. Физкультминутка
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
8. Повторное восприятие
Чтение текста цепочкой
Упражнение «Пол арбуза»
Упражнение «Губы»
Игра «Вол-Заяц»
Дикторское чтение
Игра на внимание с ладошками или «Пенек»
Работа с перевернутым текстом
Работа с иллюстрациями к рассказу
- Ребята, я вам показываю иллюстрацию, а вы мне должны найти нужный отрывок из рассказа.
Самостоятельная работа (на листочках) ответить на вопросы:
Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)
Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)
Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)
Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)
Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)
Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)
9. Физкультминутка (Упражнение для глаз)
10. Выяснение главного смысла рассказа
– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?
(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)
11. Рефлексия
- Ребята, напомните мне, как назывался наш рассказ? (Елка)
- Правильно. И у нас на доске появляется елка. Я вам хочу предложить ее украсить волшебными шариками. которые покажут как вы работали сегодня на уроке.
Если вы на елку повесите красный шар – то это означает, что вы все хорошо поняли, и вам было интересно
Желтый шар – я не все понял, но мне было интересно. И с многими заданиями я справлялся
Синий шар – я ничего не запомнил, не понял. И у меня ничего не получалось
12. Итог урока
– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко:
(слова появляются надоске)
Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.(Михаил Зощенко)
VII. Домашнее задание
Приготовить пересказ от лица Миньки.
Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
Белкина Надежда Владимировна