12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фокина Лидия Петровна39693
Россия, Новосибирская обл., ст. Евсино
Материал размещён в группе «Программа ''Школа России''»

Фокина Лидия Петровна М. М. Зощенко «Ёлка» Литературное чтение, 4 класс

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЗОЩЕНКО «ЁЛКА»

Цель: расширение знаний учащихся о творчестве М. М. Зощенко

Задачи:

учить детей понимать глубину произведения;

анализировать свои поступки и поступки других, отличать хорошее от плохого;

воспитывать доброе отношение к людям, учить справедливости.

Ход урока

I. Организационный момент

II.Работа со скороговорками и пятиминутное чтение

СЛАЙДЫ 2 - 4

III. Проверка домашнего задания

1.Работа с эпитетами и олицетворениями.

Учитель:

ЭПИТЕТ – художественное образное определение.

Эпитетом называют не только прилагательные, но и существительные-приложения, наречия, причастия и пр.: бродяга-ветер, Мороз-воевода.

Эпитет придаёт предметам особую живость, образность, эмоциональность. Он передаёт состояние, настроение автора в момент написания произведения.

Функции эпитетов:

подчёркивает постоянный признак предмета;

подчёркивает случайный признак предмета.

Эпитет в устном народном творчестве может переходить из одного произведения в другое. Такой эпитет называется постоянным: красна девица, добрый молодец, зелена трава.

Какие же эпитеты вы нашли в произведении К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»?

Учащиеся:

Грибной воздух, шелест листьев, горные леса, осенний наряд и др.

Учитель:

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение признаков и свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.

Например:

О чём ты воешь, ветр ночной,

О чём так сетуешь безумно?

(Ф. И. Тютчев)

Олицетворение часто используют в поэзии и басне.

Какие олицетворения вы встретили в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками?

Учащиеся:

Эхо – как птица пересмешник; рояль мог петь; клавиши тосковали, сеялись …

2. Выразительное чтение понравившегося отрывка.

IV. Изучение нового материала.

1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Учитель:

Сегодня на уроке мы вновь встретимся с хорошо знакомыми нам мальчиком Минькой и девочкой Лёлей.

Помните, как однажды они решили совершить кругосветное путешествие и даже отправились в него с мальчиком Стёпкой?

Учащиеся:

Да

Учитель:

а ещё эти дети очень любили ужины, когда к родителям приходили гости, так как им нравилось узнавать забавные факты из жизни, ну и, конечно, лакомиться вкусными блюдами.

Учащиеся:

Да

Учитель:

Я думаю, что вы помните также, что из мальчика Миньки впоследствии вышел замечательный писатель…

СЛАЙД 5

Михаил Михайлович Зощенко.

А события и приключения, которые случились с ним в детстве, не прошли для него бесследно, многие он запомнил на всю жизнь, из многих извлёк урок.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним эпизодом из жизни Лёли и Миньки. рассказ, который мы прочитаем, поведает нам о том, как дети ждали весёлого новогоднего праздника, гостей и, конечно, подарков.

2. Первичное восприятие текста

Учитель читает рассказ М. М. Зощенко «Ёлка» (некоторые отрывки из рассказа могут читать учащиеся).

3.Проверка первичного восприятия

Учитель:

Понравился вам рассказ?

Учащиеся:

Да

Учитель:

Кто главные герои рассказа?

Учащиеся:

Минька, Лёля

Учитель:

Чем наряжали ёлку в то время?

Учащиеся:

Бусами, флагами, крымскими яблочками, фонариками, золотыми орехами…

Учитель:

Как вы думаете, праздник получился весёлым?

Учащиеся:

Нет

Учитель:

А рассказ получился весёлым?

Учащиеся:

Да

Учитель:

Почему же весёлый смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

Учащиеся:

Потому что дети не умели себя вести….

4. Словарно – лексическая работа

Учитель:

СЛАЙД 6

Объясните значение выражения «золотушный»

Учащиеся:

Больной, истощённый ребёнок

Учитель:

Подберите синонимы к словам.

Длинновязая

Учащиеся:

Высокая, высоченная, длинная.

Учитель:

Худенькие

Учащиеся:

Худощавые, сухие, исхудалые, жилистые, тощие, костлявые, отощалые.

Учитель:

Подберите антонимы к словам:

Длинновязая

Учащиеся:

Маленькая

Учитель:

Худенькие

Учащиеся:

Жирные, полные, толстые, хорошие

Учитель:

Добродушный

Учащиеся:

Злой, злобный, дурной, худой, жестокий

5.Выборочное чтение. Сопоставление двух главных героев Миньки и Лёли

На столе у учащихся лежит листок с вопросами. Девочки дают характеристику Лёле, а мальчики Миньке.

 

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел

СЛАЙД 7

Проверка.

6. Выяснение главного смысла рассказа

Учитель:

В каких словах отражён самый главный смысл этого рассказа?

Учащиеся:

И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что поэтому я такой сравнительно весёлый и добродушный.

Учитель:

Как вы считаете, прав ли Михаил Михайлович в том, что об этом событии из своего детства он решил рассказать и другим детям? Почему так решили?

Учащиеся:

Зощенко решил нам рассказать о случае, который с ним произошёл для тог, чтобы дети так не поступали

V. Итог урока.

Учитель:

Я хочу закончить урок словами М. М. Зощенко «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился»

VI.Рефлексия

Учитель:

СЛАЙД 8

Продолжите фразы:

Учащиеся:

Для меня урок был очень полезным, потому что ….

Для меня урок был обычным, потому что …

VII.Домашнее задание:

перечитать рассказ М. М. Зощенко «Ёлка» (с. 59–64, часть 2-я), подготовить чтение по ролям;

подготовиться к обобщающему уроку по разделу «Страна детства».

Используемые источники:

Игнатьева Т. В., Тарасова Л. Е Литературное чтение. 1-4 классы. Справочник для учителя. М.: Издательство «Экзамен», 2010, 190 с.

Картинки и скороговорки из книги «Повторяй-ка!»: Скороговорки. М. : ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1998.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 223 с. (Школа России)

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 240 с. (В помощь школьному учителю)


 

Интернет источники:

Шаблон презентации Волковой В. Е. http://pedsovet.su /

Портрет М. М. Зощенко http://russia.rin.ru/pictures/5268.jpg

6


М. М. Зощенко «Ёлка»
ZIP / 1.08 Мб

Опубликовано в группе «Программа ''Школа России''»


Комментарии (2)

Тищенко Светлана Владимировна, 09.12.20 в 19:26 1Ответить Пожаловаться
Интересный урок! Спасибо, Лидия Петровна!
Фокина Лидия Петровна, 10.12.20 в 17:23 0Ответить Пожаловаться
Светлана Владимировна! Большое спасибо за внимание к работе и отзыв.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.