Урок по чтению во 2 классе «М. Зощенко "Ёлка"»
Тема урока: М. М. Зощенко « Ёлка»
Цель:
Знакомство с произведением;
Задачи:
Развивать умение формулировать основную мысль текста;
Учить детей анализировать свои поступки и поступки других людей; отличать хорошее от плохого;
Воспитывать доброе отношение к людям, учить справедливости;
Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, память.
Оборудование:
для учителя: компьютер, экран, мультимедийный проектор;
для учащихся:
учебник Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого - Литературное чтение: 4 класс,
листы для составления кластера
аппликация «Ёлка желаний»
шары из цветной бумаги.
Ход урока
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Н.В.
Я рада видеть каждого из вас
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
-Ваши мышцы все проснулись? Да.
-Ваши губы улыбнулись? Да.
-Тогда приступаем к работе.
II. Вступительная беседа.
-Какой приближается праздник?
-Без чего не обходится ни один Новый год?
-Какие у вас ассоциации со словом «ёлка»?
- События рассказа, над которым мы сегодня будем работать, происходят как раз под Новый год.
III. Знакомство с автором произведения.
- Автор этого произведения известный русский писатель
М. М. Зощенко.
(СЛАЙД №1)
-Родился 29 июля 1894 в Санкт-Петербурге в семье художника. Для детей он написал такие известные рассказы: «Галоши и мороженое», «Бабушкин подарок», «Не надо врать» и другие.
А сейчас угадайте о чём эта загадка?
Я модница такая, что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блёстки - любые украшенья.
Но на мою, поверьте, великую беду
Наряд мне одевают всего лишь раз в году. (ёлка) (СЛАЙД №2)
- Так и называется наш рассказ.
V. Проверка первичного восприятия:
-Дома вы все прочли рассказ и сегодня мы должны проанализировать поведение главных героев рассказа, разобраться, как помогли родители ребятам понять их не правильное поведение и решить можно ли так поступать. Выяснить, зачем автор рассказал нам об этом случае.
« Мозговой штурм»
-Понравился рассказ?
-Кто главные герои? (Лёля и Минька)
-От чьего имени ведётся повествование? ( от лица автора)
-Чем наряжали ёлку в то время, которое описывает Зощенко? (бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки).
VI. Анализ произведения. Описание главных героев.
Вы правильно определили, что главные герои произведения – Леля и Минька.
-Давайте, работая в группах, дадим характеристику главным героям.
Через 3 минуты вы должны дать полное описание Лёли и Миньки.
Вам помогут вопросы, которые я для вас подготовила. Ответы отыскиваете в тексте и заполняете кластер.
Групповая работа.(4 группы) Составление кластера.
( Ватманы)
Девочки (2 группы) - Лёлю
Мальчики (2 группы)– Миньку.
Вопросы:
1) Возраст
2) Рост
3) Характер
4) Что могут достать на ёлке?
5) Как ест?
Лёля |
Минька |
|
Возраст |
Было 7 лет |
Ударило 5 лет |
Рост |
Высокая, длинновязая |
Удивительно маленького роста |
Характер |
Исключительно бойкая |
Тихий |
Что могут достать на ёлке? |
Могла высоко достать |
Ничего нельзя достать |
Как ест? |
Моментально съедает |
Откусываю |
Выступления представителей группы.
2. Анализ поведения детей до праздника.
-Чтобы узнать, как ведут себя дети, когда остаются одни в праздничной комнате, мы поработаем с текстом.
1, 3 ряд: работа в парах.
-Подготовить выразительное чтение по ролям отрывка на с.
2 ряд: найдите в тексте отрывки к иллюстрациям (СЛАЙД №3)
-подготовьте выразительное чтение.
Проверка заданий: 1, 3 ряд - чтение по ролям. 2 ряд - чтение отрывков.
-Ответы на поставленные перед работой вопросы.
-Как поступили дети?
-Задумывались ли дети о последствиях своих поступков?
-А как поступили бы вы?
3.Анализ действий родителей детей.
Праздник не удался. Он был испорчен детьми.
-Помогли ли родители понять детям, что они поступили неправильно.
-Как поступил папа? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.
Вставьте в текст недостающие слова.
«Недостающие слова» ( У КАЖДОГО НА ПАРТЕ)
«— Такое воспитание (губит) моих детей. Я не хочу, чтобы они (дрались), (ссорились) и выгоняли (гостей). Им будет (трудно) жить на свете, и они (умрут) в одиночестве. И папа подошёл к ёлке и (потушил) все свечи.»
-Проверка по слайду.(СЛАЙД №4)
- Оправдано ли такое наказание? Правильно ли поступил папа?
4. Вывод.
-М. М. Зощенко не просто воспроизвёл эпизод своего детства. Он и для нас, читателей, хотел донести какую – то очень важную мысль.
Я вам предлагаю несколько отрывков из рассказа.
«Работа в парах» (НА ПАРТЕ ЛИСТОЧКИ С ТЕКСТАМИ)
-В каком из них заключается главная мысль произведения?
А) «В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!»
Б). «И мама каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку. И все дети были очень рады»
В). «И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.»
-Как понимаете слова Зощенко?
VII. Рефлексия.
-Ребята! А были ли у вас случаи в жизни, о которых вам стыдно вспоминать?
-Чему они вас научили?
А совсем-совсем скоро Новый год. И я хочу, чтобы он у вас был совсем не таким, как в рассказе у Зощенко. Я хочу, чтобы вы его встретили с радостью, шутками и весельем. Под Новый год всегда дарят друг другу хорошие пожелания. И у меня есть « Ёлка желаний» Я вас прошу написать доброе пожелание всем, кто вас окружает. ( Креплю на елочку).
А теперь нужно украсить нашу ёлочку. У вас на партах разноцветные шары. Если урок вам понравился – дорисуйте улыбающийся ротик, а если вам было скучно и грустно на уроке – нарисуйте ротик грустный и приклейте на ёлку.
Словесная оценка работы детей
VIII. Домашнее задание.
Домашнее задание вам будет творческое. Вы должны будете оформить страничку из книжки – малышки. Найти и записать или наклеить стихотворение, загадку, скороговорку о ёлочке и красиво оформить. И в память об уроке у вас останется в классе книжка – малышка.
Сафронова Елена Леонидовна
Кадырова Ольга Игоревна
Пластинина Галина Григорьевна