12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
наталья49

Тема урока: М. М. Зощенко « Ёлка»

Цель:

Знакомство с произведением;

Задачи:

Развивать умение формулировать основную мысль текста;

Учить детей анализировать свои поступки и поступки других людей; отличать хорошее от плохого;

Воспитывать доброе отношение к людям, учить справедливости;

Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, память.


 

Оборудование:

для учителя: компьютер, экран, мультимедийный проектор;

для учащихся:

учебник Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого - Литературное чтение: 4 класс,

листы для составления кластера

аппликация «Ёлка желаний»

шары из цветной бумаги.

Ход урока

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Н.В.

Я рада видеть каждого из вас

И пусть в окно зима прохладой дышит,

Нам будет здесь уютно и тепло

Ведь весь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

-Ваши мышцы все проснулись? Да.

-Ваши губы улыбнулись? Да.

-Тогда приступаем к работе.

II. Вступительная беседа.

-Какой приближается праздник?

-Без чего не обходится ни один Новый год?

-Какие у вас ассоциации со словом «ёлка»?

- События рассказа, над которым мы сегодня будем работать, происходят как раз под Новый год.

III. Знакомство с автором произведения.

- Автор этого произведения известный русский писатель

М. М. Зощенко.

(СЛАЙД №1)

-Родился 29 июля 1894 в Санкт-Петербурге в семье художника. Для детей он написал такие известные рассказы: «Галоши и мороженое», «Бабушкин подарок», «Не надо врать» и другие.

А сейчас угадайте о чём эта загадка?

Я модница такая, что всем на удивленье!

Люблю я бусы, блёстки - любые украшенья.

Но на мою, поверьте, великую беду

Наряд мне одевают всего лишь раз в году. (ёлка) (СЛАЙД №2)

- Так и называется наш рассказ.

V. Проверка первичного восприятия:

-Дома вы все прочли рассказ и сегодня мы должны проанализировать поведение главных героев рассказа, разобраться, как помогли родители ребятам понять их не правильное поведение и решить можно ли так поступать. Выяснить, зачем автор рассказал нам об этом случае.

« Мозговой штурм»

-Понравился рассказ?

-Кто главные герои? (Лёля и Минька)

-От чьего имени ведётся повествование? ( от лица автора)

-Чем наряжали ёлку в то время, которое описывает Зощенко? (бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки).

VI. Анализ произведения. Описание главных героев.

Вы правильно определили, что главные герои произведения – Леля и Минька.

-Давайте, работая в группах, дадим характеристику главным героям.

Через 3 минуты вы должны дать полное описание Лёли и Миньки.

Вам помогут вопросы, которые я для вас подготовила. Ответы отыскиваете в тексте и заполняете кластер.

Групповая работа.(4 группы) Составление кластера.

( Ватманы)

Девочки (2 группы) - Лёлю

Мальчики (2 группы)– Миньку.

Вопросы:

1) Возраст

2) Рост

3) Характер

4) Что могут достать на ёлке?

5) Как ест?

 

Лёля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что могут достать на ёлке?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Выступления представителей группы.

2. Анализ поведения детей до праздника.

-Чтобы узнать, как ведут себя дети, когда остаются одни в праздничной комнате, мы поработаем с текстом.

1, 3 ряд: работа в парах.

-Подготовить выразительное чтение по ролям отрывка на с.

2 ряд: найдите в тексте отрывки к иллюстрациям (СЛАЙД №3)

-подготовьте выразительное чтение.

Проверка заданий: 1, 3 ряд - чтение по ролям. 2 ряд - чтение отрывков.

-Ответы на поставленные перед работой вопросы.

-Как поступили дети?

-Задумывались ли дети о последствиях своих поступков?

-А как поступили бы вы?


 

3.Анализ действий родителей детей.

Праздник не удался. Он был испорчен детьми.

-Помогли ли родители понять детям, что они поступили неправильно.

-Как поступил папа? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

Вставьте в текст недостающие слова.

«Недостающие слова» ( У КАЖДОГО НА ПАРТЕ)

«— Такое воспитание (губит) моих детей. Я не хочу, чтобы они (дрались), (ссорились) и выгоняли (гостей). Им будет (трудно) жить на свете, и они (умрут) в одиночестве. И папа подошёл к ёлке и (потушил) все свечи.»

-Проверка по слайду.(СЛАЙД №4)

- Оправдано ли такое наказание? Правильно ли поступил папа?

4. Вывод.

-М. М. Зощенко не просто воспроизвёл эпизод своего детства. Он и для нас, читателей, хотел донести какую – то очень важную мысль.

Я вам предлагаю несколько отрывков из рассказа.

«Работа в парах» (НА ПАРТЕ ЛИСТОЧКИ С ТЕКСТАМИ)

-В каком из них заключается главная мысль произведения?

А) «В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!»

 Б). «И мама каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку. И все дети были очень рады»

В). «И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.»

-Как понимаете слова Зощенко?

VII. Рефлексия.

-Ребята! А были ли у вас случаи в жизни, о которых вам стыдно вспоминать?

-Чему они вас научили?

А совсем-совсем скоро Новый год. И я хочу, чтобы он у вас был совсем не таким, как в рассказе у Зощенко. Я хочу, чтобы вы его встретили с радостью, шутками и весельем. Под Новый год всегда дарят друг другу хорошие пожелания. И у меня есть « Ёлка желаний» Я вас прошу написать доброе пожелание всем, кто вас окружает. ( Креплю на елочку).

А теперь нужно украсить нашу ёлочку. У вас на партах разноцветные шары. Если урок вам понравился – дорисуйте улыбающийся ротик, а если вам было скучно и грустно на уроке – нарисуйте ротик грустный и приклейте на ёлку.

Словесная оценка работы детей

VIII. Домашнее задание.

Домашнее задание вам будет творческое. Вы должны будете оформить страничку из книжки – малышки. Найти и записать или наклеить стихотворение, загадку, скороговорку о ёлочке и красиво оформить. И в память об уроке у вас останется в классе книжка – малышка.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Сафронова Елена Леонидовна, 18.01.18 в 14:30 1Ответить Пожаловаться
Уважаемая Наталья! В технологической карте урока есть ссылки на слайды, но нет самой презентации!
Кадырова Ольга Игоревна, 18.01.18 в 21:24 1Ответить Пожаловаться
Это точно...я тоже не нашла...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.