М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» — роман о незаурядной личности. Сложность композиции

3
0
Материал опубликован 24 January 2022

Тема. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» — роман о незаурядной личности. Сложность композиции.

Цели: начать обзор и обсуждение романа Лермонтова; развивать навыки монологической речи; отметить своеобразие поэтики романа.

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

М. Ю. Лермонтов. Дума

I. Организационный момент

II. Сообщение темы, цели урока

III. Работа над материалом урока

1. Слово учителя (уч-ся записывают тезисы)

1. Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 1830-х годов, временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональная характеристика этой эпохи дается в стихотворении «Дума». Черты современников, запечатленные в «Думе», являются характерными и для Печорина. Поэтому «герой нашего времени» — это человек 1830-х годов.

2. Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.

3. Противостояние Печорина и общества выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, изображения состояний его души, хотя события основаны на реально-историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается первым русским социально-психологическим романом.

4. Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого соединились незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе. Смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.

5. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.

2. Чтение предисловия к роману

3. Вопросы для обсуждения предисловия

Абзац 1. Каково мнение автора о читателях и публике? Почему автор обвиняет читателя, только открывшего книгу, «в дурном воспитании»?

Абзац 2. Как автор относится к читательским оценкам «героя нашего времени»? Каков пафос авторского рассуждения?

Абзац 3. Как Лермонтов объясняет особенности портрета «героя нашего времени»? Какого героя он хотел показать читателю?

Абзац 4. Какую цель написания романа автор считает главной? Как он намерен создавать портрет своего героя?

4. Обзор содержания

«Бэла» — романтическая новелла о любви европейца к дикарке.

«Максим Максимыч» — реалистическое повествование странствующего офицера о герое, о котором он раньше узнал из рассказов Максима Максимыча.

«Тамань» — романтическая повесть о мимолетном увлечении героя девушкой, которая готовит ему гибель.

«Княжна Мери» — светская повесть с «любовным треугольником», которая заканчивается поединком соперников.

«Фаталист» — фантастическая проза, которой присуща загадочность и вмешательство высших сил.

5. Самостоятельная работа

Письменная работа на знание текста романа:

1. Из каких глав взяты эти пейзажи? Аргументируйте свое мнение.

а) «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

(«Бэла», так как речь идет о Койшаурской долине.)

б) «Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев, а дальше синелись зубчатою стеной горы, и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке».

(«Максим Максимыч», так как «множество низеньких домиков», Терек и Казбек указывают, что действие происходит во Владикавказе.)

в) «Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить».

(«Тамань», так как во фрагменте упоминаются море и корабли.)

г) «Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как ,,последняя туча рассеянной бури”; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона...»

(«Княжна Мери», так как Бешту и Машук находятся вблизи Пятигорска и Кисловодска, где происходит действие.)

д) «Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..»

(«Фаталист», так как действие происходит в станице и в отрывке явно заметны философские рассуждения автора об отношениях человека и «небесных светил».)

2. Кто и где поет эти песни?

а) Как по вольной волюшке –

По зелену морю

Ходят все кораблики-

Белопарусники.

(Девушка-ундина на крыше хаты.)

б) Много красавиц в аулах у нас,

Звезды сияют во мраке их глаз.

Сладко любить их, завидная доля;

Но веселей молодецкая воля.

(Казбич в разговоре с Азаматом

у плетня рядом с его домом.)

в) «Стройны наши молодые джигиты, и кафтаны у них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их, и галуны на нем золотые. Он как тополь между нами; только не расти, не цвести ему в нашем саду».

(Бэла на свадьбе сестры.)

3. Соотнесите героев и предметы их одежды:

а) «офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка» (Максим Максимыч);

б) «бешмет... изорванный... а оружие в серебре» (Казбич);

в) «полосатое платье» (девушка-ундина);

г) «черный шелковый бешмет» (Бэла);

д) «пыльный бархатный сюртучок», «запачканные перчатки» (Печорин);

е) «закрытое платье gris de perles», «ботинки couleur puce» (княжна Мери);

ж) «сюртук, галстук и жилет черного цвета» (Вернер);

з) «соломенная шляпка», «черная шаль» (Вера);

и) «серая солдатская шинель», «эполеты неимоверной величины» (Грушницкий).



Где начинается и где заканчивается в романе рассказ о Печорине? (В крепости за Тереком.)

Сколько в романе рассказчиков? (Три. Максим Максимыч, странствующий офицер, Печорин.)

Каково хронологическое расположение новелл? («Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», фаталист», «Максим Максимыч», «Предисловие к “Журналу Печорина”».)



IV. Итог урока

Роман «Герой нашего времени» — уникальное явление в русской литературе. Главное внимание автор уделяет не событиям и приключениям героя, который обладает незаурядным умом и отличается от окружающих тем, что всех людей подвергает нравственной проверке, а истории его души, причинам и мотивам его поведения. Самоанализ героев подвергается в романе тщательному анализу автора или рассказчика, что говорит о том, что это психологический роман. Автор показывает и социальные отношения русских и горцев рисуя разные типы офицеров русской армии, сражавшихся на Кавказе. В романе отразились и кавказские впечатления самого Лермонтова.



V. Домашнее задание

Прочитать внимательно главы «Бэла» и «Максим Максимыч». Повторить алгоритм анализа эпизода.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.