М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Анализ 1 главы)
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Однажды на Патриарших прудах… Казарцева Ирина Владимировна, МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ
. Действие первой разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней (дней весеннего полнолуния) в 30-х гг. XX века. Действие второй происходит тоже в мае, но в городе Ершалаиме почти две тысячи лет тому назад – в самом начале новой эры. В произведении — две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно
Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами, составляющими вторую сюжетную линию, причём эти вставные главы являются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда. Появление в 1 главе одного из главных «идеологов» романа — Воланда. О встрече с необычным и загадочным нас Предупреждает эпиграф романа. «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо… » «Фауст» Гёте
«Никогда не разговаривайте с неизвестными», предостерегает автор в названии 1 главы Кто же этот незнакомец? Хотя он себя никак не представил, визитную карточку с буквой «В» показал лишь время спустя, но описание подсказывает, что это не совсем иностранец, консультант и маг. «Никогда не разговаривайте с неизвестными», предостерегает автор в названии 1 главы Кто же этот незнакомец? Хотя он себя никак не представил, визитную карточку с буквой «В» показал лишь время спустя, но описание подсказывает, что это не совсем иностранец, консультант и маг. Воланд является самой загадочной фигурой романа «Мастер и Маргарита». Представляет силы зла и тьмы, явившись со своей свитой в Москву 30-х годов двадцатого века для проведения бала Сатаны.
В один из жарких майских дней в Москве появляется некто Воланд, выдающий себя за специалиста по чёрной магии, а на самом деле являющийся сатаной. Встреча на Патриарших прудах – завязка романа. Что мы узнаем о Москве и москвичах? Кстати, почему пруды называются Патриаршими?
Потому что в далеком XVII веке патриарх Иоаким решил разобраться с нечистью, которая давно облюбовала эти болотистые места. Вдобавок, поговаривали, что когда-то здесь было языческое капище, где совершались кровавые жертвоприношения… Потому что в далеком XVII веке патриарх Иоаким решил разобраться с нечистью, которая давно облюбовала эти болотистые места. Вдобавок, поговаривали, что когда-то здесь было языческое капище, где совершались кровавые жертвоприношения… Иоаким не стал разбираться – местность освятил, приказав вырыть несколько прудов. Уцелел лишь один, окруженный липами, с тихой водой. А, как мы помним, в тихом омуте черти водятся! Знал об этом и Булгаков, а потому и запечатлел мистические легенды, передававшиеся из уст в уста, на бумаге.
« В нашей стране атеизм никого не удивляет, большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о Боге» Первыми встречаются с Воландом на Патриарших прудах редактор толстого художественного журнала Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. Воланд вмешивается в их разговор, утверждая, что Христос существовал в действительности
Главная тема беседы: «…и никого из сынов Божьих не было, в том числе и Иисуса» (Берлиоз). «Имейте в виду, что Иисус существовал», - (Воланд). Вопрос Воланда становится стержневым вопросом романа, вопрос, на который и отвечает роман: «…Если же бога нет, кто же управляет жизнью человеческой?..». «Управляет ЧЕЛОВЕК», - отвечает Иван. Еще одна тема - размышления о власти: отсутствие прямых слов о политике, о Сталине Главная тема беседы: «…и никого из сынов Божьих не было, в том числе и Иисуса» (Берлиоз). «Имейте в виду, что Иисус существовал», - (Воланд). Вопрос Воланда становится стержневым вопросом романа, вопрос, на который и отвечает роман: «…Если же бога нет, кто же управляет жизнью человеческой?..». «Управляет ЧЕЛОВЕК», - отвечает Иван. Еще одна тема - размышления о власти: отсутствие прямых слов о политике, о Сталине
Странности, возникающие в это время на Патриарших: одновременная икота литераторов; отсутствие в жаркое время отдыхающих «под липами»; появление «прозрачного человека в клетчатом пиджаке»; чувство необоснованного страха, появившегося у Берлиоза
В качестве доказательства того, В качестве доказательства того, что есть нечто, неподвластное человеку, Воланд предсказывает, что Берлиозу отрежет голову русская девушка-комсомолка. На глазах потрясённого Ивана Берлиоз тут же попадает под трамвай, которым управляет девушка-комсомолка, и ему отрезает голову.
ЖАРА ДЬЯВОЛ АД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОРОКИ СУДНЫЙ ДЕНЬ
Судный день в религии — последний день существования мира, когда над людьми с целью выявления праведников и грешников Богом будет совершён последний суд. В переносном смысле — конец света. Страшен и ужасен день Суда твоего, Господи, Спаситель наш, когда откроются греховные тайны
Выводы: Выводы: 1) эпизод знакомства Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» важен в композиционном отношении: ведь разговор героев переходит в рассказ Воланда, благодаря которому мы попадаем из Москвы в древний Ершалаим. Композиционная особенность романа помогает увидеть 3 основных смысловых слоя повествования: современный, библейский, мистический. 2) Композиционный ход «роман в романе» позволяет вести 2 сюжетные линии, показать зеркальность 2 городов: Москва и Ершалаим, определить вечную проблему: жертва и предательство. 3) Также этот фрагмент содержит несколько важных проблем романа, которые далее будут ее раскрывать: вопросы веры, свободы, культуры. 4) В целом эпизод иронический. С помощью подобного взгляда на своих героев, автор борется с недостатками обывательской Москвы.
Похожие публикации
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Ахметшина Наталья Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Колышкина Елена Владимировна
Ирина Владимировна Казарцева
Селиванова Галина Геннадьевна
Ирина Владимировна Казарцева