Проектно-исследовательская работа «Маленькими шагами в большую жизнь»

1
0
Материал опубликован 10 December 2018

Самое прекрасное зрелище в мире –

это ребёнок, уверенно идущий по дороге

жизни, после того как ты показал ему путь.

Конфуций

 

Детство - важный период человеческой жизни. Слова Конфуция верно подтверждают, что от того как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит каким человеком станет сегодняшний малыш.

В условиях нашего общества остро ощущается дефицит воспитанности, культуры, доброты, общения. Поэтому немало внимания в воспитательно - образовательной работе в нашей образовательной организации уделено становлению межличностного общения сверстников.

В условиях нашего общества остро ощущается дефицит воспитанности, культуры, доброты, общения. Поэтому немало внимания в воспитательно - образовательной работе в нашей образовательной организации уделено становлению межличностного общения сверстников.

Приоритетная цель моей работы- способствовать социальной уверенности у детей дошкольного возраста, помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей. И задачи: развивать у детей в процессе общения, их социальные способности и навыки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Предоставлять каждому ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать стиль поведения адекватный той или иной ситуации, совершенствовать социальную компетентность.

Социально-неуверенные дети- одна из наиболее актуальных и сложных проблем, которая должна беспокоить всех, кто имеет отношение к детям. Ведь то зерно, которое мы сейчас посеем в душу ребёнка, прорастёт в дальнейшем.

Социально-неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с собой, с социумом, с внешним миром. Если ребёнок плохо приспособлен к жизни, он не стремится самостоятельно найти способы решения любой жизненной задачи, а хочет получить готовый ответ, без усилий.

Выявив проблемы, я обратилась к психологической литературе, и вот что меня заинтересовало.

Л. И. Божович в своих работах обращает внимание на развитие у ребёнка в период с 3-6 лет осознание своего «Я».Появление стремления «примерить себя к другим», активно воздействовать на ситуацию. М. И. Лисина прослеживает особенности формирования самосознания на протяжении дошкольного возраста, выделяя факторы и источники построения образа «Я» у ребёнка, который она определяет как аффективно когнитивный, и особо подчёркивает целостность, неразрывность этого комплекса. В зарубежной

психологии образ «Я» определяется как «Я- концепция» и рассматривается

в связи с познанием человеком себя (Н. Роджерс), как совокупность представлений о себе (Р.Бернс),как процесс самоактулизации (А. Маслоу).

В работах Г.Олпарта и Э.Эриксона обсуждаются вопросы формирования самости,как процесса приобретения возрастных новообразований.

В отечественной психологии проблемы с образом «Я» рассматриваются в контексте изучения самосознания (Л.С.Выгодский, С.Л.Рубинштейн, И.С.Кон)

в котором фиксируются представления человека о его наличных качествах и возможностях. Вслед за А.Н.Леонтьевым самосознание личности понимается не просто как любое самоописание или комплекс самооценок, а как то, что составляет её психологическую сущность и направлено на её личностный способ интеграции деятельностей, реализацию той или иной совокупности жизненных отношений.

На основе анализа разнообразных подходов к этому вопросу (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Л.И.Божович, А.В.Петровского) социальную уверенность можно определить как осознанный способ взаимодействия личности с другими людьми, применяемый на основе позитивного социального опыта в процессе ведущего вида деятельности.

Следуя данному определению и принимая опыт исследователей по проблеме уверенности в себе (Дж.Вольпе, Р.Ульрих и др.) выделены компоненты социальной уверенности:

-оценка собственной ценности, выражающаяся в самооценке составляющих своего образа «Я» (прежде всего в социальной составляющей)

-отсутствие или наличие социальных страхов, выражающихся в уровне тревожности, обусловленной социальными ситуациями.

 «Подкрепившись» теоретически, на основе изученных технологий ,на основе опыта работы

 воспитателя Путенко Надежды Корнеевны. (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 города Боготола )

наметила перспективный план реализации проекта. Основной проект «Развитие социальной уверенности у дошкольников» разделила на мини - проекты:

Ноябрь - «Знакомьтесь - это я!». Цель - формирование самооценки и представлений ребенка старшего дошкольного возраста о себе, оценка самого себя (своей внешности, особенностей, личностных качеств), чувства, мысли человека по отношению к самому себе, уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Декабрь - «Я и все, кто вокруг меня». Цель - развитие умения воспринимать сверстников, взрослых, формирование социальных навыков детей.

Январь - «Дружба - это хорошо». Цель - формирование нравственных качеств ребенка: взаимопонимания, уступчивости, взаимопомощи и доброжелательных дружеских отношений между детьми.
Февраль - «Мир эмоций». Цель - знакомство ребенка с многообразием мира эмоций, научить его распознавать связь между эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние. Формирование эмоциональной стабильности и социализация эмоции дошкольников.

Март - «Мы познаём мир с помощью органов чувств». Цель- совершенствование деятельности органов чувств у детей и осознание себя, своих ощущений и своих взаимоотношений с миром через обогащение сенсорного опыта.

Апрель и май - « Я и природа». Цели - создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента; развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.

Ежемесячно составляла сетку мероприятий по реализации проекта на каждый день. Мною были разработаны и успешно внедрены в работу: конспекты деятельности, нравственно-этических бесед, наблюдений, опытов, игровых ситуаций по формированию социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольников. Создана картотека коммуникативных, эмоциональных, подвижных игр и упражнений направленные на сближение детей друг с другом, для тревожных, агрессивных детей, для развития их способностей.

Ежедневно проводила с детьми беседы - пятиминутки или мимические и пантомимические упражнения: «Тренируем эмоции» (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса, «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения включала (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в ритуал начала занимательной деятельности, заключительную часть или физкультминутку. Использовала обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них. Систематически вовлекала детей в обсуждение межличностных конфликтов, поощряя их попытки разрешать конфликт без применения силы, а с помощью высказываний своих мыслей и чувств. Для анализа поведения конфликтовавших детей использовала аналогичное поведение сказочных персонажей; привлекая в совместные игры разных детей, создавала ситуацию успеха для каждого ребенка.

Проект ориентирует педагога на необходимость выстраивания целостного воспитательно-образовательного процесса на основе партнёрства и сотрудничества с семьей. Понимая, что работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия с родителями, постоянно держала их в курсе событий, очень важно, чтобы они знали основные цели и задачи проекта, осознали значение социально - личностного развития для всей последующей жизни ребенка. Используя разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, подобрала и оформила информационные листы, папку - передвижку с педагогическими советами. Провела анкетирование родителей и выяснила, чьих детей можно отнести к категории эмоционально неблагополучных, замкнутых и тревожных. Обратила внимание, что родители, общаясь с ребенком, предъявляют требования лишь к нему, но не к себе. Чтобы исправить это, проводила индивидуальные и коллективные консультации, беседы, побуждая родителей заботиться об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживать, подбадривать, помогать поверить в свои силы и возможности). Просила уважать интересы ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливать с детьми доверительные отношения. Настраивала взрослых, уважительно относятся к интересам, к вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде). Таким образом, внимание родителей привлечено к совместному решению проблемы и совершенствованию коммуникативных умений самих взрослых.

Проект дал материал для проведения увлекательных праздников, развлечений, экскурсий, игр, путешествий и интересных встреч; создание родителями поделок с участием детей; выставка семейных рисунков; родители заучивали с ребёнком стихотворения на различные темы, помогали оформить рисунками.

Подводя итоги проведённой работы, отмечаю, что предполагаемый результат проекта выполнен. Дети стали дружными, добрыми, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей, они научились самостоятельно разрешать конфликты, стали больше дружно играть. У большинства детей сформировались основные умения, составляющие основу коммуникативной компетентности.

Отмечена положительная динамика в развитии эмоциональной сферы детей старшей группы (снижение агрессии). Думаю, что наши дети смогут своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе. Это поможет им в дальнейшей жизни.

Работая по этому проекту, выработала для себя следующие правила:

- Не следует называть ребёнка застенчивым, баловным, трудным и т. п. в его присутствии.

- Задав вопрос или предложив ребёнку участвовать в групповом мероприятии, всегда надо дождаться его реакции и только исходя из этого, применять соответствующие действия (уговоры, стимулирование, выяснение причины отказа и т.п.).

- Если ребёнок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя: «Посмотри, чтобы никто друг друга не обижал».

- Если ребёнок делает что - то лучше других, предлагаю ему научить других детей. Важно подбадривать и хвалить ребёнка, отмечая все его достижения.

- Читая сказки, чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами, обязательно дождитесь от него ответа.

- Нельзя заставлять ребёнка общаться с другими детьми, если он этого не желает.

- Если видите, что сверстники игнорируют или обижают ребёнка, надо самим включиться в игру, корректировать её и направлять.

- В работе с детьми надо быть справедливым, сдержанным и принимать их такими, какие они есть.

Использовала в работе следующие принципы:

1.Непрерывности: развитие ребёнка включается во все моменты образовательного процесса.

2.Доступности:способы общения, познания, возможность проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения ребёнок осваивает в доступных ему видах деятельности (игровой, трудовой, изо и т.д.)

3.Сотрудничества:специалисты детского сада, родители так же являются активными участниками развития социальной уверенности.

4.Систематичности и непрерывности, который предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные.

На основании многолетнего опыта работы я поняла, что позитивные связи с ребёнком должны подчиняться трём условиям –конкретности, истинности, правдивости, т.е. правило КИП. Это правило я взяла за основу воспитания у ребёнка здорового самоуважения .Хвалить надо только искренне. Именно самоанализ и самонаблюдение являются одним из источников развития самоуважения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации