12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зеленова Ирина Николаевна607
Россия, Москва
12

Урок «Март. Лесные новости»



Урок «Окружающий мир» в 1Б классе.

Тема: Март. Лесные новости.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с изменениями, происходящими в жизни природы ранней весной.

Задачи урока:

Образовательные:

обобщать и систематизировать представления детей о временах года;

уточнять представления детей о характерных изменениях в неживой и живой природе ранней весной;

познакомить детей с основными весенними изменениями в природе;

научить определять последовательность событий в природе и их связи;

обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор

Развивающие:

развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание устную речь, сенсорную сферу личности;

развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказывать своё мнение

Воспитательные:

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

создать атмосферу благоприятного психологического климата и успешности для каждого ученика

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся рассказывать об изменениях, происходящих в неживой природе, в жизни зверей, птиц и растений ранней весной; характеризовать первый весенний месяц.

Метапредметные:

Регулятивные: контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Познавательныеориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ориентирование в учебнике.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; овладение умением работать в паре.

Личностные: осознание значения учебной деятельности; уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Оборудование:

мультимедийный проектор;

ноутбук;

интерактивная доска;

учебник « Окружающий мир 1 класс» Виноградова Н.Ф. М.: Вентана-граф 2012г;

карточки для индивидуальной работы;

ватман, клей-карандаш.

Ход урока.

Организационный этап. (слайд 1)

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришло много гостей. Давайте повернемся к ним и поздороваемся, как настоящие ученики.

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу
помогать. (хором)

Учитель: Ребята, давайте пожмем, друг другу руки и пожелаем удачи на этом уроке. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Определение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами превратимся в журналистов. Как вы думаете, кто это – журналист? Что он делает?

Мы с вами сегодня будем работать в газете «Лесные новости». Как вы думаете, кто еще создает газеты? Кто создает иллюстрации к газетам? Кто их печатает?

Ученики: Иллюстратор, печатник, редактор.

Учитель: Отлично! Все эти роли мы сегодня тоже попробуем на себе. А как вы думаете, о чем мы сможем написать в газете «Лесные новости»?

Чтобы узнать, тему сегодняшнего номера нашей газеты, я предлагаю вам отгадать кроссворд. Готовы? (слайд 2)

Тогда первый вопрос:

Цветик жёлто-золотистый, 
Как цыплёночек, пушистый. 
Сразу вянет от мороза 
Наша неженка … (мимоза)

Она летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит.
Коль летает высоко,
Значит дождик далеко,
Если же летает низко,
Это значит дождик близко. (Ласточка)


 

Из - под снега побежал,
Заворчал и зажурчал. 
Я кораблик смастерю,
И Ему я подарю.
В блеске солнечных лучей
Унесёт его ... (ручей)


 

Весною солнышко стучится к нам в окно

И стало на душе у нас … (тепло)

Учитель: Хорошо, мы отгадали кроссворд, как вы думаете, какое слово здесь спрятано? Назовите тему нашего урока. Какую цель мы можем поставить на этот урок?

Ученики: тема «Март», цель создать газету, узнать что-то новое о марте.

Учитель: Отлично! Как вы думаете, бывают ли в газетах кроссворды? В таком случае предлагаю вклеить в нашу газету этот кроссворд. (Двое детей вклеивают остальные работают дальше)

(слайд 3) Как вы думаете, какое самое важное изменение в природе происходит весной? Почему становится теплее? На что влияет изменение температуры?

Ученики: Солнышко поднимается выше. От этого становится теплей и день становится длиннее. Происходят изменения в неживой природе, в жизни зверей, птиц и растений.

Изменения в неживой природе.

Учитель: Как вы думаете, какие природные явления происходят ранней весной? Отлично! Я услышала много разных предположений. А сейчас посмотрите на экран и послушайте, что я расскажу вам о весенних явлениях природы. (слайд 4)

За три весенних месяца природа успевает измениться до неузнаваемости. В марте она еще только начинает пробуждаться от зимней спячки. Весеннего тепла еще не хватает для того, чтобы заставить снег и ледяные глыбы полностью растаять, но воздух постепенно прогревается, подготавливая все живое к постепенному пробуждению.

Активное таяние снега начинается во второй половине марта. Его вызывает солнце, которое уже достаточно высоко поднимается над горизонтом.

Весенний ледоход завораживает и вызывает опасения. Скованные льдом реки еще нескоро смогут избавиться от своих оков, но как только солнце наберет свою силу, они взбунтуются и постараются своим течением расколоть панцирь льда.

То тут, то там снег сходит с земли, образуя невзрачные проталины. Они появляются везде, где снежный покров был наиболее тонким. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началось новое время года.

Учитель: Скажите, пожалуйста, о каких явлениях природы вы сейчас услышали?

Ученики: таяние снега, ледоход, проталины.

Как вы думаете, можем мы эту информацию поместить в нашу газету?

А сейчас давайте поиграем. Ваша задача определить явление природы, назвать его и сказать к какому времени года оно относится. (интерактивная доска) (слайд 5)

Физминутка (слайд 6)

Учитель: А весенние капельки приглашают вас размяться. Выходите, потанцуйте вместе с капельками.

Поисковая работа в учебнике. Звери. (слайд 7)

Учитель: Как вы думаете, а с приходом весны, изменилась ли жизнь зверей в лесу? В лесу много зверей, а вот о каких мы будем писать в нашей газете, вы узнаете, отгадав загадки:


 

Оленя старший брат,
С рогами как лопаты,
Его легко узнать:
Прозвался  он – сохатый. (лось)


 

Размером она с небольшую собаку,
Но может, как волк, она броситься в драку.
Стоячие уши и хищные зубы.
Из меха пушистого рыжая шуба. (лиса)


 

Сейчас мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.


 

Давайте откроем учебники на странице 56 и прочитаем об изменениях в жизни этих животных.

Одна группа должна прочитать про лося, другая про лисичку. А потом рассказать, что произошло в жизни этих зверей.

Ученики: Лоси ходят по снегу, лакомятся можжевельником. У лисы родились лисята. Мать уходит за добычей, а когда возвращается, согревает детенышей.


 

А теперь послушайте, рассказ еще об одном животном и догадайтесь, о ком я говорю.

 

В берлоге дремлет зверь. Март - последний месяц его сна. Слышит сквозь сон хозяин леса, что происходит вокруг. Вот дятел стучит. Синички напевают: «Скоро весна!» Парами летают лесные сплетницы - сороки.


 

Как вы думаете, о каком звере говорится в этом рассказе? Как еще называют медведя?

Ученики: Медведь. Хозяин леса.

Как вы думаете, эти новости можно напечатать в нашей газете? Давайте приклеим картинки и рассказы об этих животных.

А теперь давайте немного подвигаемся и попробуем изобразить животных, о которых мы сейчас говорили. (пантомима)

Птицы.

Учитель: Какие животные еще упоминаются в тексте, который я вам читала? Как всех их можно назвать одним словом?

Ученики: О дятле, синичках и сороках. Это все птицы.

Учитель: Отлично! Пришло время поговорить о птицах весной!

На экране картина Саврасова «Грачи прилетели». (слайд 8)

Учитель: Ребята, давайте посмотрим на экран. Может быть, кто-то из вас знает это картину? Видели её когда-нибудь? Знаете название или художника, который ее написал?

Эту картину написал великий русский художник-пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов. Кто вспомнит, кто такой художник-пейзажист? Что такое пейзаж?

Картина, которую вы сейчас видите очень известная, она называется «Грачи прилетели». Она находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.


 

Как вы думаете, почему я решила показать вам именно эту картину? Какие птицы на ней изображены? Почему именно о них мы сегодня будем говорить?

Ученики: На ней изображены грачи, которые прилетают к нам самые первые.

Грачи к нам прилетают, когда начинает теплеть, земля оттаивает, и появляются первые проталины. Как вы думаете, почему именно в это время? (слайд 9)

Ученики: Потому, что у грачей появляется возможность находить себе корм в земле и доставать оттуда своим длинным клювом червячков и различных насекомых.


 

Учитель: В народе существует очень много примет и пословиц о грачах и других птицах, которые прилетают к нам ранней весной. Я их вам принесла, но подул сильный ветер и всех их перемешал. Поможете их восстановить?

Работа в парах. Правила работы в парах.


 

Грач в воздухе – весна на улице.

Видишь скворца – знать весна у крыльца.

Жаворонок является к теплу, зяблик к стуже.

Грач на горе – весна на дворе.


 

Учитель: Отлично! Мы собрали пословицы! Давайте их прочитаем. О чем они говорят?

Как вы думаете, а о птицах мы можем написать в нашей газете? Тогда давайте создадим рубрику Картинная галерея и вклеим туда картину Саврасова, а в рубрику Народная мудрость вклеим пословицы, которые вы только что восстановили.


 

Растения (слайд 10)

Учитель: Следующее, о чем мы должны написать в нашей газете, это растения.

Кто знает, как называются растения, которые появляются самые первые? Какие первоцветы вы знаете?

Как вы думаете можно ли рвать первоцветы? Почему?

Ученики: Первоцветы нельзя рвать. Если их сорвать, то в следующем году на этом месте уже не вырастет цветок.

Учитель: А знаете ли вы, какой цветок появляется самый первый? Почему подснежник так называется? (слайд 11)

Ученики: Подснежник. Он появляется ранней весной прямо из под снега.

Учитель: А теперь давайте попробуем отгадать правду или ложь я буду говорить о подснежниках. Вставайте из-за своих мест и если вы считаете, что я говорю правду – хлопайте в ладоши, если не правду – топайте ногами.

Это интересно:

- Подснежники цветут круглый год. (ложь)

- В Германии подснежник называют «снежным колокольчиком», в Великобритании — «снежной каплей» или «снежной сережкой», в Чехии — «снежинкой», а в Италии — «снегосверлителем»! (правда)

- Англичане верят, что растущие вокруг дома подснежники защищают их от вторжения злых духов. (правда)

- Подснежники бывают всех цветов радуги. (ложь)

- На нашей планете существует 18 видов подснежников, 12 из которых можно встретить на территории России. (правда)

- Некоторые виды подснежников занесены в Красную книгу и нуждаются в охране! (правда)


 

Давайте вклеим эти интересные факты о подснежниках в нашу газету.


 

Этап проверки знаний (слайд 12)

Учитель: А сейчас давайте проверим, как вы запомнили всё, что мы проходили на уроке. У каждого из вас на столе лежит листочек, на котором написаны слова. Выша задача выбрать только те, которые относятся к теме нашего урока, к ранней весне, а остальные зачеркнуть.

(таяние снега, день увеличивается, на деревьях распускаются листья, рождение лисят, прилетают грачи, становится холоднее, проталины, первоцветы, реки покрываются льдом)

А теперь давайте вместе проверим.


 

Подведение итогов урока. (2 мин)

А сейчас давайте подведем итоги урока.

-Скажите, что мы сегодня создавали на уроке? Люди, каких профессий создают газеты?

- О каким времени года мы сегодня говорили? О каком месяце?

- Какое самое важное изменение происходит в природе весной?

- Какие весенние природные явления вы запомнили?

- Как меняется жизнь зверей в марте?

-Какие птицы прилетают к нам самые первые?

- Какие цветы появляются самые первые?

- Как вы думаете, у нас получилось достичь, поставленную на урок цель? Смогли мы создать газету о Лесных новостях в марте?

10. Рефлексия (слайд 13)

Отлично! А теперь оцените свою работу на уроке. Возьмите листочек, где вы выполняли самостоятельную работу и переверните его. Закрасьте смайлик зеленым цветом, если вы полностью довольны результатами своей работы на уроке и считаете, что отлично поняли тему урока.

Если вы довольны результатами своей работы на уроке, поняли тему урока, но можете работать активнее, закрасьте смайлик желтым цветом.

Если вы не смогли справиться со всеми заданиями и не до конца разобрались в теме урока, закрасьте смайлик красным цветом.


 

Давайте повесим нашу газету на доску, чтобы после урока все могли ее рассмотреть.


 


Презентация "Март. Лесные новости"
PPTX / 13.31 Мб

Интерактивная игра "Весенние явления природы"


Карточка для проверки знаний
DOCX / 33.31 Кб

Печатные материалы для создания газеты "Март"
DOCX / 1.12 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Осина Светлана Николаевна, 07.04.18 в 07:11 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой!
Зеленова Ирина Николаевна, 07.04.18 в 18:17 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Николаевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.