12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена1372
Прекрасного настроения всегда не хватает, если сам об этом не позаботишься!!!Всем позитива!!!
Россия, Алтайский край, Рубцовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»

__________Н.Т.Иванова

«__»___________2015 г.

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

учителя МБОУ «Лицей «Эрудит»

Ташкиновой Елены Анатольевны,

учителя начальных классов первой квалификационной категории

Рассмотрена на заседании

МО _____________

«___»_____________2015 г.

Протокол № 1

Руководитель МО

_____________________------------

Принята на заседании НМС

«___»_____________2015 г.

Протокол №___

Зам. директора по НМР

_________________Т. В. Денисенко

Рубцовск

2015 г.

Тема самообразования :

Формирование познавательной активности

младших школьников в процессе обучения

Область исследования – процесс обучения младших школьников.

Объект исследования – познавательная деятельность детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – процесс формирования познавательной активности младших школьников.

Цель исследования – изучить методы обучения, направленные на активизацию познавательной деятельности младших школьников.

Задачи исследования:

1) изучить педагогическую и психологическую литературу, проанализировать методическую литературу и сделать соответствующие выводы о путях и средствах повышения познавательной активности у учащихся младших классов;

2) выявить методику использования активных методов обучения на уроке;

3) разработать серию занятий (классных и внеклассных) с применением активных форм обучения;

4) оценить эффективность использования изученных форм обучения в практической деятельности учителя начальной школы.

Проблемы 2014-15 уч.года:
  1. В результате тестирования выявлена низкая познавательная активность Организация учебной деятельности с использованием активных форм обучения с целью повышения познавательной активности учащихся
Задачи : 2015-2016 учебный год:

1. Развивать познавательную активность учащихся через внедрение активных форм обучения, способствующие повышению эффективности и качества учебного процесса.

2.Использовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в обучении и воспитании с целью повышения познавательной активности учащихся

Гипотеза:

Высокий уровень познавательной активности способствует глубокому и прочному усвоению знаний

Актуальность темы:

Ш.А. Амонашвили: «Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь».

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности .

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной активности. Школа занимает особое место в жизни ребенка и играет важную роль в судьбе каждого человека. Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки. Задача современного образования состоит в том, чтобы способствовать появлению нового типа человека, который чувствует себя «комфортно при переменах, которому нравятся перемены, который способен на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно не предвиденную ситуацию».

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

Подведение итогов

Первый

Поиск литературы по данной проблеме, составление списка литературы:

   
 

Изучение литературы:

1) Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. «Ось-89», 2000. - с. 36, 40

2) Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство по-вышения эффективности учения школьников. – Ростов - на Дону., 1970.

3) Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.

4) Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих уч-ся нач.кл. - Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993

5) Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. педагогика. - 1989, №5 с. 10-14

6) Мечинская Н. А. Педагогические проблемы активности личности в обучении - М., 1973.

7) Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “ Педагогика и методика нач. классов”/С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин и др.; Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина,- 2-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1986.-336 с.

8) Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980.

9) Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576с.

10) Смолкин А.М. Активные методы обучения. М:1991.

11) Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников - М., 1988.

12) Фридман Л. М; Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса - М.-1990.

13) Харламов И. Ф. Активизация учения школьников - М., 1970.

14) Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в пе-дагогике. – М., 1984.

15) Щукина Р. И. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения - М., 1984.

Из опыта работы:

.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования. - 2004. - № 12. - С.18-19.

.Фридман, Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. / Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1989. - С. 27-28.

32.Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1971. - 351 с.

.Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии, 1971. - № 4 - С. 6-20.

.Я иду на урок в начальную школу : Математика. Книга 2 ; Книга для учителя. - М. : Издательство «Первое сентября», 2000. - 256 с.

.Якиманская, И.С. Требования к программам, ориентированным на развитие // Вопросы психологии. - 1994. - № 2. - С. 69-75.

В течение года

 

Второй

Изучение состояния выбранной проблемы с точки зрения теории и практики

   
 

Знакомство с состоянием исследовательской деятельности в образовательной системе : работа по изучению материалов сайтов:

www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary

 

В течение года

 

Третий

Проектирование собственной педагогической деятельности

   
 

1. диагностика уровней познавательной активности учащихся;

2. проведение тренингов с учащимися с целью повышения познавательной активности учащихся;

3. создание методической копилки материалов;

4 . консультационная работа с психологом;

2 четверть

1четверть

В течение года

В течение года

В течение года

 
       

Четвёртый

Опытно – экспериментальная проверка разработанных проектов

В течение года

 
 

1. Диагностирование познавательной активности по предметам через психологическую службу лицея

   
 

2.Участие детей в конкурсах, олимпиадах, викторинах разного уровня

   
 

3. Работа с ЭОР, тестами и приложениями к УМК "Школа России"

   

Пятый

Рефлексия (оценка себя в своей деятельности)

   
 

1. Анализ педдеятельности

4 четверть

 
 

2. Выступление на заседании М О

В течение года

 
 

3. Участие в педагогических конкурсах различного уровня

В течение года

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.