Программа самообразования педагога нчальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»
__________Н.Т.Иванова
«__»___________2015 г.
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя МБОУ «Лицей «Эрудит»
Ташкиновой Елены Анатольевны,
учителя начальных классов первой квалификационной категории
Рассмотрена на заседании
МО _____________
«___»_____________2015 г.
Протокол № 1
Руководитель МО
_____________________------------
Принята на заседании НМС
«___»_____________2015 г.
Протокол №___
Зам. директора по НМР
_________________Т. В. Денисенко
Рубцовск
2015 г.
Тема самообразования :
Формирование познавательной активности
младших школьников в процессе обучения
Область исследования – процесс обучения младших школьников.
Объект исследования – познавательная деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования познавательной активности младших школьников.
Цель исследования – изучить методы обучения, направленные на активизацию познавательной деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
1) изучить педагогическую и психологическую литературу, проанализировать методическую литературу и сделать соответствующие выводы о путях и средствах повышения познавательной активности у учащихся младших классов;
2) выявить методику использования активных методов обучения на уроке;
3) разработать серию занятий (классных и внеклассных) с применением активных форм обучения;
4) оценить эффективность использования изученных форм обучения в практической деятельности учителя начальной школы.
Проблемы 2014-15 уч.года:- В результате тестирования выявлена низкая познавательная активность Организация учебной деятельности с использованием активных форм обучения с целью повышения познавательной активности учащихся
1. Развивать познавательную активность учащихся через внедрение активных форм обучения, способствующие повышению эффективности и качества учебного процесса.
2.Использовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в обучении и воспитании с целью повышения познавательной активности учащихся
Гипотеза:
Высокий уровень познавательной активности способствует глубокому и прочному усвоению знаний
Актуальность темы:
Ш.А. Амонашвили: «Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь».
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности .
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной активности. Школа занимает особое место в жизни ребенка и играет важную роль в судьбе каждого человека. Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки. Задача современного образования состоит в том, чтобы способствовать появлению нового типа человека, который чувствует себя «комфортно при переменах, которому нравятся перемены, который способен на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно не предвиденную ситуацию».
Этапы |
Содержание деятельности |
Сроки |
Подведение итогов |
Первый |
Поиск литературы по данной проблеме, составление списка литературы: |
||
Изучение литературы: 1) Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. «Ось-89», 2000. - с. 36, 40 2) Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство по-вышения эффективности учения школьников. – Ростов - на Дону., 1970. 3) Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993. 4) Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих уч-ся нач.кл. - Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993 5) Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. педагогика. - 1989, №5 с. 10-14 6) Мечинская Н. А. Педагогические проблемы активности личности в обучении - М., 1973. 7) Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “ Педагогика и методика нач. классов”/С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин и др.; Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина,- 2-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1986.-336 с. 8) Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980. 9) Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576с. 10) Смолкин А.М. Активные методы обучения. М:1991. 11) Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников - М., 1988. 12) Фридман Л. М; Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса - М.-1990. 13) Харламов И. Ф. Активизация учения школьников - М., 1970. 14) Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в пе-дагогике. – М., 1984. 15) Щукина Р. И. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения - М., 1984. Из опыта работы: .Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования. - 2004. - № 12. - С.18-19. .Фридман, Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. / Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1989. - С. 27-28. 32.Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1971. - 351 с. .Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии, 1971. - № 4 - С. 6-20. .Я иду на урок в начальную школу : Математика. Книга 2 ; Книга для учителя. - М. : Издательство «Первое сентября», 2000. - 256 с. .Якиманская, И.С. Требования к программам, ориентированным на развитие // Вопросы психологии. - 1994. - № 2. - С. 69-75. |
В течение года |
||
Второй |
Изучение состояния выбранной проблемы с точки зрения теории и практики |
||
Знакомство с состоянием исследовательской деятельности в образовательной системе : работа по изучению материалов сайтов: www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary
|
В течение года |
||
Третий |
Проектирование собственной педагогической деятельности |
||
1. диагностика уровней познавательной активности учащихся; 2. проведение тренингов с учащимися с целью повышения познавательной активности учащихся; 3. создание методической копилки материалов; 4 . консультационная работа с психологом; |
2 четверть 1четверть В течение года В течение года В течение года |
||
Четвёртый |
Опытно – экспериментальная проверка разработанных проектов |
В течение года |
|
1. Диагностирование познавательной активности по предметам через психологическую службу лицея |
|||
2.Участие детей в конкурсах, олимпиадах, викторинах разного уровня |
|||
3. Работа с ЭОР, тестами и приложениями к УМК "Школа России" |
|||
Пятый |
Рефлексия (оценка себя в своей деятельности) |
||
1. Анализ педдеятельности |
4 четверть |
||
2. Выступление на заседании М О |
В течение года |
||
3. Участие в педагогических конкурсах различного уровня |
В течение года |