Программа самообразования педагога нчальных классов

2
0
Материал опубликован 22 October 2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»

__________Н.Т.Иванова

«__»___________2015 г.

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

учителя МБОУ «Лицей «Эрудит»

Ташкиновой Елены Анатольевны,

учителя начальных классов первой квалификационной категории

Рассмотрена на заседании

МО _____________

«___»_____________2015 г.

Протокол № 1

Руководитель МО

_____________________------------

Принята на заседании НМС

«___»_____________2015 г.

Протокол №___

Зам. директора по НМР

_________________Т. В. Денисенко

Рубцовск

2015 г.

Тема самообразования :

Формирование познавательной активности

младших школьников в процессе обучения

Область исследования – процесс обучения младших школьников.

Объект исследования – познавательная деятельность детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – процесс формирования познавательной активности младших школьников.

Цель исследования – изучить методы обучения, направленные на активизацию познавательной деятельности младших школьников.

Задачи исследования:

1) изучить педагогическую и психологическую литературу, проанализировать методическую литературу и сделать соответствующие выводы о путях и средствах повышения познавательной активности у учащихся младших классов;

2) выявить методику использования активных методов обучения на уроке;

3) разработать серию занятий (классных и внеклассных) с применением активных форм обучения;

4) оценить эффективность использования изученных форм обучения в практической деятельности учителя начальной школы.

Проблемы 2014-15 уч.года:
  1. В результате тестирования выявлена низкая познавательная активность Организация учебной деятельности с использованием активных форм обучения с целью повышения познавательной активности учащихся
Задачи : 2015-2016 учебный год:

1. Развивать познавательную активность учащихся через внедрение активных форм обучения, способствующие повышению эффективности и качества учебного процесса.

2.Использовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в обучении и воспитании с целью повышения познавательной активности учащихся

Гипотеза:

Высокий уровень познавательной активности способствует глубокому и прочному усвоению знаний

Актуальность темы:

Ш.А. Амонашвили: «Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь».

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности .

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной активности. Школа занимает особое место в жизни ребенка и играет важную роль в судьбе каждого человека. Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки. Задача современного образования состоит в том, чтобы способствовать появлению нового типа человека, который чувствует себя «комфортно при переменах, которому нравятся перемены, который способен на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно не предвиденную ситуацию».

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

Подведение итогов

Первый

Поиск литературы по данной проблеме, составление списка литературы:

   
 

Изучение литературы:

1) Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. «Ось-89», 2000. - с. 36, 40

2) Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство по-вышения эффективности учения школьников. – Ростов - на Дону., 1970.

3) Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.

4) Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих уч-ся нач.кл. - Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993

5) Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. педагогика. - 1989, №5 с. 10-14

6) Мечинская Н. А. Педагогические проблемы активности личности в обучении - М., 1973.

7) Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “ Педагогика и методика нач. классов”/С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин и др.; Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина,- 2-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1986.-336 с.

8) Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980.

9) Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576с.

10) Смолкин А.М. Активные методы обучения. М:1991.

11) Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников - М., 1988.

12) Фридман Л. М; Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса - М.-1990.

13) Харламов И. Ф. Активизация учения школьников - М., 1970.

14) Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в пе-дагогике. – М., 1984.

15) Щукина Р. И. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения - М., 1984.

Из опыта работы:

.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования. - 2004. - № 12. - С.18-19.

.Фридман, Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. / Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1989. - С. 27-28.

32.Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1971. - 351 с.

.Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии, 1971. - № 4 - С. 6-20.

.Я иду на урок в начальную школу : Математика. Книга 2 ; Книга для учителя. - М. : Издательство «Первое сентября», 2000. - 256 с.

.Якиманская, И.С. Требования к программам, ориентированным на развитие // Вопросы психологии. - 1994. - № 2. - С. 69-75.

В течение года

 

Второй

Изучение состояния выбранной проблемы с точки зрения теории и практики

   
 

Знакомство с состоянием исследовательской деятельности в образовательной системе : работа по изучению материалов сайтов:

www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary

 

В течение года

 

Третий

Проектирование собственной педагогической деятельности

   
 

1. диагностика уровней познавательной активности учащихся;

2. проведение тренингов с учащимися с целью повышения познавательной активности учащихся;

3. создание методической копилки материалов;

4 . консультационная работа с психологом;

2 четверть

1четверть

В течение года

В течение года

В течение года

 
       

Четвёртый

Опытно – экспериментальная проверка разработанных проектов

В течение года

 
 

1. Диагностирование познавательной активности по предметам через психологическую службу лицея

   
 

2.Участие детей в конкурсах, олимпиадах, викторинах разного уровня

   
 

3. Работа с ЭОР, тестами и приложениями к УМК "Школа России"

   

Пятый

Рефлексия (оценка себя в своей деятельности)

   
 

1. Анализ педдеятельности

4 четверть

 
 

2. Выступление на заседании М О

В течение года

 
 

3. Участие в педагогических конкурсах различного уровня

В течение года

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.