Доклад «Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»

3
1
Материал опубликован 24 October 2019

Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога дополнительного образования

 

(Доклад подготовлен Бессарабовой Т.А., методистом, педагогом дополнительного образования, руководителем детского объединения «Краевед» на методическое объединение педагогов туристско-краеведческого и социально-педагогического направлений

МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» 03.10.2019г.)

 

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог дополнительного образования должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др..

 

Педагог должен учиться всему постоянно. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

 

 

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:

 

Ежедневная работа с информацией.

Желание творчества. Педагог – профессия творческая

Стремительный рост современной науки

Изменения, происходящие в жизни общества

Конкуренция.

Общественное мнение.

Материальное стимулирование

 

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению,

 

родительскому собранию, воспитательному мероприятию и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики

 

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

 

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка в объединение, к конкретному педагогу.

 

Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.

 

Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, стимулирующие выплаты, звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Деятельность педагога в области самообразования может включать в себя:

систематический просмотр определенных телепередач;

чтение конкретных педагогических периодических изданий;

чтение методической, педагогической и предметной литературы;

 

обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;

 

Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

 

Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

Выбор темы самообразования.

Формулирование цели и задач самообразования.

 

Определение круга источников информации.

 

Составление плана самообразования.

Определение результата самообразования.

6. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

 

Рассмотрим данные этапы.

Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой работает педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.

Каждый педагог в процессе своей работы сталкивается с различными проблемами, решением которых и занимается впоследствии, если считает себя профессионалом.

1 этап – выбор темы самообразования

Критерии отбора темы по самообразованию

- Актуальность

- Соответствие современным достижениям науки

- Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей

Критерии отбора темы по самообразованию

 

 

1. Актуальность Содержание темы по самообразованию должно быть значимо как для

 

педагога, так и для данного учреждения дополнительного образования детей в целом:

социальной адаптации обучающихся всех видов и типов;

формирования здорового образа жизни;

привлечения семьи к организации жизнедеятельности детей и подростков.

создание воспитательных систем в детских объединениях;

обобщение инновационного опыта педагогов.

 

2. Соответствие современным достижениям науки Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.

3. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей

ПДО могут использоваться в качестве рабочего материала другими педагогами: он не должен быть связан только с личностными особенностями автора.

Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

2 этап – формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

изучение и внедрение новых педагогических технологий;

 

изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

 

совершенствование своих знаний в области педагогической

 

психологии. При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему

 

самообразования.

 

Задачи самообразования это шаги по достижению цели самообразования.

 

3 этап – определение круга источников информации

Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:

 

 

литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

 

материалы сети Интернет; телевидение;

видео, аудио информация на различных носителях;

платные курсы;

семинары и конференции;

мастер-классы;

мероприятия по обмену опытом;

экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

 

курсы повышения квалификации;

уроки коллег и т.д.

 

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

 

4 этап – составление плана самообразования

В плане указываются:

 

название темы;

 

цели;

задачи;

 

предполагаемый результат;

этапы работы;

 

сроки выполнения каждого этапа;

 

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

 

способ демонстрации результата проделанной работы;

форма отчета по проделанной работе.

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

 

5 этап – определение результата самообразования

Результатами самообразования на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:

 

повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

 

разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;

 

разработка пакета тестового материала в электронном виде;

 

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

 

создание комплектов педагогических разработок;

 

 

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

и т.д.

 

 

 

6 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

6 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета

Формами отчетных работ могут быть:

обобщение опыта;

 

доклад;

 

сбор и анализ отчетной документации;

презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

 

 

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

 

Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога

 

Повышение качества преподавания предмета.

Готовность к педагогическому творчеству.

Профессиональный и карьерный рост.

 

Создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника.

 

Соответствие педагога требованиям общества и государства.

 

Самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

 

Методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» Бессарабова Т.А.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный материал. Благодарю, Татьяна Анатольевна!

24 October 2019

Похожие публикации