Доклад «Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»
Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога дополнительного образования
(Доклад подготовлен Бессарабовой Т.А., методистом, педагогом дополнительного образования, руководителем детского объединения «Краевед» на методическое объединение педагогов туристско-краеведческого и социально-педагогического направлений
МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» 03.10.2019г.)
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог дополнительного образования должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др..
Педагог должен учиться всему постоянно. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Желание творчества. Педагог – профессия творческая Стремительный рост современной науки Изменения, происходящие в жизни общества Конкуренция. Общественное мнение. Материальное стимулирование |
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению,
родительскому собранию, воспитательному мероприятию и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка в объединение, к конкретному педагогу.
Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, стимулирующие выплаты, звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Деятельность педагога в области самообразования может включать в себя: систематический просмотр определенных телепередач; чтение конкретных педагогических периодических изданий; чтение методической, педагогической и предметной литературы;
обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий; |
Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики. |
Данная деятельность включает в себя несколько этапов: Выбор темы самообразования. Формулирование цели и задач самообразования.
Определение круга источников информации.
Составление плана самообразования. Определение результата самообразования. 6. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета. |
Рассмотрим данные этапы.
Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой работает педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.
Каждый педагог в процессе своей работы сталкивается с различными проблемами, решением которых и занимается впоследствии, если считает себя профессионалом.
1 этап – выбор темы самообразования Критерии отбора темы по самообразованию - Актуальность - Соответствие современным достижениям науки - Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей |
Критерии отбора темы по самообразованию
1. Актуальность Содержание темы по самообразованию должно быть значимо как для
педагога, так и для данного учреждения дополнительного образования детей в целом:
социальной адаптации обучающихся всех видов и типов;
формирования здорового образа жизни;
привлечения семьи к организации жизнедеятельности детей и подростков.
создание воспитательных систем в детских объединениях;
обобщение инновационного опыта педагогов.
2. Соответствие современным достижениям науки Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.
3. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей
ПДО могут использоваться в качестве рабочего материала другими педагогами: он не должен быть связан только с личностными особенностями автора.
Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
2 этап – формулировка цели и задач самообразования Целями самообразования могут быть: повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры; изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогической
психологии. При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему
самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования. |
3 этап – определение круга источников информации Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
материалы сети Интернет; телевидение; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации; уроки коллег и т.д. |
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
4 этап – составление плана самообразования В плане указываются:
название темы;
цели; задачи;
предполагаемый результат; этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчета по проделанной работе. |
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
5 этап – определение результата самообразования Результатами самообразования на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;
разработка пакета тестового материала в электронном виде;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме); и т.д.
|
6 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
6 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета Формами отчетных работ могут быть: обобщение опыта;
доклад;
сбор и анализ отчетной документации; презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
|
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога
Повышение качества преподавания предмета. Готовность к педагогическому творчеству. Профессиональный и карьерный рост.
Создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника.
Соответствие педагога требованиям общества и государства.
|
Самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» Бессарабова Т.А.
Спицына Любовь Ивановна