Выступление «Профессиональная культура педагога дополнительного образования»
Тема: «Профессиональная культура педагога дополнительного образования»
Профессиональную культуру педагогических работников, а именно ее содержание, рассмотрим с позиции требований нормативно – правых документов.
Профессиональная культура педагога – это комплекс требований к профессиональным знаниям, умениям и навыкам,
- это определенные уровни теоретического и практического опыта работы,
- это степень владения приемами и способами решения профессиональных задач.
В Нормативно – правовых документах в области образования сформулированы основные требования к содержанию педагогической деятельности, в том числе «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых», содержит требования к содержанию и качеству труда, к уровню квалификации педагога дополнительного образования детей, к условиям осуществления трудовой деятельности, к практическому опыту, профессиональному образованию и обучению.
Основная цель профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, формулировка которой дана в «Профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых», состоит в: «Организации деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно – установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ».
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам – обобщенная трудовая функция для нас является наиболее значимой, т.к. на ее основе строится практически весь образовательно – воспитательный процесс.
Данная функция конкретизирована следующими трудовыми функциями:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы (план воспитательной работы, который мы составляем вначале учебного года);
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу (план работы с родителями, анкетирование в конце учебного года, т.к. родители и учащиеся являются основными заказчиками наших услуг);
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы (контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации);
- разработка программно – методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы (разработка системы достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ – разработка УМК, диагностики).
Суть педагогической профессии определяется не только совокупностью заданий и предъявляемых ими требований.
Профессиональную культуру педагога нельзя представлять как набор компонентов. Прежде всего, это комплексная характеристика, в которой как единое целое проявляется: индивидуально – творческие способности педагога, его культурный, социальный и педагогический опыт.
Сегодня мы с полным правом можем констатировать - учреждения дополнительного образования детей – культурная модель образовательного учреждения, объединяющего детей, родителей, педагогов, администрацию. В учреждении дополнительного образования создана своя система направлений деятельности, которая особым образом влияет на образование детей, их интересы, мышление.
Дополнительное образование не является обязательным, необязательность проявляется в добровольности.
Добровольность характеризуется:
- правом свободного выбора ребенком вида деятельности;
- и характером взаимоотношений педагога и ребенка.
Взаимоотношения педагога и детей в дополнительном образовании – это особый вид личностных отношений, демократичный по сути, эти взаимоотношения зависят от качеств, индивидуальных особенностей детей в той же степени, как и от личности педагога.
Согласно требованиям «Профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых» - педагог дополнительного образования детей проявляет необходимые умения в: «установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися, создает педагогические условия для формирования на учебных занятиях психологического климата, использует различные средства педагогической поддержки учащихся», а также применяет «методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся».
В учреждении дополнительного образования нет строго регламентированных образовательных стандартов. Результат обучения – это прежде всего заслуга педагога. Миссия педагога дополнительного образования состоит в умении пройти с ребенком индивидуальный путь познания и образования, это определенный путь поддержки каждого ребенка. И эта поддержка проявляется в достижении такого качества совместной деятельности с детьми, которая обеспечивает возможность для их ценностно значимых личностных проявлений и обогащение их личного опыта жизненно необходимым содержанием. Создание ситуации успеха для каждого ребенка является основой образовательно – воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования.
Для ребенка должны быть созданы такие условия, которые бы способствовали раскрытию его индивидуальности, его лучших личных качеств. Ребенок, усвоив знания, получив определенные навыки, смог реализовать себя в социуме, в своей повседневной жизни, а возможно это повлияет и на выбор будущей профессии.
Не является секретом тот факт, что на учебные занятия ребенок приходит по доброй воле, и, тот заветный «золотой ключик», который найдет педагог к ребенку, примет его таким каким ребенок по своей сути является, и есть залог успеха совместной деятельности.
В этом особо ярко проявляются индивидуально – творческие способности педагога дополнительного образования, которые в педагогической литературе рассматриваются как единство интуиции и знаний, авторитетного руководства, способности преодолевать педагогические трудности и обладать даром чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок. Мастерство педагога заключается также в человеческой мудрости, творческой смелости, способности к аналитической деятельности, фантазии и воображения. Педагог дополнительного образования, как показывает практика, не ограничивается достигнутым результатом, старается выйти за пределы достигнутого в рамках усвоения дополнительной общеобразовательной программы.
Какие бы задачи не стояли перед педагогом, он всегда является организатором коллективной и индивидуальной деятельности детей (досуговые и воспитательные мероприятия, индивидуальный подход в обучении, индивидуальный образовательный маршрут как способ поддержки одаренного ребенка или ребенка с ограниченными возможностями), педагог дополнительного образования также является мастером убеждения, мастером передачи знаний и формирования опыта деятельности, мастером владения педагогической техники. Педагогическая техника рассматривается как один из ведущих компонентов педагогической деятельности. Педагогическая техника может быть представлена следующими умениями: выбором правильного тона и стиля в обращении с учащимися, управлением их внимания, чувством темпа, владение словом, дикцией, образной речью, техникой интонирования, выражения различных эмоций, управление своим психоэмоциональным состоянием. Термин «педагогическая техника» ввел А.С. Макаренко. Он рассматривал ее как основу воспитания. А.С. Макаренко говорил, что воспитанники воспринимают душу и мысли педагога не потому, что знают, что у него в душе, а потому, что видят, и слушают его.
Специфика педагогической деятельности в большей степени еще состоит и в том, что в основе этой деятельности - воспитание Человека. Это особая ответственность, которая возлагается на педагога.
«Если золотых дел мастер портит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак, но самый большой брильянт не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть огромное преступление или огромная без вины вина. Над этим материалом нужно работать четко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него» - эта цитата, взята из выступления А.В. Луначарского на совещании воспитателей-общественников в 1928г., актуально звучит и в наше время.
Поэтому с полным правом надо говорить и том, что результат обучения и воспитания, ибо эти понятия тесно взаимосвязаны, зависит прежде всего от личности педагога, от его человеческих качеств. Педагогическая деятельность в большей степени окрашена личностно и поэтому личностные качества педагога играют значительную роль в достижении профессионального успеха.
Личный профессиональный успех педагога зависит во многом и от понимания ним тех задач, которые стоят перед педагогическим коллективом и образовательным учреждением в целом.
В своей деятельности педагоги взаимодействуют и с членами педагогического коллектива, родителями учащихся, иными заинтересованными лицами, организациями. Соблюдение правил норм человеческого поведения и общения способствует формированию позитивного имиджа учреждения.
Основу профессиональной культуры составляют не только профессиональные знания и умения, но и общечеловеческие ценности. Выдающийся ученый Д.С. Лихачев считал, что интеллигентность, как характерная черта культурного человека, не сводится к получению высшего образования и интеллигентной профессии: «Интеллигентность не только в знаниях, а в способности понимать другого человека. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей…».
Основу этого понимания составляет профессиональное и человеческое общение.
Я. Т. Лыкус, зав. отделом методическим.