Статья «Использование нетрадиционной техники рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
Использование нетрадиционной техники рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.
Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинского, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и многих других. Исследования Т. С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка.
Желательно, используя новые и довольно интересные педагогические технологии, не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Этим требованиям соответствуют нетрадиционные способы рисования
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в
том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например,
какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисуноксобственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и
техник способствует развитию у ребенка:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного
восприятия;
внимания и усидчивости;
мышления;
изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического
восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки
контроля и самоконтроля.
Несомненно, достоинством нетрадиционных способов рисования является универсальность их использования. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений ребенок не может выразить словами.
На сегодняшний день нетрадиционных способов рисования насчитывается множество.
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография;
рисование руками;
печать поролоном;
рисование ватными палочками;
ниткография;
свеча + акварель;
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям
чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение,
дает полную свободу для самовыражения.
В ходе занятии рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные
движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами
(размазывание, примакиванне). Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски
на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге
возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и
пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным
стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним.
Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов
исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани
набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет
многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков
разные композиции.
Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Дети
набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь
пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всею
подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой
поверхности объекта.
Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно
использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем
немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки - быстрыми
движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно
менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно,
волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя
брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что
помогает создать многоцветный рисунок.
Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование
мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и
трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды,
размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене
приложить лист бумаги, дорисовать детали.
Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники -
кляксографнн. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр
листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем в
другую или подуть на кляксу. Таким образом, можно получить оригинальное
изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.
Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый
способ - симметричное сложение листа пополам. Для этого берём альбомный лист
и складываем его пополам. На одной части листа гуашью рисуем изображение, затем по линии сгиба
складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней
стороне листа, получаем зеркальное отражение. Второй способ
- на пластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной палочкой или
черенком кисточки процарапываем изображение предметов - фигурки птиц и
животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на
листе получается оттиск.
Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются
простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски,
емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.)
длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу
бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого
цвета взять чистую нить.
В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота – 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет
изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки
для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашыо. прислонить к
бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того,
какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым,
дугообразным, вращательным.
Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные
восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски,
подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе
бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми
мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок
аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон
и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под
проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.
При «Рисовании свечой” получаются “Картинки-загадки”. Маленькой тонкой свечкой рисуем на белом листе, а затем тонируем лист акварельной краской любого цвета. Изображение, прорисованное свечой, не прокрашивается, и создаются причудливые узоры.
Очень красивые и необычные работы получаются при «Рисовании по мокрой бумаге». Для чего мы будем наносить краски на мокрую бумагу? Чтобы цвета получались прозрачные, размытые и смешивались друг с другом.
Проведение образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник:
1. Способствует снятию детских страхов;
2. Развивает уверенность в своих силах;
3. Развивает пространственное мышление;
4. Учит детей свободно выражать свой замысел;
5. Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
6. Учит детей работать с разнообразным материалом;
7. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
8. Развивает чувство фактурности и объёмности;
9. Развивает мелкую моторику рук;
10. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
11. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на
занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование
позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес
к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет
детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения.