12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прунчак Галина Николаевна444
Воспитатель ДОУ
Россия, Ханты-Мансийский АО, Покачи
Материал размещён в группе «Все для воспитателя»


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

город Покачи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад










t1652103018aa.gif



для родителей младшей группы


t1652103018ab.gif























Подготовили:

воспитатели Прунчак Г.Н., Майок А.В.



Пояснительная записка

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Здесь важно не упустить время, сделать все необходимое, чтобы учиться малышу в современной школе было легко. Современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать, но не знают, как правильно это делать.

У большинства детей в наше время наблюдается отставание в моторном развитии: дети плохо лепят, с трудом застёгивают пуговицы, не умеют завязывать шнурки. К сожалению, многие родители узнают о проблемах с мелкой моторикой только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка, когда кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Чтобы малыш своевременно научился работать своими руками, родителям необходимо предоставлять ему такую возможность, развивать его руки! И, делать это следует не время от времени, а систематически, каждый день.

Данный мастер-класс поможет педагогам убедить родителей в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста, познакомит с различными способами развития мелкой моторики, научит родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях, поможет правильно организовать процесс овладения новой информацией в игровой форме

Предлагаемые игры и задания легко и просто организовать дома. Они не требуют особой подготовки, а материалом для их проведения станут подручные средства, которые есть у каждого дома.


Цель: Формирование представлений о развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, её роли для общего развития ребенка и формирования его речи


Задачи:

Познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики у детей в домашних условиях.

Предоставить родителям практические рекомендации по применению игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Вызывать желание заниматься с ребенком развитием  мелкой моторики дома.

Способствовать укреплению сотрудничества между ДОУ и семьей.


Оборудование и материалы.

Красные и зеленые круги.

Атрибуты для игр и упражнений на развитие моторики:

- пробки от пластиковых бутылок, спички, орехи;

- фасоль, горох, манная крупа;

- пуговицы;

- прищепки;

- карандаши.

Шаблоны картинок для выкладывания пуговиц.


Предварительная работа:
1. Подготовка памятки для родителей «Развитие мелкой моторики рук».

2. Подготовка буклета «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников».


Ход:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш мастер-класс. Нашу встречу хотелось бы начать с загадки:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»,

Угадайте, как их звать? (Пальцы).

- Действительно, это пальцы.


Тема нашего мастер-класса посвящена развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

Блиц-опрос (с использованием сигнальных карточек красного и зелёного цвета)

Цель: выявление знаний родителей по теме семинара.

1. Знаете ли вы, что такое мелкая моторика пальцев рук?

Если «Да», то поднимите зелёный кружок

Если «Нет», то поднимите красный кружок

2. Имеете ли вы представление, как можно развивать мелкую моторику пальцев рук?

«Да» «Нет»

3. Развиваете ли вы мелкую моторику пальцев рук в домашних условиях?

Если «Да», то как? «Нет»

4. Как вы оцениваете необходимость развития моторики руки? Для чего это необходимо делать?


Ещё В. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев». 

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Наши предки пели детям песенки, пестушки, потешки, играли в «Ладушки», «Сороку – белобоку», «Козу рогатую» и т. д., сопровождая речь движениями рук. Современные исследования  подтвердили: что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Мелкую моторику можно развивать с помощью различных настольных игр (мозаика, пазлы, лото, домино), пальчиковых игр и упражнений, массажа, специальных методик, но на все это нужно свободное время. А что же делать, если такового нет? Выход есть!

Мы предлагаем развивать мелкую моторику простыми, подручными средствами, которые есть у каждого дома и хотим познакомить вас с интересными и познавательными играми, которые не требуют особой подготовки, а материал для их организации всегда будет у вас под рукой.


Игра «Лыжник» (пробки от пластиковых бутылок)

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.


2. Игра «Строим сруб» (спички, счетные палочки…)

Предложить сложить из спичек или счетных палочек сруб. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Можно также предложить ребенку собрать спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): например, двумя указательными, двумя средними.



3. Игра «Мой орех» (орехи, каштаны)

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».


4. Игры с крупами (фасоль, горох).

Дети очень любят игры с крупами, это приятные тактильные ощущения  и самомассаж. Главное, помнить о технике безопасности и следить за тем, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот и не засовывали в нос. С этой целью желательно использовать более крупные крупы или бобовые.

Предлагаем вам несколько фасолево-гороховых заданий, которые вы можете организовать с детьми.

1 задание: Можно предложить ребенку разложить горошины в разные кружки. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно.

2 задание: Насыпаем в кастрюльку или большую миску сушеный горох (фасоль или любую крупу) и прячем в нём небольшие предметы: игрушки из «киндер-сюрпризов», детали конструктора или что-то еще. Задача ребенка – найти и вытащить эти мелкие предметы.

3задание: Насыпаем в кастрюлю гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

4 задание: Берется фасоль либо горох. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.


5. Игра «Художник» (манка).

Возьмите поднос или плоское блюдо. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу манку или любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребёнку самому нарисовать несколько линий. В дальнейшем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы, например, волны, солнышко, кораблик. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики ребёнка, способствует развитию фантазии и воображения.


6. Игры «Весело пуговки рядом лежат, сказку свою нам говорят» (пуговицы)

В каждом доме найдутся пуговицы. Многим детям очень нравится играть с пуговками. Не лишайте их этого удовольствия, а превратите их интерес в увлекательные игры. Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук, речевые навыки.

«Проложи дорожку»

Для этой игры нам понадобятся изображения линий (прямые, ломаные, волнистые, по спирали) на листе бумаги, по которым ребенок будет выкладывать пуговицы. Ребенку предлагается проложить тропинку к сказочному герою или к домику.

t1652103018ac.gift1652103018ad.gif

t1652103018ae.pngt1652103018af.jpgt1652103018ag.jpgt1652103018ah.gift1652103018ai.gif

t1652103018aj.gif




«Заполни картинку».

Предлагают детям выложить из пуговиц картинку - схему, ориентируясь на цвет, размер, форму. Пуговицы накладываются на круги, которые изображены на рисунке, соответствующего размера и цвета. Затем поинтересуйтесь, какого цвета пуговицы дети использовали.

t1652103018ak.gift1652103018al.gif











«Продолжи ряд»

Взрослый начинает строить цепочку из пуговиц разного размера двух цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.

t1652103018am.gif






Пальчиковая гимнастика.

Ценность пальчиковой гимнастики состоит в том, что, разрабатывая ручки детей, мы стимулируем развитие речи. Логопеды применяют упражнения пальчиковой гимнастики для коррекции детской речи.

Проведём пальчиковую игру привычным способом:

Пальчиковая игра «Как живёшь?»
- Как живёшь?

- Вот так (большой палец вперёд)
- Как плывёшь?

- Вот так (имитация плавания)
- Как бежишь?

- Вот так (бег пальцами)
- Вдаль глядишь?

- Вот так (рука ко лбу)

- Ждёшь обед? 
- Вот так! (кулаком подпереть щеку)
-
Машешь вслед? 
- Вот так! (махи кистью)

- Утром спишь?
- Вот так! (сложенные ладони под щеку)
- А шалишь? 
- Вот так!  (хлопки по надутым щекам)


Предлагаем сделать пальчиковую гимнастику необычным способом. Например, при помощи карандаша.


«Мотор» (для мальчиков)

Ладони нужно сомкнуть пальцами вперед. Карандашик размещают вертикально и передвигают, перемещая ладони взад-вперед, меняя темп. При этом говорят:

Заведи мотор скорей,

И ладошки разогрей,

Разгоняйся все быстрей,

Сил, дружок мой, не жалей.

Скорость после замедляем,

Вот мы к дому подъезжаем.





«Скалка» (для девочек)

Ладошки соединяют как в предыдущем примере, но так, что бы правая рука (или левая, если ребенок левша) была сверху. Карандаш нужно разместить горизонтально и перемещать взад-вперед с помощью только верхней ладошки.

Пироги печем исправно.

Кто на кухне самый главный?

Дочка тесто раскатает,

Мама в печь его поставит.


Также можно использовать обычные бельевые прищепки. Предварительно проверьте прищепку на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.        

Смена рук.

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».


Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени. Однако, любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Выполняя эти задания с ребёнком, будьте спокойны, не спешите делать все за малыша, дайте ему шанс проявить себя, но при необходимости поддержите ребенка и окажите ему помощь. А результат окупится сторицей.

Основы, закладываемые сейчас, в младшем возрасте, помогут ребёнку в дальнейшем избежать многих серьезных проблем, как в школе, так и во взрослой жизни!

Опубликовано в группе «Все для воспитателя»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.