12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья105
Россия, Карелия респ., Петрозаводск
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»
1

Мастер-класс для родителей «Развитие речевой моторики в режимных моментах»

Мастер-класс для родителей «Развитие речевой моторики в режимных моментах»

 Краткое описание: Данный мастер-класс разработан для родителей обучающихся младших классов коррекционной школы VIII вида. Дети, которые обучаются в коррекционной школе имеют умственную отсталость и как следствие системное недоразвитие речи разной степени тяжести. Информация, которая предлагается на мастер-классе, поможет родителям ежедневно развивать речевую моторику ребенка и качественно улучшать его речь.

Ход мастер-класса:

Сегодня на нашем мастер-классе хотелось бы поговорить о развитии речевой моторики у ваших детей, но сделать это в более интересной и привычной для них форме, а именно в форме игры в обыденных режимных моментах.

Но начнем мы с того, что немного познакомимся и узнаем, какой он – ваш ребенок.

На столах листы бумаги. Вам нужно обвести вашу руку и на каждом пальце написать по букве имени вашего ребенка, затем расшифровать эти буквы, называя качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. Только не забудьте представиться.

Вот мы и узнали, что здесь сидят самые лучшие родители самых лучших детей.

Теперь нам нужно выяснить какие режимные моменты присутствуют в жизни ваших детей (предлагается определить вместе с родителями):

Подъем

Зарядка

Гигиена полости рта, умывание

Завтрак

Посещение школы

Прогулка

Ужин

Подготовка ко сну (умывание, гигиена полости рта)

Сон

Теперь нам необходимо разобраться, что включает в себя речевая моторика – это:

Правильный речевой выдох

Артикуляционная моторика (движение языка и губ)

Мимика

Сегодня я предложу вам внести в вашу повседневную жизнь некоторые изменения, которые помогут вашему ребенку ежедневно развивать речевую моторику и качественно улучшать речь.

Начнем с первого пункта нашего списка режимных моментов – с подъема.

Когда ребенок проснулся, мы можем предложить ему улыбнуться маме, папе, солнышку за окном. Сказать, что наш язычок тоже проснулся и ему хочется выглянуть из своего домика (открыть ротик) - посмотреть на небо (язык вверх), на землю (язык вниз), по сторонам (язык вправо, влево).

Затем мы делаем зарядку. Здесь мы можем подключить к движениям рук движения языка, например, руки вверх – язычок вверх, руки вниз – язычок вниз, руки в стороны, язычок в стороны.

Не маловажным в утренней зарядке является дыхание. Мы можем потренировать правильный речевой выдох, выполняя упражнения. Правильный речевой выдох делается так: вдыхаем носом, и плавно дуем, не надувая щечки. Также к этому упражнению можно добавить пропевание гласных на выдохе. Например, поднимаем руки вверх – вдох, опускаем руки вниз – пропеваем звук АААААААА на выдохе.

Очень важным режимным моментом является гигиена полости рта. Во время чистки зубов, ребенок или его родители могут сделать массаж язычка зубной щеткой. (Каждому родителю выдается подробная памятка, где указаны массажные линии, направление движений (в зависимости от тонуса мышц языка конкретного ребенка) и общая информация по проведению массажа языка зубной щеткой).

Следующий режимный момент, который мы рассмотрим, будет прием пищи. Здесь можно придумать множество игр для развития речевой моторики, но подбирать игры нужно очень внимательно, чтобы они были безопасны. Предложу вам некоторые из них. На столах перед вами лежат зеркала для самоконтроля. Возьмите их и попробуйте повторить все упражнения:

1. Высунуть язык и продержать на нем соломинку как можно дольше.
2. Втягивать жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.
3. Мармеладку-червячок нужно зажать губами и натянуть рукой, при этом стараться удержать мармеладку губами.
4. Открыть рот и постараться удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
5. Удерживать соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
6. Удерживать соломинку губами.
7. Соломинку нужно удержать в вертикальном положении, зажав один конец между нижними зубами и языком.
9. Тянуть язык за чупа-чупсом, когда он сбоку, сверху, снизу.

Так же для того, чтобы ребенок почувствовал свой кончик языка мы можем предложить ему такие задания: попробуй кончиком языка теплый – холодный чай; определить с закрытыми глазами твердая пища или мягкая (например, желе); определить кончиком языка гладкая поверхность овоща или шершавая (помидор и огурец).

Для развития мимических движений можно предложить ребенку попробовать лимон, конфету и соленый огурец и показать мимикой какой он (кислый, сладкая и соленый).

Для развития правильной воздушной струи, можно: остудить горячий чай, подуть через трубочку в стакан с жидкостью. Только необходимо внимательно контролировать правильность выдоха. Напоминаю, что правильный речевой выдох делается так: вдыхаем носом, и плавно дуем, не надувая щечки.

А после завтрака, обеда или ужина можно поиграть с ребенком в сытого и голодного хомячка.

А теперь мы отправляемся на прогулку! На улице тоже можно придумать множество игр. Зимой можно ловить язычком снежинки, кто больше поймает. Или сдувать снег с руки, контролируя воздушную струйку: сдувать снег плавно и долго, а потом сильно-сильно.

Летом можно показать звуки насекомых, животных или звуки природы. Так пчелку можно показать, произнося звук ЖЖЖЖЖЖЖ, комара – звук ЗЗЗЗЗЗ, змею – звук ШШШШШ, водичку в ручье – звук СССССС. Это упражнение можно выполнять тихо, громко, плавно, прерывисто. Всем детям без исключения нравится дуть на одуванчик, главное делать это правильно. Еще повеселить ребенка можно поиграв с ним в игру «Дразнилки» и выяснить, кто же из вас придумает самую грустную, веселую, злую рожицы.

Вот мы и посмотрели как можно в повседневной жизни, играя с ребенком развивать речевую моторику.

Давайте узнавать, развивать и обучать детей вместе и тогда положительные результаты не заставят нас долго ждать!

А теперь мне бы хотелось услышать, был ли полезен этот мастер-класс, и какую информацию вам было бы интересно получить в следующий раз.

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.