Мастер-класс на тему «Применение метода моделирования на уроках биологии»
Применение метода моделирования на уроках биологии Учитель биологии первой квалификационной категории МКОУ Зятьковской ООШ Парачь Наталья Павловна.
Цель: поделиться опытом применения метода моделирования на уроках биологии
Задачи: - рассмотреть различные виды моделирования, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся; - рассказать, как я применяю данный метод в своей работе; - провести совместную работу по изготовлению биологической модели;
«Я слышу – я забываю, я вижу – я «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Эта древнекитайская мудрость раскрывает главную педагогическую идею образовательного стандарта второго поколения: - формировать через данную предметную область умения учебной, исследовательской деятельности; - развивать способности к самопознанию, самообучению и самореализации.
Проблемы, с которыми сталкиваются учителя: отсутствие у учащихся внутренней мотивации к учебной деятельности; ребенок не может применить теорию на практике; - ребенок испытывает страх перед практической деятельностью.
Модель - материальный или воображаемый объект, замещающий оригинал, сохраняя только некоторые важные его свойства Модель - выступает как «инструмент» совместной деятельности учащихся и учителя.
Моделирование- это исследование каких- либо явлений, процессов или систем объектов путем построения. Элементы моделирования Субъект (ученик) Объект (что исследуется) Модель (продукт деятельности ученика)
Моделирование Предметное (материальное) (модели клеток, бактерий, грибов, цветка и т.д.) Знаковое (информационное) (схемы, таблицы, графики, рисунки, тексты) Игровое (логические цепочки, загадки, ребусы и т. д.)
В качестве материалов для создания моделей используются: цветная бумага, картон, клей, скотч, пластилин, нитки, бисер, проволока, пищевые продукты и др.
- Клетка Цикл развития бабочки - Формы бактерий
Строение шляпочных грибов
Плесневые грибы Мукор Пеницилл
Дрожжи
. . Одноклеточные водоросли
Модель - внутреннее строение стебля класса однодольных и класса двудольных растений Творческое домашнее задание
Знаковое моделирование
Игровое моделирование Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя.
1. Найдите «лишнее» слово и объясни, почему оно является «лишним»: 1. Найдите «лишнее» слово и объясни, почему оно является «лишним»: амебы, эвглена зеленая, бактерии, инфузория-туфелька. моллюски, земноводные, птицы, млекопитающие. 2. Найдите ошибку в схеме. насекомое – растение –кузнечик – ястреб – синица 3. Логическая цепочка «Что из чего состоит?» Учащимся раздаются карточки, на которых крупно написано: «Организм», «Системы органов», «Органы», «Ткани», «Клетки», «Органоиды клетки», «Молекулы веществ», «Атомы элементов». Составить цепочку и объяснить. ( две команды, кто быстрее)
Путаница Путаница Изучив тему «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов» пусть девизом вашей жизни станут слова известного врача Амосова, который всю жизнь лечил сердца людей. (Разгадайте этот девиз, запишите и запомните!)
Добыть здоровье сможет только сам человек!
«Минусы» 1. Часто случается, что ребята в своей работе не укладываются в отведенный отрезок времени; 2. Ребята невнимательно читают инструкции, причем стремятся как можно быстрее приступить к практике, мало времени уделяя теории; 3. Данный метод требует от учителя длительной подготовки и подбора материалов.
Вывод: метод моделирования является достаточно эффективным при организации работы с обучающимися при условии серьезного подхода к данной работе учителя.
"Анкетирование". "Анкетирование". Я очень попрошу Вас выбрать 1-наиболее значимое для Вас предложение и дополнить своими мыслями: - На мастер- классе я: - Самым интересным для меня сегодня было: - В своей дальнейшей работе я: - Я пожелал(а) бы: - Я бы хотел(а) посоветовать:
Успехов Вам и творчества! Успехов Вам и творчества! До свидания!