Мастер-класс на тему «Применение метода моделирования на уроках биологии»

3
0
Материал опубликован 20 August 2019

Пояснительная записка к презентации

Доклад на мастер класс 

"Применение метода моделирования на уроках биологии".

(Слайд 1) Применение метода моделирования на уроках биологи.

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Наталья Павловна. Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня. Прием обратной связи "Ладошки". Спасибо Вам большое и мы начинаем.

Я представляю Вам свой мастер класс, как сделать сложное простым, а это можно сделать, при помощи применения метода моделирования на уроках биологии.

(Слайд 2)

Цель моего мастер класса поделиться опытом применения метода моделирования на своих уроках биологии.

(Слайд 3)

Задачи, которые я поставила – это:

- рассмотреть различные виды моделирования, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся;

- рассказать как я применяю этот метод на своих уроках;

- провести совместную работу по изготовлению биологических моделей;

(Слайд 4)

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю,  я делаю – я понимаю». Эта древнекитайская мудрость раскрывает главную педагогическую идею образовательного стандарта второго поколения:

- формирование через данную предметную область умения учебной, исследовательской деятельности;

- развивать способности к самопознанию, самообучению и самореализации.

Можно сказать пока ребенок не пропустит полученную информацию «через себя» в виде представленного объекта, он её не воспримет на должном уровне.

(Слайд 5)

С какими проблемами мы сталкиваемся на своих уроках :

    отсутствие у учащихся внутренней мотивации к учебной деятельности;

    ребенок не может применить теорию на практике;

- ребенок испытывает страх перед практической деятельностью.

Как же решить эти проблемы?

Для создания ситуации успеха на уроке биологии могут быть использованы различные педагогические технологии, и большое значение среди них занимает технология моделирования.

Использовать метод моделирования можно на уроках и как средство достижения метапредметных результатов.

(Слайд 6)

Итак в основе моделирования лежит модель

Модель - материальный или воображаемый объект, замещающий оригинал,

сохраняя только некоторые важные его свойства

Модель - выступает как «инструмент» совместной деятельности учащихся и учителя.

(Слайд 7)

Моделирование - построение и изучение моделей реально существующих

предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений

Элементы моделирования: Субъект (Кто исследует? - ученик), Объект (что

исследуется - молекула белка), Модель - продукт (результат) деятельности ученика.

(Слайд 8) Все модели можно разбить на 3 вида: модели предметные (материальные), модели информационные (знаковые) и игровые.

(Слайды 9 - 15 )

Все виды моделирвания я применяю на своих уроках, но предметное использую больше в 5 – 7 классах.

Приведу конкретные примеры использования и построения моделей на своих уроках.

В качестве материалов для создания предметных моделей используются: цветная бумага, клей, картон, пластилин, нитки, скотч, бисер, проволока и др.

С ребятами мы моделировали растительную и животную клетки, бактерии, грибы – шляпочные, плесневые, дрожжи, внутреннее строение стебля, простейших животных, процессы развития насекомых.

(Слайд 16-17)

Кроме предметных моделей почти на всех уроках использую знаковое моделирование. Работа со схемами, таблицами, текстами.

(показать папки с раб. тетрадями)

(Слайд 18)

Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя.

(Слайд 19) Примеры игр на слайде

(Слайд 20) Проиграть игру Путаница (Раздать группам карточки.)

(Слайд 21) ФРАЗА - Добыть здоровье сможет только сам человек!

Прошу вас, уважаемые коллеги, поучаствовать в моём мастер классе и мы с вами будем создавать предметную биологическую модель

Чтобы создать любую модель нужно изучить теорию.

(Слайд 22) И для начала немного теории (ВКЛЮЧИТЬ ФИЛЬМ)

Дальше работа с инструктивной карточкой и материалом

(Слайд 23)

Формы бактерий

(Слайд 24) Такие модели получились у моих пятиклашек

(Слайд – 25)

«Минусы»:

1. Часто случается, что ребята в своей работе не укладываются в отведенный отрезок времени;

2. Ребята невнимательно читают инструкции, причем стремятся как можно быстрее приступить к практике, мало времени уделяя теории;

3. Данный метод требует от учителя длительной подготовки и подбора материалов.

Несмотря на все минусы, этот метод даёт больше плюсов, а занимаясь этим вопросом больше и оттачивая свое мастерство, я уверена, что все минусы в конце концов сойдут на нет.

(Слайд 26) ВЫВОД

( Слайд 27) Рефлексия.

На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите себе модели, которые можете использовать как наглядный материал. А Вас я попрошу заполнить анкету и поставить оценку нашей с вами совместной работе. Прошу ответить на 1-2 вопроса. (Раздать анкеты с вопросами). Выберите и наклейте смайлик.

Раздать открытки

ПОЖЕЛАНИЕ

Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу. Думаю, что используемый сегодня методический приём поможет Вам в работе.

(СЛАЙД 28) Успехов Вам и творчества! До свидания!


презентация к докладу
PPT / 3.73 Мб

Дополнение к презентации видео Левенгук Бактерии
MP4 / 13.24 Мб

Предварительный просмотр презентации

Применение метода моделирования на уроках биологии Учитель биологии первой квалификационной категории МКОУ Зятьковской ООШ Парачь Наталья Павловна.

Цель: поделиться опытом применения метода моделирования на уроках биологии

Задачи: - рассмотреть различные виды моделирования, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся; - рассказать, как я применяю данный метод в своей работе; - провести совместную работу по изготовлению биологической модели;

«Я слышу – я забываю, я вижу – я «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Эта древнекитайская мудрость раскрывает главную педагогическую идею образовательного стандарта второго поколения: - формировать через данную предметную область умения учебной, исследовательской деятельности; - развивать способности к самопознанию, самообучению и самореализации.

Проблемы, с которыми сталкиваются учителя: отсутствие у учащихся внутренней мотивации к учебной деятельности; ребенок не может применить теорию на практике; - ребенок испытывает страх перед практической деятельностью.

Модель - материальный или воображаемый объект, замещающий оригинал, сохраняя только некоторые важные его свойства Модель - выступает как «инструмент» совместной деятельности учащихся и учителя.

Моделирование- это исследование каких- либо явлений, процессов или систем объектов путем построения. Элементы моделирования Субъект (ученик) Объект (что исследуется) Модель (продукт деятельности ученика)

Моделирование Предметное (материальное) (модели клеток, бактерий, грибов, цветка и т.д.) Знаковое (информационное) (схемы, таблицы, графики, рисунки, тексты) Игровое (логические цепочки, загадки, ребусы и т. д.)

В качестве материалов для создания моделей используются: цветная бумага, картон, клей, скотч, пластилин, нитки, бисер, проволока, пищевые продукты и др.

- Клетка Цикл развития бабочки - Формы бактерий

Строение шляпочных грибов

Плесневые грибы Мукор Пеницилл

Дрожжи

. . Одноклеточные водоросли

Модель - внутреннее строение стебля класса однодольных и класса двудольных растений Творческое домашнее задание

Знаковое моделирование

Игровое моделирование Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя.

1. Найдите «лишнее» слово и объясни, почему оно является «лишним»: 1. Найдите «лишнее» слово и объясни, почему оно является «лишним»: амебы, эвглена зеленая, бактерии, инфузория-туфелька. моллюски, земноводные, птицы, млекопитающие. 2. Найдите ошибку в схеме. насекомое – растение –кузнечик – ястреб – синица 3. Логическая цепочка «Что из чего состоит?» Учащимся раздаются карточки, на которых крупно написано: «Организм», «Системы органов», «Органы», «Ткани», «Клетки», «Органоиды клетки», «Молекулы веществ», «Атомы элементов». Составить цепочку и объяснить. ( две команды, кто быстрее)

Путаница Путаница Изучив тему «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов» пусть девизом вашей жизни станут слова известного врача Амосова, который всю жизнь лечил сердца людей. (Разгадайте этот девиз, запишите и запомните!) 

Добыть здоровье сможет только сам человек!

«Минусы» 1. Часто случается, что ребята в своей работе не укладываются в отведенный отрезок времени; 2. Ребята невнимательно читают инструкции, причем стремятся как можно быстрее приступить к практике, мало времени уделяя теории; 3. Данный метод требует от учителя длительной подготовки и подбора материалов.

Вывод: метод моделирования является достаточно эффективным при организации работы с обучающимися при условии серьезного подхода к данной работе учителя.

"Анкетирование". "Анкетирование". Я очень попрошу Вас выбрать 1-наиболее значимое для Вас предложение и дополнить своими мыслями: - На мастер- классе я: - Самым интересным для меня сегодня было: - В своей дальнейшей работе я: - Я пожелал(а) бы: - Я бы хотел(а) посоветовать:

Успехов Вам и творчества! Успехов Вам и творчества! До свидания!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.