Конспект урока «Моделирование одежды с использованием эвристических методов моделирования» (8 класс)

0
0
Материал опубликован 5 January 2016

Конспект урока в 8-м классе по теме «Моделирование одежды с использованием эвристических методов моделирования "

Цели:

обучающая: продолжить знакомство учащихся с процессом и методами моделирования, научить выполнять различные модели изделий с использованием эвристических методов; обучение анализу первоначальных идей и выбору лучшей, формирование умения ставить цель, делать выводы, отстаивать свою точку зрения;

развивающая: формирование у учащихся пространственного, логического мышления, творческого воображения, познавательного интереса;

воспитывающая: формирование у учащихся навыков культурного межличностного общения, эстетического вкуса, аккуратности в работе, уважения к народным традициям, умения работать в команде, слушать и слышать друг друга;

профориентационная: обобщить знания о профессиях, связанных с изготовлением швейных изделий.

Оборудование: образцы юбок различных фасонов, картонные шаблоны, альбомы, ножницы, клей, цветная бумага, калька, учебник, листы для дизайн-анализа, таблицы.

На доске: тема урока, принципы моделирования, критерии оценки идей, способы изменения выкройки, определение расхода ткани, домашнее задание.

Методы обучения: беседа, упражнения, дискуссия.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организация урока.

Приветствие учащихся;

наличие учащихся на уроке;

проверка готовности учащихся к уроку;

сообщение темы и цели урока.

2.Повторение пройденного материала.

Беседа с учащимися о моделировании из курса 5–7-го класса.

Вопросы для учащихся:

Что такое моделирование?

Кто занимается моделированием?

Для каких целей изменяют выкройку?

Основные элементы моделирования:

3.Изучение нового материала.

Слово учителя.

Проектирование – это создание нового образца изделия, включающее исследования рынка, экономические расчёты и обоснования, подготовка эскиза модели, а также построение чертежей изделия и его деталей

Когда традиционных методов творческого по­иска явно недостаточно для решения поставлен­ной задачи, уместно воспользоваться эвристиче­скими методами. Эвристика — это наука, изу­чающая продуктивное творческое мышление. Ме­тоды эвристики — методы интенсификации творческой фантазии. Творческий процесс — чрезвычайно многообразное и слож­ное явление. Развитие творческого воображения, нахождение нетривиальных путей решения творческих задач проектирования, преодоление психологической инер­ции — вот возможности эвристических методов. Рассмотрим некоторые из них:

«Мозговая атака».- метод коллективного генерирования идей в очень сжатые сроки. Он основан на предположении, что среди большого числа идей может оказаться несколько хороших. Этот метод особенно продуктивен. Данный метод применяют, при необходимости выработать различные, нестандартные методы обработки узлов, найти оригинальные формы отдельных деталей костюма, выработать рациональные приемы труда. Группа «генераторов» имеет руководителя, организующего выдвижение идей, обеспечивающего непринужденность обстановки и высокий темп работы. Продолжительность штурма определяю от 15 до 45 минут. Поощряю свободное высказывание идей – любых, в том числе явно ошибочных, шутливых, фантастических. Чем шире и необычней идея, тем лучше. Целью первого этапа является получение как можно большего количества идей. Вторым этапом «мозгового штурма» является анализ, который проводит группа аналитиков. Они классифицируют идеи, внимательно продумывают, развивают и дорабатывают их, даже те, которые кажутся явно несерьезными.

 

Эвристическое комбинирование – метод перестановки или замены. Можно эффективно использовать при проектировании, как наиболее простой и дающий достаточно неожиданные результаты. Например, при разработке модели плаща, какую – то новую или старую идею можно «передвигать по всему изделию», добиваясь новых комбинаций. Заменять, к примеру, карманы воротниками или передвигать детали, расположенные спереди, на спинку, рукава, капюшон. Этот метод характерен тем, что в процессе проектирования свою первоначальную идею можно довести до гротеска, абсурда и потом в этом найти рациональное зерно

Метод аналогий - метод решения поставленной задачи. Этот метод разработан У.Гордоном в 50-х годах нашего века. При этом методе используются аналогичные решения, взятые из народного костюма, национальной одежды, т.д. Дизайнер сталкивается с интерпретацией творческого источника и превращает его путем трансформаций в проектное решение Осуществляется поиск схожих чужих идей из журналов мод, показов моделей, посещение магазинов и д.р. На этом этапе анализируются достоинства и недостатки существующих аналогов. Этот метод рекомендуется применять, на стадии образного решения костюма. Например: способ «переплетения» подскажут изделия декоративно – прикладного искусства, народного костюма. Способ «создания объемной фактуры» приходит из растительных форм, цветов, листьев и пр. Способ «членения большой формы на составляющие» навевают средневековые доспехи. Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, затем доводится до решения адекватного замыслу.

Метод наводящих вопросов. Наводящие вопросы помогают уменьшить психологическую инерцию и упорядочить поиск вариантов. Ставлю вопросы типа: Что можно в изделии отделить, увеличить, раздробить…Например в женском жакете, отделить рукав, увеличить воротник и карманы, раздробить разными по форме, конструктивными линиями полочки и спинку. Можно поставить следующие наводящие вопросы: будет ли куртка или жакет трансформируемым, на какие детали и каким образом? будет ли съемная подстежка, из какого материала? для кого предназначено данное изделие, какого стиля? возможно ли в данном изделии применение элементов декоративной отделки, фурнитуры и т.д., таким образом, возникают оригинальные идеи.

Перечень недостатков. – метод заключается в составлении полного, развернутого перечня недостатков изделия. Определяют перечень недостатков проектируемого изделия по следующим показателям: соответствие моде, экономичность конструкции, соответствие назначению, внешнему облику заказчика, технологичность конструкции, эксплуатационные качества и др. Как правило, все это и вопросы предыдущего метода согласовываются с заказчиком.

Метод фокальных объектов – Метод основан на перенесении признаков случайно набранных объектов на совершенствуемый объект, который находится в фокусе внимания. Применяем МФО в следующем порядке:

 

змея

парашют

книга

дерево

Гибкая

Холодная

Скользкая

Красивая кожа

Язык

Ядовитая

Кобра

хамелеон

Трансформируемый

Большой

Круглый

Раскрывающийся

Выпуклый

С кольцом

С веревками

Прямоугольная

Толстая

Иллюстрированная

Раскраска

Вырезанная

Переплет

Много страниц

лиственное

хвойное

листопад

кора

дупло

мох

ветви

крона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 шаг – выбор совершенствуемого (фокального) объекта (например, спортивная куртка или рабочий комбинезон).

2 шаг – выбор трех – четырех случайных объектов (Таблица №1), (их выбирают наугад из словаря, технического журнала и т. д., например, змея, парашют, книга, дерево).

3 шаг – составление списков признаков случайных объектов, например,Таблица №1

4 шаг – генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. Например, куртка из искусственной кожи под окрас змеи, круглый силуэт с декоративными элементами в форме колец и тесьмы в виде веревки, с накладными карманами – книжка, со съемными деталями рукавов, капюшона, утепляющей прокладки, мехового воротника.

5 шаг – развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциацией.

6 шаг – оценка полученных идей и отбор полезных решений. Целесообразно поручить оценку эксперту или группе экспертов, можно применить метод «совещание пиратов», а затем совместно отобрать полезные решения.

4.Практическая работа. (Работа в группах)

Этапы работы:

Группа разбивается по 3-4 человека

Каждой группе дается изделие (летнее платье для ребёнка подшефного Детского дома 2-3 лет).

Каждая группа должна решить задачу творческого характера, разработав модель изделия, используя наиболее подходящий для решения конкретной задачи метод или группу методов из предложенных методов моделирования.

3. В процессе «мозгового штурма» каждая группа выполняет эскиз изделия с подробным описанием выбранной модели, указав силуэт, стиль, вид ткани, вид отделки и фурнитуры).

5.Анализ результатов

Критерии оценки идей:

1) назначение;

2) оригинальность;

4) простота в изготовлении.

3аключительный инструктаж учителя.

Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися. Оценка.

-Разбор типичных ошибок.

Слово учителя.

Анализ результатов применения указанных эвристических методов, в частности, дает основание считать, что он обеспечивает становление и развитие этого опыта и формирует профессионально значимые качества личности. Позволяет «разбудить» инициативу, сделать шаг в развитии логики критического, системного, вариативного, вероятностного мышления. В процессе практической деятельности выявилось, что в ходе освоения методов творчества, повысился качественный уровень творческих работ.

Спасибо за хорошую работу.

6. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание.

1) Выполнить моделирование на выкройке в натуральную величину.

2) Подготовить выкройку к раскрою.

3) Принести: ткань, портновский мел, ножницы, английские булавки, готовую выкройку.

4) Разработать дизайн-спецификацию.

7. Уборка рабочих мест.

Список использованной литературы:

1. Акилова З.Н., Петушкова Г.И. Моделирование одежды на основе принципа трансформации. – М.: Легпромиздат, 1998.

2. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. – М.: «Академия» 2001.

3.Кантор К. Правда о дизайне. – М.Анир, 1998.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.