Доклад «Применение метода "Текста-конспекта" на уроках обществознания»
«Применение метода «Текста-конспекта» на уроках обществознания».
Автор: Разумова И.В., учитель обществознания.
Все дело в мыслях. Мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями.
Лев Толстой.
В настоящее время предъявляются повышенные требования к обучающимся.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Кроме этого, повышается контроль качества знаний обучающихся. Проводятся ВПР, тестирования по функциональной грамотности, ОГЭ, ЕГЭ.
Все это приводит к следующим проблемам:
- низкий уровень мотивации учащихся (дети не хотят учиться);
- снижение или отсутствие интереса к предмету (нежелание читать и анализировать);
- высокий уровень тревожности учащихся (бояться получить двойку);
- быстрая утомляемость на уроках, перегрузка учащихся.
Одним из путей решения данных проблем я считаю активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках посредством метода проблемного обучения в форме теста-конспекта.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Для меня в процессе обучения главным является постановка перед обучающимися небольших проблем и стремление решить их с детьми.
Во время работы над проблемой у ребят развивается способность гибкости ума, творческого мышления, что позволяет им найти несколько вариантов решения одной и той же проблемы. Всё это будет способствовать формированию мыслящих людей, которые не бояться рисковать и готовы нести ответственность за свои решения.
Метод теста-конспекта на уроках обществознания позволяет разнообразить обучение, способствует более качественному усвоению знаний, повышает интерес к предмету, повышает самооценку детей, что, в свою очередь, помогает школьникам чувствовать себя в классе более комфортно.
У детей воспитывается чувство радости открытия, что способствует творчеству.
Данный метод подходит для работы с большим потоком информации.
Он успешно реализуется как среди ребят среднего, так и старшего школьного возраста.
Применение метода обучения в форме теста-конспекта в своей работе позволяет мне реализовать следующую цель: «Изучение и внедрение в практику педагогической деятельности технологии проблемного обучения для формирования положительных мотивов к изучению обществознания».
Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
1) Поиск активных форм сотрудничества с детьми;
2) Стимулировать любознательность, познавательные интересы и потребности, самостоятельность;
3) Воспитать в обучающихся осознание того, что путь к его знаниям лежит через творческую деятельность.
При проблемно – развивающем обучении можно выделить следующую взаимосвязь деятельности учителя и учащихся:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
организует размышление над проблемой и ее формулировкой; организует поиск и проверку материала; организует корректировку и обобщение результатов; применение полученных знаний. |
поиск путей решения проблемы; грамотная формулировка решения; определение способов и методов решения; анализируют результаты, делают выводы; применяют полученные знания. |
Учитель-партнер, организует не только исследование на уроке, но и обеспечивает безопасную поддерживающую среду доверия для учеников.
У ребят развивается адекватная мотивация учения через создание учебного смысла, объединяющего связь мотива (11-12 лет-мотив сотрудничества; 13-14 лет - мотив самоопределения; 15-17 лет – мотив самореализации).
Именно при таком смыслообразовании возможно достичь в полном объеме требований стандарта.
Исследование – творческий процесс изучения объекта с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом. Исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, действия, связанные с осмыслением и творческой переработкой информации, работой мыслительных процессов.
К плюсам проблемного обучения можно отнести:
1.самостоятельное изучение учебного материала;
2. поиск методов и способов эффективного решения проблемы;
3. формировании практических умений и навыков грамотного построения вопросов, особенно при работе с документами;
4. работа с датами и терминами;
5.усвоение содержания высказывания (цитаты);
6. соотнесение автора и его высказывания.
Поэтому применяю сочетание традиционного объяснения с созданием проблемных ситуаций, причем проблемные ситуации часто использую при объяснении нового материала.
Рассмотрим, как пример данного метода, тему по обществознанию в 11 классе
«Мировая экономика».
Ребята работают над данной темой по следующим критериям:
1. термин
2. местоположение (географическое положение, документ, статья и т.д.)
3. дата (определенный временной промежуток)
4. личность
5. цитата.
Необходимые условия выполнения проблемного задания с использованием данного метода: -вопрос формулируется в утвердительной форме (без вопросительных слов: Что? Когда? Где? и т.д.);
-вопрос должен иметь законченную форму (без многоточий, предусматривающих продолжение).
Пример выполненного задания в форме теста-конспекта:
1. Совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений:
А. мировая экономика
Б. внутренняя экономика
2. Страна, доля мирового импорта которой в 2012 г. составила 12,8%, что было значительно выше, чем в других странах:
А. Великобритания
Б. США
3. Год основания Всемирной торговой организации:
А. 1995
Б. 2000
4. Авторы работы «Выгоды от политики свободной торговли»:
А. В. С. Автономов и Т. П. Субботин
Б. П. Кудрин и И. И. Заславский
5. Цитата российского экономиста В.С. Антонова о значении экономики:
А. Нельзя считать себя грамотным человеком без знаний о том, как устроена наша экономическая жизнь»…
Б. «В рыночной экономике принято, чтобы цена денег была такая же свободная, как и все остальные».
6. Объем мировой торговли, регулируемый Всемирной Торговой Организацией (ВТО):
А. 50%
Б.90%
Такой метод работы позволяет ребятам лучше узнать, изучить данную тему, «погрузиться в нее».
Работы не похожи друг на друга, т.к. требуют творческого подхода, что позволяет избежать стандартизации мышления.
Закрепление данной темы происходит в форме мозгового штурма, в котором каждый использует свой вариант теста-конспекта.
В зависимости от темы урока, критерии теста-конспекта могут быть более глубокими: виды, цели, функции, методы, признаки, принципы и т.д.
Количество вопросов зависит от объема материала и времени работы над ним.
Как правило, это от 5 до 12 вопросов и т.д.
Умение грамотно сформулировать вопрос письменно, способствует и грамотному устному построению ответа.
Построение вариантов ответа, требует более глубокого исследования новой темы, а подчас, и обращения к ранее изученным.
А это, в свою очередь, способствует закреплению и более полному пониманию материала, проявлению интереса к данному предмету.
Учитель координирует деятельность ребят, оказывает им необходимую помощь в построении вопросов. Прослеживается взаимосвязь учитель-ученик.
Данный метод теста-конспекта можно использовать при изучении любого предмета.
Одним из показателей успешности применения метода проблемного обучения считаю то, что мои ученики стали более активно принимать участие в диспутах.
Из опыта работы по использованию проблемного обучения на уроках обществознания можно сделать вывод: подготовка проблемного урока – занятие не простое, трудоемкое, требующее большого внимания, умения грамотно формулировать свою мысль, активизирующее умственную деятельность учащихся.
Думаю, что проблемное обучение способствует тому, чтобы обучение было развивающим!