Мастер-класс на тему «Разработка лекции "Народные промыслы с. Донского" для школьного музея "Родина"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 6
Мастер – класс на тему:
«Разработка лекции «Народные промыслы с. Донского» для школьного музея «Родина»»
Разработала
Емельянова Н.И.,
учитель истории и обществознания
МКОУ ООШ №6 с. Донского
Труновского района
Ставропольского края
Цель: ретрансляция преподавательского опыта проведения внеурочного занятия с использованием метода исторического исследования при разработке лекции для школьного музея.
Задачи:
1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
2.Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям.
3. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Методические цели:
1. Познакомиться обзорно с понятием народные промыслы.
2. Приобрести практический опыт использования самоанализа деятельности.
3. Наметить пути использования метода исторического исследования в собственной педагогической деятельности.
Раздаточный материал для участников: презентация, тексты статьи районной газеты «Нива», свистульки.
Ход занятия
Приветствие
- Здравствуйте. Я, Емельянова Н.И., учитель истории и обществознания, предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия по внеурочной деятельности по теме «Разработка лекции для школьного музея»
II. Мотивация
Играет музыка, учитель: - Эй, Лизавета, куды направляеси в такую рань? И быков запрягла. Куды собралася?
- Да поеду у Гамановку продавть. Глянь, у мене и кувшины, сделала 2 кумчана, ну и свистульки дитям, а как жи ж?
Такой диалог вы могли услышать на хуторе Умрихин в ХIХ веке, когда на территории нашего региона поселились крестьяне - выходцы из Курской, Тульской, Орловской, Черниговской губерний. Это люди разных профессией: кузнецы, стекольщики, кровельщики, плотники, а также мастера по изготовлению глиняных изделий.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем занятии? (о народных промыслах)
- Чтобы узнать какие народные промыслы были в с. Донском, предлагаю поработать в группах, а результатом нашего труда, я надеюсь, станет лекция для школьного музея.
- Вы разделены на 3 группы «Историки - исследователи», «Технологи», «Искусствоведы - литераторы». Каждой группе предлагается поработать с материалом районной газеты «Нива» от 28.01.98г., ответить на требуемые вопросы, и составить рассказы по следующим темам:
1. История зарождения детской глиняной игрушки в нашем селе.
2. Процесс изготовления детской глиняной игрушки.
3. Русская свистулька - часть жизни народа на протяжении многих веков.
III. Работа в группах
Группа «Историки - исследователи»
Задание: прочитайте отрывок статьи и составьте рассказ об истории зарождения детской глиняной игрушки в нашем селе.
Для этого ответьте на вопросы:
Где изготавливали глиняные игрушки?
Где находились мастерские?
Кто стоял у истоков народных промыслов?
С чьим именем связано возникновение в нашем селе местной керамики?
Кто был председателем артели «Жаркий труд»?
Как звали мастера гончарного цеха?
«У истоков народных промыслов» (районная газета «Нива» от 28.01.1998)
…Тут я хочу остановиться на истории зарождения в нашем селе изготовления глиняной детской игрушки. В 20-е годы ее изготовляли народные умельцы в виде свистульки - будь то ослик, собачка, уточка, петушок, курочка или фигурка барышни или дородной купчихи с двумя свистульками.
Где изготавливали глиняные игрушки?
Одиночные домашние мастерские, а потом и артели быстро росли.
Где находились мастерские?
На участках строительства жилых домов с восточной стороны улицы Партизанской, что у объездной дороги, выше переулка Широкого, найдены свалки битых игрушек, где были мастерские промыслов.
О чем говорят свалки битых игрушек? (о массовом производстве детских глиняных игрушек)
Кто же стоял у истоков народных промыслов?
Одним из них оказалась Елизавета Захаровна Польская, прожившая 110 лет.
А жила она и творила чудо-игрушки на хуторе Умрихин. Она и раскрашивала игрушки, и обжигала, и возила их продавать по селам и на рынок г. Ставрополя.
С чьим именем связано возникновение в нашем селе местной керамики?
Татьяна Алексеевна Малахова - одна из тех, с кем связано возникновение в нашем селе местной керамики. Продукция, которую производил коллектив артели “Жаркий труд”, пользовалась большим спросом не только в нашем селе, но и далеко за его пределами.
Кто был председателем артели «Жаркий труд»?
Председателем артели был Семен Григорьевич Сластенов.
Как звали мастера гончарного цеха?
Учил меня делать из глины кувшины, кумчаны, чашки, горшки, кружки и другую домашнюю утварь мастер гончарного цеха Трофим Сидорович Филиппенко. У мастера все быстро и ловко получалось.
Группа «Технологи»
Задание: прочитайте отрывок статьи и составьте рассказ о процессе изготовления детской глиняной игрушки в нашем селе.
Для этого ответьте на вопросы:
Как делали кувшины и глиняные игрушки?
Какой материал использовали для изготовления кувшинов и игрушек?
Какие животные помогали перевозить глину?
Расскажите о процессе изготовления кувшина.
Расскажите о процессе изготовления свистулек.
«У истоков народных промыслов» (районная газета «Нива» от 28.01.1998)
« А как вы делали кувшины? - спрашиваю у Татьяны Алексеевны,
разглядывая ее натруженные руки, отложив на время фотографии артельщиков (на снимке вы видите один из тех кувшинов, который Т.А. Малахова подарила музею).
- Делали их руками.
Какой материал использовали для изготовления кувшинов? Посуду, игрушки изготавливали из глины.
Какие животные помогали перевозить глину?
Глину мы возили из карьера на верблюдах. Запрягали Ваню и Катю (так их звали) в тележку и возили. Запрягаться они очень не любили и не терпели, когда их обижали или смеялись над ними. Бывало, и доставалось некоторым, кто хотел пошутить над этими огромными «кораблями пустыни» - такой плевок получали от них, что ведро воды требовалось, чтобы отмыться. А в принципе это были спокойные, трудолюбивые животные, которые нам очень помогали, - рассказывала о своей трудной, но интересной профессии Татьяна Алексеевна.
Процесс изготовления кувшинов: Брали глину, смешивали ее с глеем (3:1), а затем засыпали в месилку. Замешивали все это с помощью лошадей. Замесив, смесь заносили в гончарный цех, строгали ее ножами, клали на стол и вымешивали руками, чтобы не было ни единого комочка не размятой глины или камушка. А потом уже крутили на большом деревянном кругу. Вытянешь его (кувшин), выгладишь, проволочкой срежешь и ставишь сушить. А дня через три, как кувшины полностью высохнут, ставили их в печь для обжига, предварительно смазав дегтем и обсыпав глазурью. После обжига кувшины становились как полированные - и смотрелись красиво, и были гигиеничными, что позволяло держать в них молоко, масло и другие продукты.
В день их делали по 50 штук, по объему от литра до шести. А самые большие - 12, 18 и 24-литровые кумчаны делал сам мастер. Вместе со мной работали Раиса Картавцева, Аксиния Кофанова, Мария Ананьева, Нина Есина, Петр Поздняков. Проверял нашу работу технорук Александр Трофимович Кучеров, всегда строго следивший, чтобы не было брака.
Процесс изготовления свистулек. Свистульки делали по образцу. Один мастер придумывал игрушку и лепил ее. Он ставил готовую игрушку на стол, а другие мастера лепили такие же свистульки. Лепили по очереди. Один мастер делал игрушечную форму, другой доделывал, прилеплял крылья или гребешок птичке, барыне – руки, шляпку. Это называется поточная работа. И так игрушка переходила из рук в руки, пока не была готова полностью. При изготовлении нельзя применять стальные стеки, лучше деревянные.
Выразительность и простота - главные критерии лепки. И вот свистулька готова. Сколько радости вызывала она у детей!
Группа «Искусствоведы и литераторы»
Задание: прочитайте дополнительную литературу о свистульках и составьте рассказ «Русская свистулька - часть жизни народа на протяжении многих веков»
Для этого ответьте на вопросы:
Какие поверья связаны со свистульками?
Каково знаковое значение свистулек?
Что такое окарина?
Свистульки в устном народном творчестве.
Изготовление посуды в гончарных промыслах сопровождалось лепкой глиняных игрушек. В них мастера давали волю своей фантазии, превращая комочки глины в фигурки людей, зверей, птиц - всегда одновременно сказочных и реальных. Нередко игрушки были свистульками. И дети, и взрослые играли на них как на музыкальных инструментах. Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы, козла, барана, уточки, курочки и др.
Со свистульками в народном фольклоре связано много легенд и поверий.
Первое поверье. Свистульки использовали для отпугивания нечистой силы.
Другая легенда говорит, что игрушка способна переманивать на себя болезни.
Третья легенда гласит, что свистульки могли снять порчу с человека и вернуть ее на того, кто ее послал. Расставлять свистульки надо напротив окна для защиты детей от зла и болезней. В некоторых областях России даже проводился обряд с названием Свистопляска или Свистунья.
У каждой свистульки в виде животных было знаковое значение.
Конник - знак солнца и неба.
Коза, корова - знак плодородия, в ней заключен хлебный дух поля.
Барыня с ребенком (со свистком)- хранительница очага, связана с культом плодородия. Одной рукой прижимает ребенка. Как земля умножает зерно, так женщина умножает род человеческий.
Медведь - "Ведающий, где мед" - не имя зверя, а знак тайны, доступной только посвященным. Медведь наш Баран - Знак богатства, знатности и жизненного успеха.
Птица - олицетворение весны, тепла, солнца. Главный смысл- оберег.
Петух - Знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета. Главный смысл- оберег.
Утка - знак хорошего урожая. "Где утка шла - там рожь густа" - говорили в народе. Главный смысл- оберег. В русском фольклоре добрые герои оберегали себя от беды, овладев птичьим языком и обернувшись птицей.
Что такое окарина?
Глиняная свистулька - это род свистковой сосудообразной флейты с устройством для вдувания воздуха и несколькими отверстиями и называется она окарина. Окарина, в переводе с итальянского, означает «гусёнок». По виду она напоминает сосуд причудливой формы с отверстиями.
Окарина - древний духовой музыкальный инструмент, аналоги которого появились примерно 12 тысяч лет назад. В музыкальной практике используются глиняные, деревянные и фарфоровые разновидности окарины разных размеров и форм. В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати (1836 – 1925)) в 1860 году разработал современную форму этого инструмента - настроил свистульку как глиняную флейту.
Свистульки - игрушки нашли отражение в устном народном творчестве, в поэзии:
Сказка «ЧУДО-СВИСТУЛЬКА»
— Мама, в деревню пришел бродячий торговец, — радостно рассказывал мальчик. — У него полный ящик свистулек. Есть овечки, есть коровки, а больше всего глиняных и деревянных птичек. Стоят всего копейку. — Сынок, у нас нет денег даже на хлеб, осталась одна картошка, — ответила мама. — Тогда я не пойду на праздник весны,—расстроился мальчик. — Все дети будут соревноваться в игре на свистульках, а я не смогу. Победитель получит большой пряник. Мама улыбнулась и хитро спросила: — А как же синичка, которую ты зимой спас от мороза? На празднике все дети будут отпускать птичек на волю, а кто отпустит нашу птичку? — Цвинь-цвинь, — звонко пропела синичка на подоконнике. — Хорошо, — согласился мальчик. — Все покупают птиц у торговца, чтобы на празднике их отпустить, а у меня своя синичка есть. На следующий день был праздник весны. Мама разбудила сына пораньше и вручила ему испеченного из теста румяного жаворонка. — Мама, откуда ты муку взяла? — удивился мальчик. — У соседки заняла, обещала ей летом огород прополоть, — ответила мать. На празднике было весело. Все дети надели своих жаворонков на длинные палочки и с пригорков подбрасывали их как можно выше к солнышку. Потом жаворонков съедали, но не целиком. Головку жаворонка надо было оставить для домочадцев или для домашней скотины, чтобы к ним пришло здоровье и благополучие. Мальчик оставил для своей мамы половину жаворонка. Когда испеченные жаворонки были съедены, а живые птички выпущены на волю, наступила очередь музыкальных состязаний, песен и хороводов. Первыми состязались в игре на свистульках дети. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные свистульки нежно звенели и резко свистели. Дети старались подражать птичьим трелям. Мальчик побрел прочь.
— Цвинь, цвинь, — вилась над ним его синичка. — Лети в лес, ты теперь свободна, — махнул мальчик рукой. Но синичка не улетела, а села на плечо мальчика. Он хотел взять птичку и подбросить ее в воздух, но вдруг увидел, что в его руке не живая синичка, а глиняная свистулька. Синенькая, с желтым цветком на грудке и с черными глазками. Сбоку на ней, как и положено, было несколько дырочек, а в хвостике отверстие для вдувания воздуха. Крепко зажав свистульку в руке, мальчик побежал обратно на праздник. Вечером он рассказал маме: — Моя свистулька пела, как настоящая синичка. Меня все время просили играть на ней. Дали большой пряник, а еще вот это. Мальчик разжал ладошку и показал медную монетку. — А где же твоя чудо-свистулька? — улыбнулась мама. — Это была не чудо-свистулька, а чудо-синичка. Когда я подошел к нашему дому, глиняная птичка вдруг ожила в моей руке, вспорхнула и улетела. — Синичка отплатила тебе добром за добро, — задумчиво проговорила мама.
***
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
-Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
-Донская я!
*** Зачитываете стихотворение В руки я возьму свистульку Буду трели выводить Деревянная свистулька, Будет громка нам, свистеть. |
Ой, свистулечка какая,
Глиняная птичка,
Необычная, смешная
Птичка невеличка!
Вывод: Игрушки – свистульки - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.
Выступление групп
- Ну что ж, давайте подведем итоги нашей деятельности, соберем весь материал воедино, пополним наш школьный музей новой лекцией «Народные промыслы с.Донского»
Заключение
А как же обстоит дело сейчас? Григорий Бубнов, житель Донского, продемонстрировал авторскую коллекцию керамических музыкальных инструментов (окарин) в Ставропольском государственном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве на выставке "Не боги горшки обжигают". Одну из них он любезно предоставил нам. Современные мастера глиняной игрушки считают свою продукцию лучшим средством от депрессии. Посвистишь - поднимается настроение и для здоровья полезно. Взрослым свистулька поможет поставить голос, для детей вылечит от бронхита. Проверим? (свистят) Художественный свист
Спасибо за внимание.