Предварительный просмотр презентации
Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным. Бэкон Фрэнсис.
Технология продуктивного чтения: приёмы предтекстовой деятельности Мастер-класс
Как организовать продуктивное чтение текстов на уроках по разным предметам
Достоинства технологии: 1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения. 2. Ориентирована на развитие личности. 3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения. 4. Способствует пониманию текста на уроке.
Структура урока по технологии продуктивного чтения I этап. Работа с текстом до чтения II этап. Работа с текстом во время чтения III этап. Работа с текстом после чтения
Предполагают Прогнозируют До чтения
I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению. Работа в классе начинается с вопросов учителя: Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что обратили внимание перед чтением и почему? Приёмы работы
Приёмы работы Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа) Составление вопросов к теме Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала Исторический комментарий Организация проблемной ситуации и др.
II этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Перечитывание текста. Беседа по содержанию в целом.
Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ Просмотровое Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет анализ заголовка, подзаголовка просмотр схем, таблиц, оглавления Ознакомительное Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать) чтение по абзацам графические пометки Изучающее Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации выделение смысловых частей вычитывание подтекста
Приёмы работы Чтение текста «с карандашом» Определение основных понятий (без чтения всего текста) Составление таблиц (выборочное чтение) Составление плана текста (для пересказа) Поиск пропущенных слов Комментированное чтение Диалог с автором…
Во время чтения Составление плана Диалог с автором Ключевые слова Комментированное чтение Словарная работа Вопросы Беседа
III этап. Работа с текстом после чтения 1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. 2) Знакомство с писателем. 3) Работа с заглавием, иллюстрациями. 4) Творческие задания.