Презентация «Технология формирования правильного типа читательской деятельности. Технология продуктивного чтения»
Технология формирования правильного типа читательской деятельности. Технология продуктивного чтения.
Чтение – это окошко, через которое дети видят, познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь только тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые открыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В.А Сухомлинский
Проблема Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего школьника чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе снижается.
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск конкретной информации, самоконтроль. Восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование и др.
В.А.Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальной школе создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь.
Профессор Н.Н.Светловская разработала «Теорию формирования типа правильной читательской деятельности». Трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг. 1.Работа с текстом до чтения. 2. Работа с текстом во время чтения. 3. Работа с тексом после чтения.
1этап - работа с текстом до чтения. – прогнозируют содержание текста Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текса, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям .
М.Ю.Лермонтов «Утёс» Ночевала тучка золотая На груди утёса великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный свет в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. По фамилии автора, жанру произведения определить о чём пойдёт речь. Ставят цель. Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения.
2 этап – работа с тексом во время чтения – изучающее чтение текста А) Первичное чтение( самостоятельное, чтение – слушание, комбинированное чтение) Выявление первичного восприятия, совпадений предположений. Б)Перечитывание текста медленное, вдумчивое, выделение непонятных слов и выражений (комментированное чтение) В) Работа над лексическим значением слов (тучка золотая, утёс, лазурь, задумался глубоко, морщина утёса) Г) Устанавливаем, какой приём использовал автор для придания стихотворению выразительности (олицетворение- морщина утёса) Д)Беседа по вопросам. Результат: интерпретация текста.
3 этап- работа с текстом после чтения – рефлексивное чтение текста Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. а)Определяем тему произведения (одиночество) б)Определяем идею произведения. – Что хотел сказать автор читателям? (тяжело быть одному, нужен друг, который поможет преодолеть все тяготы жизни. в) беседа об авторе (презентация) Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
Эффективные приёмы анализа художественного текста 1.Диалог с автором (приём работы с текстом во время чтения) Задача учителя – научить задавать вопросы автору по ходу чтения. 2.Коментированное чтение (с пояснением, толкованием текста) Используется во время перечитывания текста ( погружения)
Формирование УУД до чтения: определять формировать цель деятельности на уроке; учиться высказывать свои предположения на основе работы с иллюстрацией учебника; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; оформлять свои мысли в устной и письменной форме -слушать и понимать речь других. Во время чтения: -эмоционально проживать текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживат; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; выразительно читать и пересказывать текст; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. После чтения -понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать высказывать своё отношение к героям, их поступкам; -делать выводы в совместной работе; учиться работать в паре, группе; -вырабатывать критерии оценки, оценивать себя и других.