12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анохина Галина Владимировна36
3

Организация проектно-исследовательской деятельности с учащимися. Интеграция в обучении.

МОУ «Григорополисская общеобразовательная школа №2»

Новоалександровский городской округ,

Ставропольский край

 

Мастер-класс

«Большое в малом»

Авторы: Сотникова Э.С., Анохина Г.В.

Идея опыта

заключается в том, что правильно организованная проектная и исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время будет способствовать развитию творчества и инициативы, постижению истин природы.

Тема: «Метод проектирования в интегрированном обучении».

Цель класса: Механизмы и средства вовлечения в проектную и исследовательскую деятельность»

Учителя:

- Здравствуйте! Я – учитель физики Анохина Г.В. Я – учитель биологии Сотникова Э.С. Мы сегодня попытаемся рассказать о том, как мы вдвоем работаем на одном уроке. А вот на уроке физики или биологии судить вам.

Когда пройдена очередная тема, отработаны конкретные вопросы, то всегда что мы делаем?

Аудитория:

- Проводим контроль. Чаще всего тестовый.

Учителя:

- Но как хочется рассмотреть некую глубину, которая кроется за теми предметами и явлениями, которые были изучены. Чтобы эту глубину увидеть, надо остановиться, прекратить бег по программе, оглянуться назад. Пересмотреть изученное. Вот тема: «Насекомые и звук»

А сейчас попробуйте расслабиться и отдохнуть. Вы будете слушать природу, его звуки. Закройте глаза и отметьте для себя, звуки чего и кого вы услышите.

Звуки природы.

Учителя:

- Звуки чего и кого вы услышали?

Аудитория:

- Жужжание пчелы, громкое кваканье лягушек, песни птиц, стрекотание сверчка, кузнечика. Все это сливается в единую, красивую своеобразную музыку.

 

Учителя:

- Дети – хорошие наблюдатели. И когда в их руках камера, то у них возникает очень много вопросов.

1 детское видио «Различное по тону жужжание пчел»

Учителя:

- Дети обращаются с вопросом: Я и мой папа – пчеловод хотели бы узнать, почему звук у пчел может быть разным? Что может так повлиять на издаваемый звук пчелой?

2 детское видио «Стрекотание кузнечика и сверчка»

Учителя:

- Дети обращаются с вопросом: Почему звук, издаваемый сверчком мелодичнее, чем у кузнечика?

Учителя:

- Но мы не спешим отвечать на вопросы.

Ведь необходимо знания ребят сделать прочными, усвоенными, осознанными. Тогда скажите, как это сделать?

Аудитория:

- Необходима самостоятельная работа ученика.

Учителя:

- Вы правы. Только проведя опыт, эксперимент, исследование, сделав выводы, у человека появляется осознание накопления личного опыта в данной изучаемой области.

Так как и биология, и физика науки экспериментальные, то на своем мастер-классе мы будем показывать путь экспериментальной работы. Ответ на возникшие вопросы нам даст биофизика. И для этого нам нужна будет помощь коллег. Мы приглашаем занять места за партами.

Многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют. В начале века жизнь поющих насекомых изучал энтомолог Ж.А. Фабр. Он выяснил, что

1. Звуки у них могут возникать при взмахе крыльев. Каждое насекомое имеет свои возможности.

2.А «разговаривают» насекомые при помощи стридуляционного аппарата. Но у каждого вида он имеет свои особенности. В его состав могут входить крылья, надкрылья, ножки, перепонки на груди, к которым прикреплена мышца.

Именно такие приспособления позволяет управлять не только громкостью звука, но и изменять его тон, тембр и частоту. Как вы думаете, что вызывает возникновение разных звуков у медоносной пчелы (лат. Ápis melliféra) И почему это происходит?

Аудитория:

-----

2) Почему же звук мелодичнее у сверчка? И как они извлекаются?

Аудитория:

-----

Учителя:

Видио - это мотивация к активной познавательной деятельности. Это индуктор. Индуктором может быт что угодно: вещество, предмет, явление, песня, высказывание и т.д. Потом мы вас ввели в проблему, рассказав о насекомых и произносимых ими звуках. Выдвинутые вами пути решения (или гипотезы) определяют ход нашего дальнейшего исследования.

Чтобы гипотезы апробировать, надо поставить эксперимент. Смоделировать условия задачи. Что для этого надо?

- Определить объект и предмет исследования;

- Методы и оборудования;

- То есть определиться с инструментарием (методы и оборудование)

- Но будет ли достаточно только провести исследование, эксперимент?

- Необходимо еще изучить теоретические источники.

- Зачем?

- Чтобы обосновать свои полученные результаты.

- Абсолютно верно! На каком-то определенном этапе исследования любой исследователь встречается с ситуацией разрыва, несоответствия своего старого знания новому.

(В нашем случае увидели на видио, что есть звуковые аппараты у насекомых…. А далее?.....)

Ситуация «разрыва» - внутреннее осознание участником несоответствия старого знания – новому.

И это побуждает человека обратиться к самому доступному источнику информации: книге, интернету, либо к учителю, как в нашем конкретном случае. И по биологии, и по физике.Но с другой стороны проектная работа может и не включать эксперимент. Тогда она будет выстроена на поэтапном освоении знаний через справочную и другую научную литературу.

И еще мы хотим акцентировать ваше внимание на том, что последним этапом исследования (опыта, эксперимента) является презентации полученных результатов.

Идет работа в группах.

Учителя:

- Пока две группы работают над мини-проектами, я хочу поговорить с вами о том, что мы всегда пытались глубоко понять природу. Поэтому у нас возникло много дисциплин и предметов. Но если мы хотим взять пример с природы, воспроизвести объекты и процессы природы, то мы должны ее рассматривать в целом. Почему все нынешние технологии плохи. Потому что человеку была важна только одна сторона (пример с деревом). Отсюда парадигма науки: мы глубоко понимаем части, но не видим, не понимаем целое. Поэтому интегрированные уроки сейчас важны как никогда. С них начинается путь к цельному пониманию природы. Теперь вернемся к нашим проектам.

Отчет первой группы (Приложение 1)

Отчет второй группы (Приложение 2)

Наш мастер-класс имеет название «Большое в малом» Смысл названия можно рассматривать двояко.

Есть общее правило: блюсти большое в малом, в частности, в науке и воспитании.

1) С точки зрения новых знаний: нами выбраны одни из самых малых, несложных тем физики и биологии. Но в любом малом кроется большое. В нашем случае это путь от интегрированных уроков до емких школьных проектно-исследовательских работ. И в конечном итоге понимания Мира как Целого.

2) С точки зрения воспитания:

Об этом говорил Лихачев в одноименном произведении. У любого человека есть маленькие и большие цели. Достижение каждой маленькой цели охватывает всего человека, где проявляется его характер, воля. А это значит каждый наш урок, каждая выполненная маленькая проектная работа – это воспитание цельного гражданина. Во всем малом есть проявление большого.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.