Мастер-класс для родителей «В гости к пальчику большому»
Мастер-класс
«В гости к пальчику большому»
Цель: знакомство родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.
Задачи:
Вызвать у родителей желание заниматься с ребёнком по развитию мелкой моторики;
Повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.
Оборудование: фломастеры, карандаши, палочки, разносы с разной крупой, мелкие игрушки и природный материал, грецкие орехи, резиновые игрушки с шипами, пальчиковый театр, крышки от бутылок, шнурки, нитки, бусины, пуговицы, мозаика, пирамидки, матрешки, различные пособия по мелкой моторике и развитию речи.
Участники: родители детей 2 младшей группы, воспитатель Лебедева Е.А.
Форма проведения: мастер-класс.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня, мы предлагаю вам отправиться «В гости к пальчику большому». В своей работе я большое внимание уделяю развитию мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Ученые пришли к заключению, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов.( Мизинец- сердце, безымянный палец- печень(почки), средний- кишечник, указательный- желудок, большой – голова). Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.
Существует несколько разновидностей упражнений для развития мелкой моторики:
Пальчиковые игры с предметами: массажными мячами, карандашами, прищепками развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.
Игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания:
• выполнить узор после выкладывания его взрослым;
• по конечному результату (образцу);
• по словесной инструкции;
Игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий:
• нанизывание на шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности);
• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т.д.); игра «Золушка»;
• сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно;
• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно;
• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям;
• нанизывание колец на тесьму, стержень;
• пальчиковый театр или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, теневой театр.
•бумажные колпачки и крышки от бутылок.(можно стучать тихо-громко, шуршать, катать, скрипеть)
• выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков;
• «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев.
Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа.
Я подготовила игры с пальчиками и упражнения, которым хочу вас научить. Итак, мы все вместе отправляемся «В гости к пальчику большому»
Воспитатель проговаривает слова с показом движений пальцев рук, а родитель повторяют упражнения:
“В гости к пальчику большому”
В гости к пальчику большому выставляем вверх большие пальцы
Приходили прямо к дому соединяем под углом кончики обеих рук
Указательный и средний, называемые пальцы соединяются с большими
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок Затем вверх выставляются только мизинцы,
Постучался об порог. кулачки стучат друг о дружку
Вместе пальчики-друзья, ритмично сжимаем и разжимаем пальцы на
Друг без друга им нельзя. обеих руках.
СЕМЬЯ
Этот пальчик — дедушка, Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с
Этот пальчик — бабушка, большого.
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья!
ТУКИ –ТУКИ-ТУКИ -ТОК
Туки- туки- туки- ток Кулак стучит о кулак поочередно
Застучал наш молоток.
Туки -туки -туки -точки Кулак стучит о кулак поочередно
Застучали молоточки. с ускорением
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли Ритмично сгибать и разгибать пальцы.
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Усложнение: поочерёдное сгибание каждого пальчика на обеих руках.
ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ
Раз, два, три, четыре, пять поочерёдное разгибание пальчиков из кулачков
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять. поочерёдное сгибание пальчиков в кулачки
«БОЛЬШАЯ СТИРКА»
С мамой мы белье стирали, тереть один кулачок о другой
В речке вместе полоскали. водить раскрытыми ладонями вправо-влево
Выжали, повесили имитация
– То-то стало весело! круговые движения кистями рук
ЗАМОК
На дверях висит замок. пальцы в «замочек».
Кто открыть его не смог?
Мы замочком постучали, стучать о стол «замочком».
Мы замочек повертели, круговые движения «замочком».
Мы замочек покрутили
И открыли! показать ладошки.
КАПУСТКА
Мы капустку рубим-рубим, Движения прямыми ладонями вверх-вниз
Мы капустку трём-трём, потирать кулачок о кулачок
Мы капустку солим-солим, поочерёдно поглаживать пальцы
Мы капустку жмём-жмём. сжимать и разжимать кулачки
Я предлагаю вам проиграть в игру с предметами, пусть это будет карандаш.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали
Карандашик я возьму
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;
• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;
• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.);
• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.
Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье.