Урок ИЗО в 6 классе на тему «Пейзаж — большой мир»

2
0
Материал опубликован 29 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

УРОК: «ПЕЙЗАЖ – БОЛЬШОЙ МИР»

Город: Новосибирск

МБОУ СОШ №151

Учитель ИЗО: Тирюшкина Александра Викторовна

Без категории

Класс: 6

Тема урока: «Пейзаж – большой мир».

Продолжительность урока: 45 мин.

ТИП УРОКА: Изучение новых знаний

ЦЕЛИ:

- Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве, об отличительных особенностях разных видов пейзажа- Учить выражать цветом свое настроение;

- Развивать технику работы разными художественными материалами;

- Воспитывать любовь к природе и произведениям искусства;

- Обогащение словаря;

- Развитие логического мышления, память;

- Учить учащихся выражать чувства, эмоции в рисунке.

ЗАДАЧИ:

- Формировать навыки работы художественными материалами в выполнение пейзажа;

- Развивать творческую активность, воображение, память, пространственное мышление;

- Воспитывать интерес и уважение к произведениям искусства; прививать любовь и бережное отношение к природе.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- Компьютер. Проектор. Презентация к уроку.

- Образец педагогического рисунка.

- Детские работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения.

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение ранее изученного материала.

3. Введение в тему урока.

4. Изучение новой темы (Презентация)

5. Практическая часть.

6. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

(На столе лежат альбомы, ластик, карандаш)

2. Повторение ранее изученного материала.

Ученикам задаются вопросы по ранее пройденному материалу: Какие жанры в изобразительном искусстве существуют? Что такое перспектива? Какие виду перспективы существуют? Что такое воздушная перспектива? Как она показывается на картине (рисунке)?

3-4. Введение в тему урока. Изучение новой темы.

Включаем презентацию.

Текст к презентации:

СЛАЙД 1 – Тема урока «Пейзаж - большой мир». Сегодня на уроке мы познакомимся с видами пейзажей.

СЛАЙД 2 – Давайте вспомним, что такое пейзаж. Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

СЛАЙД 3 - Пейзаж — сравнительно молодой жанр живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов.

СЛАЙД 4 - Постепенно, с развитием научных и опытных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, общей композиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировалась в центральный предмет изображения.

СЛАЙД 5 - Во всемирно-культурном процессе пейзаж как живописный жанр заявил о себе, в первую очередь, как европейское искусство, несмотря на существование древнекитайской и других восточных традиций искусства пейзажного рисунка и их влияние на европейские художественные процессы.

СЛАЙД 6 – В XVII—XVIII веках пейзаж является образцом идеальных эстетических воззрений. В конце XIX века работы импрессионистов и постимпрессионистов явились кульминационным моментом необычайного становления пейзажного жанра.

Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок. Живописец мог работать вдали от своей мастерской, на природе, при натуральном освещении. Это значительно обогатило выбор мотивов, приблизило искусство к зрителю, дало возможность творцу воплотить свои непосредственные эмоциональные впечатления в произведение живописи.

СЛАЙД 7 - В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина.

Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, и даже абстрактный характер.

Видов пейзажей много, рассмотрим их более подробно.

СЛАЙД 8 - Архитектурный пейзаж. Изображение в живописи и графике реальной или воображаемой архитектуры в естественной природной среде Архитектурный пейзаж получил широкое распространение в XVIII веке.

СЛЙД 9 - Городской пейзаж стал результатом нескольких столетий развития пейзажной живописи. Разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания.

Особое место занимает Ведута (ит. veduta, букв. – увиденная). Термин возник в Венеции, где ведутами называли виды этого города и его окрестностей, изображённые с топографической точностью.

Великий представитель этого стиля в живописи - венецианский художник Антонио Каналетто (1697-1768).

В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф.Я.Алексеев, М.Н.Воробьёв, С.Ф.Щедрин.

СЛАЙД 10 - Героический пейзаж - пейзаж, в котором показывается грандиозность мироздания, природа представляется величественной и недоступной для человека.

Зрители, смотревшие на героический пейзаж, должны довольствоваться ролью созерцателей, наслаждающихся изображением и совершенствующих свой разум.

Французский живописец Никола Пуссен родоначальник данного вида пейзажей.

СЛАЙД 11 – Голландский пейзаж впервые зародился в творчестве таких мастеров Харлема, как Ван Гойен, Де Молейн и Ван Рейсдал. Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.

Голландцы первыми пришли к изображению отдельных мотивов природы, нередко передавая виды определенной местности. В противоположность пейзажистам академического направления, воплощавшим образы природы в условно-идеальном аспекте, мастера голландского пейзажа передают скромную природу Голландии такой, как она есть, не приукрашивая ее.

СЛАЙД 12 - Горный пейзаж - разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются горы, горные вершины, горные озера, горные речки и горные водопады.

Лесной пейзаж - разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения является лес.

СЛАЙД 13 - Идиллический пейзаж - идеализированный пейзаж, в котором повествуется о совершенстве, гармонии и полноте жизни простых людей, их непосредственных связях с природой. Клод Лоррен является родоначальником идиллического пейзажа.

Для такого пейзажа характерны пасущиеся стада, прохладные ручьи, деревья с густыми кронами, луга, птицы, античные развалины и др.

СЛАЙД 14 - Индустриальный пейзаж - советская разновидность жанра пейзаж, в котором изображена романтика восстановления народного хозяйства, строительство крупных объектов промышленности. Одним из основателей направления индустриальный пейзаж принято считать Константина Богаевского.

СЛАЙД 15 - Исторический пейзаж. Пейзаж, в котором изображены исторические события с использованием архитектурных и скульптурных памятников, связанных с этими событиями.

Исторический пейзаж оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.

СЛАЙД 16 - Каприччо (произошло от итал. capriccio, буквально - каприз, прихоть) - архитектурный пейзаж-фантазия.

Самые известные художники, писавшие каприччо: Франческо Гварди, Антонио Каналетто.

СЛАЙД 17 - Лирический пейзаж, пейзаж настроения.

В лирическом пейзаже изображаемая природа одухотворяется незримым присутствием человека.

Алексей Саврасов является родоначальником лирического пейзажа в русской живописи.

СЛАЙД 18 - Морской пейзаж, марина (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской) - разновидность пейзажа, в котором основным предметом предметом изображения является море, береговые линии и скалы, сцены морского сражения или иные события, происходящие на море.

Морской пейзаж получил широкое распространение в XVII веке в стране мореплавателей и рыбаков - Голландии. Лучшие художники-маринисты того времени были В. ван де Велде, С. де Влигер, Я. Порселлис, Я. ван Рейсдал. В России ярким представителем этого направления был И. Айвазовский.

СЛАЙД 19 - Парковый пейзаж - разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются сады, парки, скверы, аллеи и др. места отдыха людей.

СЛАЙД 20 - Пленерный пейзаж - пейзаж, написанный на открытом воздухе (пленере).

СЛАЙД 21 - Романтический пейзаж - пейзаж, в котором запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его.

Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра - мотивы романтического пейзажа.

Ярчайшими представителями романтического пейзажа в Англии были Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер и Джон Констебл, в Германии Каспар Давид Фридрих.

СЛАЙД 22 - Сельский пейзаж - разновидность пейзажа, в котором изображена поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. В сельских пейзажах особое место занимают легкие пасторальные пейзажи.

Слово «пасторальный» происходит от латинского Pastor — «пастух». Пасторальными называют пейзажи, романы, пьесы и другие произведения искусства, воспевающие спокойный, размеренный и красочный сельский быт, то есть «жизнь глазами пастуха». Пасторали всегда идеализировали изображенный мир.

СЛАЙД 23 - Эпический пейзаж. Для эпического пейзажа характерны величавые картины природы, полные внутренней силы и бесстрастного спокойствия.

Ярким представителем эпического пейзажа был М.К.Клодт, стремившийся к созданию пейзажа-картины, представляющей зрителю целостный образ России.

СЛАЙД 24 - Так же можно разделить пейзажи по временам года: летний, осенний, зимний и весенний.

Сложно выделить пейзаж написанный в каком-то одном направлении. Как правило, виды смешиваются, переплетаются между собой.

5. Практическая часть.

После просмотра презентации провести физминутку. Физминутка может состоять из двух частей. Первая для отдыха глаз.

- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.

- Быстро моргать в течение 10-12 секунд. открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.

-Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд.

Вторая часть направлена на успокоение и концентрацию.

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

После проведения физминутки, ученикам выдается задание: выбрать один из видов пейзажей и сделать набросок карандашом.

Проговариваем порядок работы над пейзажем:

1. Определить композицию листа (вертикально или горизонтально)

2. Определить линию горизонта

- Где будет линия горизонта?

- Что такое линия горизонта?

Если больше хотим показать землю, линию горизонта располагаем выше, а можем изображать без линии горизонта.

3. Размещаем предметы, соблюдая пространственные отношения, первый план рисуем всегда больше, средний меньше, задний план еще меньше.

4. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины

Ученики приступают к работе.

В процессе работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролируя объем и качество выполненной работы.

 6. Рефлексия

За 5 минут до окончания урока учитель проговаривает, что надо заканчивать работу. Выделяет наиболее интересные работы учеников.


виды пейзажей
PPTX / 32.57 Мб

Предварительный просмотр презентации

Пейзаж Пейзаж – большой мир 6 класс Выполнил: Учитель ИЗО Тирюшкина А.В. МБОУ СОШ №151 г. Новосибирск

Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Джотто ди Бондоне «Иоаким присоединяется к пастухам» 1305г

И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» (1889)

ГО СИ (ок. 1020–1090)

К. Моне «Впечатление: Восходящее солнце» (1872)

Эль Греко «Вид Толедо» (1596-1600)

Ф. Я. Алексеев «Красная площадь в Москве» (1801)

Никола Пуссен «Пейзаж с Полифемом» (1649)

Якоб Ван Рёйсдал «Пейзаж с водопадом» (1660-1665)

Л. Лагорио «В горах Кавказа» (1879)

Клод Лоррен «Пейзаж с Аполлоном и Кумской Сивиллой» (1645)

Богаевский К.Ф. «Панорама строительства Днепрогэса» (1930-е)

Н. Рерих «Заморские гости» (1901)

Франческо Гварди «Руины церкви, сельский дом и фигуры на берегу протока лагуны» (1745-1750)

А. Саврасов «Грачи прилетели» (1871)

И. Айвазовский «Девятый вал» (1850)

Леонид Афремов

А. А. Иванов «Аппиева дорога при закате солнца» (1845)

Уильям Тернер «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье» (1842)

Франсуа Буше «Деревенский мостик» ок 1756)

М. К. Клодт «Волга под Симбирском» (1881)

И. Левитан «Золотая осень»1895 А.М. Васнецов «Зимний сон (Зима)» (1908-1914)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.